Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме: «Транспорт»
Программные задачи:
Образовательные:
— расширять представления детей о разных видах транспорта;
— продолжать знакомить с профессиями ( шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).
— учить дифференцировать транспорт: воздушный, водный, наземный.
— закреплять знания о деталях транспорта, совершенствовать грамматический строй речи.
Речевые:
— развивать артикуляционный аппарат;
— ввести в словарь детей понятия: транспорт; воздушный, водный, наземный транспорт.
— совершенствовать грамматический строй речи (развивая умение согласовывать числительные с существительными; образовывать множественное число существительных в именительном падеже; существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), используя игровые упражнения.
— продолжать развивать словесно-логическое мышление, внимание, используя игровые приемы (разгадывание загадок, “летим, плывём, едем”, “кто чем управляет?”, “нелепицы”).
Развивающие:
— развивать внимание, мышление, коммуникативные качества, воображение.
— развивать умение понимать обращенную речь.
— развивать любознательность, восприятие, фонетический слух.
— развивать тонкую моторику, координацию речи с движением.
Формирование навыков учебной деятельности:
— продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности;
Воспитательные:
— воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
— воспитывать уважение к труду взрослых.
— формировать умение детей работать самостоятельно и в паре, договариваться для достижения результата.
Ход занятия
Орг. момент
Дети заходят, здороваются с гостями.
Психогимнастика «Ладошки».
Воспитатель: Покажите свои ладошки. Они теплые и ласковые, давайте возьмемся за руки, почувствуем тепло и ласку друг друга. В каждом из нас есть много хорошего, для того, чтобы хорошего становилось все больше и больше, нужно быть хорошим, добрым, но совершать правильные поступки не всегда легко. Ради доброго поступка можно уступить, помочь, поделиться. Помните это!
2. Создание мотивации к занятию
Воспитатель: Когда у людей хорошее настроение, то хочется отправиться в путешествие.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие? (Да). Для чего люди путешествуют? (Чтобы побывать в далеких краях, навестить своих друзей и родственников, узнать что-то новое). На чем можно отправиться в путешествие? (перечисляют).
Воспитатель: Ребята, а самолет, машина, теплоход одним словом как называются? (транспорт). Как думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о транспорте).
Воспитатель: Тогда сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, а на чем, вы узнаете, если разгадаете мою загадку.
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит
Вы догадались?
Дети: “это поезд”.
Воспитатель. : верно, значит, на чём мы отправимся в наше путешествие?
Дети. : на поезде.
Воспитатель: Замечательно, вы угадали, какие вы молодцы!
Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, я напомню вам правила пребывания в поезде:
“внимательно слушай, другим не мешай,
Когда тебя спросят, тогда отвечай”.
(дети садятся на стульчики)
Основная часть.
Воспитатель. : поезд уже готов к отправлению, а вы готовы?
Дети. : да, готовы!
Воспитатель. : отлично! Тогда наш поезд отправляется в путь! (звучит веселая песенка)
Воспитатель: Внимание! Поезд прибывает на первую станцию "Отгадай-ка". На этой станции мы будем отгадывать загадки.
(первая станция проходит у экрана)
1 загадка: шуршат четыре шины
В дороге у …
Дети: машины.
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Дети:Автобус
В. : как называется транспорт, на котором:
- едут по земле?
Д. : наземный транспорт.
Воспитатель. : правильно, молодцы.
Вот стальная птица,
В небеса стремится
А ведёт её пилот.
Что за птица?
Дети: самолёт
Скажите, как называется транспорт, на котором:
- летают по воздуху?
Д. : воздушный транспорт.
Ходит город-великан на работу в океан
Дети:Корабль
Скажите, как называется транспорт, на котором:
- плывут по воде?
Дети: водный транспорт.
Воспитатель: замечательно!
Воспитатель: Отлично, вы очень радуете меня своими правильными ответами. Справились с заданиями на этой станции.
Воспитатель: Внимание! Наша следующая станция “Называй-ка”
(проходим в центр зала и садимся в круг)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня есть для вас. Давайте повторим виды транспорта.
“Транспорт”
Пять пальцев мы в кулак зажмем,
Пять видов транспорта мы назовем.
(Дети сжимают пальцы в кулачек.)
Будем мы с тобой играть, будем
транспорт называть
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт,
(Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам немного поиграть.
Проводится игра «назови ласково» с мячом. (машина- машинка, корабль –кораблик,колесо-колесико,трамвай- трамвайчик,самолет-самолетик)
Транспорт и его части сделаны из разных материалов, давайте определим материал, из которого сделан транспорт и его части.
Кузов из железа (какой) - железный
Дверца из металла -
Колесо из резины -
Руль из пластмассы -
Сиденье обшитое кожей -
Фары из стекла -
Воспитатель: Хорошо, молодцы ребята! А дальше мы поедем на машине.
Физминутка “Колесики”
Воспитатель: И мы прибываем на станцию - «Управляйка»
Проводится игра :«Кто чем управляет»
Воспитатель: Ребята скажите, а транспорт может двигаться и работать без чьей-то помощи?
Д: нет.
Воспитатель: У меня есть для вас сюрприз. Каждому из вас нужно выбрать свою игрушку и сказать кто ей управляет.
В. : кто управляет самолетом?
Д. : летчик.
В. : кто управляет машиной?
Д. : шофер, водитель.
В. : кто управляет ракетой?
Д. : космонавт.
В. : кто управляет пароходом?
Д. : капитан.
В. : кто управляет автобусом?
Д. : водитель.
В. : кто управляет поездом?
Д. : машинист.
В. : как одним словом назвать то, что вы называли?
Д. : профессии.
Воспитатель: молодцы ребята вы справились с игрой.
Воспитатель: Ребята, сейчас проверим, какие вы вы внимательные. Я вам буду показывать картинку и рядом с ней изображение цифры, ваша задача - сказать правильно.
1,3.5. Самолет, мотоцикл, велосипед, теплоход, пожарная машина, такси, автобус. поезд.
Воспитатель: Дети, нам нужно спешить, нас уже ждут на другой станции.
До нее мы будет добираться на пароходе. Давайте превратимся в ветерочек, который поможет нам быстрее добраться до следующей станции.
Дыхательная гимнастика: «Пароход»
Воспитатель: Вдох делаем носом, а выдох через рот, губки сделали трубочку, щеки надувать нельзя, плечи не поднимаем.
Воспитатель: И мы прибыли с вами на станцию “Забывайка”. Ребята, на этой станции живет замечательный художник, который рисует необычные картины, а вы хотите на них посмотреть?
Дети. : да.
Воспитатель: Тогда давайте на них посмотрим, и попробуем исправить.
“Игра с камешками марблс”
Воспитатель: Вам понравились необычные картины художника?
Дети: да, понравились.
Воспитатель: Красивые картины у вас получились! Художник еще просит помощи: «Помогите разобраться, так бывает или нет! »
Игра «Так бывает или нет»
(правда - хлопают, не правда - топают)
-Самолетом управляет машинист
-Пароходом управляет капитан
-Автобусом управляет пилот
-Машиной управляет водитель
-Вертолетом управляет шофер
Игра «Собери целое».
Воспитатель: Мы с вами оказались в ремонтной мастерской. Сколько здесь поломанного транспорта! Хотите отремонтировать? (Дети собирают разрезанные картинки из 4 частей, затем составляют предложение о том, что они делали: «Я отремонтировал автобус» Автобус нужен людям? Для чего? «Автобус перевозит людей»).
Воспитатель: Молодцы ребята. Транспорт мы починили, но время нашего путешествия подходит к концу, нас наверное уже совсем заждались в детском саду. Нам нужно добраться до конечной станции “Детский сад”, на чем вам больше понравилось путешествовать? (поезд, машина, воздушный шар)
(Добираемся до станции, выбранным детьми транспортом)
Воспитатель: вам понравилось наше путешествие?
Дети. : да.
Воспитатель: Если вам понравилось наше путешествие, то я предлагаю наши машинки загнать в желтый гараж, а если нет, то в оранжевый. А вы, пожалуйста, скажи, какая станция вам понравилась больше всего?
Какое задание вызвало у вас затруднение?
(Ответы детей)
Воспитатель: замечательно! Дети, какие вы у нас молодцы! Выполнили сегодня правильно много заданий! Я за вас очень рада. Вы отлично работали на занятии. Я хочу подарить вам наклейки с транспортом.