СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Тренинг на сплочение"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У студентов есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все студенты  нуждаются в поддержке, и могут ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

Поэтому  так важно и нужно проводить тренинги на сплочение для студентов 1 курса. в колледже. Предлагаю всем коллегам ознакомиться с данной разработкой и взять ее на вооружение. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Тренинг на сплочение"»

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное автономное нетиповое образовательное учреждение

«Хабаровский центр развития психологии и детства «Псилогия»











Тренинг на сплочение









Педагог-психолог

Подпорина А.А.

























Тренинг на сплочение

Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

1. формирование благоприятного психологического климата в группе;

2. нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

3. первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;

4. осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

5. развитие умения работать в команде;

6. сплочение группы.


Возраст участников: 16 -17 лет


Продолжительность тренинга – 2 часа


Примечания по проведению тренинга: длительность каждого упражнения и обсуждения зависит от количества человек, а также от готовности участников принимать активное участие в тренинге. Задача психолога (ведущего) создать максимально комфортные условия для подростков, и конечно мотивация подростков и поддержка.

1 фаза вводная часть

Цель фазы: Знакомство с ведущим, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.

«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

Правила:

1. Не перебивать других участников, внимательно друг друга слушать, говорит один участник

2. Говорить по одному.

3. Уважать чужое мнение, не критиковать, не насмехаться и не оскорблять.

4. Говорить только от своего лица

5. Оказывать друг другу поддержку во время тренинга.

6. Не обсуждать, то что происходит на тренинге за пределами его.

7. Телефоны выключаем, говорим в перерывах.

2 фаза контакта

Цель фазы: Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.

Ведущий тренинга задает группе вопрос

- Я задам три вопроса.

- Вам нужно ответить на эти вопросы всем сразу - хором, не думая.

- Готовы?

Далее тренер последовательно озвучивает три вопроса:

1. Какого цвета чистый лист бумаги?

2. Какого цвета снег?

3. Что пьет корова?

Как показывает практика, 99% участников на вопрос “Что пьет корова?” дружно отвечают – "Молоко". Проходит некоторое время, пока кто-то из участников не замечает ошибку - тогда все начинают бурно веселиться).

Разминка упражнение “Поменяйся местами”

Реквизит: нет

Количество участников: любое

Время: 6 минут.

Описание: поменяться местами те, кто сегодня кушал.

  • Те, у кого сесть младшие братья и сестры

  • Те, у кого в одежде есть белый цвет.

  • Те, кто учится в авиастроительном колледже.

  • Те, у кого в имени есть буква А

  • Те, у кого день рождение летом, зимой.

  • Те, у кого светлые глаза.

Упражнение “Говорящие руки”

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Время: 5-7 минут.

Описание: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

• Поздороваться с помощью рук.

• Побороться руками.

• Помириться руками.

• Выразить поддержку с помощью рук.

• Пожалеть руками.

• Выразить радость.

• Пожелать удачи.

• Попрощаться руками.

Рефлексия.

Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Упражнение «Посчитай до 20»

Нужно ходить по комнате с закрытыми глазами остановиться и с закрытыми глазами посчитать до 20. Ели два человека сказали одновременно, то счет начинается заново.

3 Фаза лабилизации

Цель фазы: Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе.

Упражнение “ Остров”.

Цель: тренировка навыков совместной деятельности. Также можно использовать его в конце занятия на командообразование для эффективного и позитивного его завершения.

Реквизит: лист бумаги формата А3.

Количество участников: любое

Время: 5 минут

Описание: Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек, и каждой команде выдается лист бумаги формата А3.

Тренер озвучивает инструкцию:

“Перед вами остров. Нужно всей командой разместиться на этом острове, то есть встать таким образом, чтобы никакие ноги, руки и другие части тела каких-либо членов команды не касались пола, все должны быть на острове.

Упражнение “40 секунд”

Реквизит: Листок с инструкцией для команды.

Количество участников: любое

Время: 3 минуты.

Описание: Тренер, ничего не комментируя, командам выдает листок, на котором написано следующее:

ПОМНИТЕ, У ВАС ЕСТЬ ТОЛЬКО 40 СЕКУНД!!!

1. Присядьте 2 раза.

2. Подпрыгните на левой ноге 5 раз.

3. Поднимите вверх обе руки 2 раза.

4. Внимательно прочитайте все задания.

5. Громко крикните свое имя.

6. Дважды громко мяукните.

7. Поцелуйте любых 3-х человек.

8. Повернитесь вокруг своей оси 3 раза.

9. Громко посмейтесь над ведущим игры.

10. Коснитесь рукой любых 3-х человек.

11. Подпрыгните на правой ноге 5 раз.

12. После того, как Вы прочитали все задания, выполните только задание №13 и 14.

13. Присядьте на корточки.

14. Положите газетный лист в центр круга на пол.

Игроки, получив листок, начинают действовать. Единственное, что говорит тренер, что у игроков всего 40 секунд на выполнение этого сложного задания.

Обсуждение: Удалось уложиться в отведенное время? Все ребята выполняли упражнения, нацеленные на то, чтобы успеть? Почему не удаллось выполнить упражнение?

4 Фаза обучения

Цель фазы: Отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы, развитию умения взаимодействовать в команде, нахождение общего между участниками.

Упражнение «Наскальная живопись»

Цель: повышение качества невербальной коммуникации, сплочение коллектива.

Ведущий тренинга дает задание необходимо всем детям выстроиться в линию и рассчитаться на 1 и 2. После того, как ребята рассчитались, формируется команда № 1 «Красивые» и команда № 2 «Умные». Успех каждой команды зависит от действия ее участников. Дети встают друг за другом, по командам так, что перед первым участником стоит мольберт и фломастеры (флипчарт). Разговаривать пока еще по-прежнему нельзя. Ведущий показывает человеку, стоящему последним, первую букву загаданного слова «Наша команда» у одной группы , «Путь к успеху» у другой группы (каждую букву необходимо распечатать на отдельном листе бумаги), а он должен написать ее на спине впереди стоящего участника как можно понятнее, таким образом буква передается к первому игроку, и он записывает ее на доске, после чего встает в самый конец команды. Также осуществляется передача всех остальных букв, пока загаданная фраза не будет прочитано. Если ребята неправильно написали слово на флипчарте, тогда карточки с буквами перемешиваются и раздаются ребятам, чтобы они командой смогли собрать данную фразу.

Упражнение «Узелок»

Группа уже поделена на две равные команды. Каждая из команд выстраивается в колонну таким образом, чтобы направляющие колонн стояли лицом друг к другу на расстоянии около 1,5 метра. На роль направляющих можно выбрать наиболее активных и коммуникабельных участников. Каждый участник держит в руке веревку, протянутую вдоль обеих колонн. Дается задание: не отрывая рук от веревки, завязать узел на ее промежутке между двумя направляющими. Техника завязывания узла участникам не объясняется. Они должны сами догадаться и выполнить задание.

Обсуждение: От чего зависел ваш успех? Либо почему не справились? Насколько слаженными были ваши действия? Выявился ли лидер? Охотно ли остальные следовали его указаниям? Может у кого-то было свое видение?

Реквизит: бельевая веревка.

Время проведения: 15 минут


Упражнение «Хорошие и плохие поступки»


Участников делят на две команды случайным образом. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно, задача другой - написать как

можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется.

«Что вы будете считать в своей группе хорошими поступками и уважать за них, а что – плохими».

По желанию каждая команда может подкрепить слова рисунками, сценками о соответствующих поступках. Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, участники соглашаются или нет со списком. В конце ведущий суммирует все сказанное, создается общий список.

Примечание: очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе. Важно осознание участниками группы связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

Реквизит: листы бумаги А4 на две команды, ручки, цветные карандаши, фломастеры.

Время проведения: (5-7 минут – работа в группах, 10 минут – обсуждение, составление общего списка) 15-17 минут.


5. Заключительная фаза


Цель фазы: Подведение итогов, снятие напряжения


Упражнение «Проективный рисунок»


Ведущий предлагает участникам нарисовать коллективный портрет группы: каждый имеет право нарисовать только один элемент. Данную процедуру целесообразно провести в завершение, чтобы увидеть, какие изменения произошли внутри группы.

Реквизит: ватман, фломастеры, цветные карандаши.

Время проведения: 15 минут.


Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!