Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии Актуализация. Этап выявления места и причины затруднения Этап построения проекта выхода из затруднения | развивать мышление, внимание и устную речь обучающихся способствовать формированию умений | Практический Практический (выполнение вычислений) Словесный(беседа) Практический | Итак, ребята, перед тем, как мы приступим к изучению новой темы, я предлагаю вам вспомнить материал, пройденный на прошлых уроках. Обратите внимание на выражения: 25 : 4 = ? 3 : 25 = ? 325 : 5 = ? Ребята, скажите пожалуйста, какое действие выполняется в каждом выражении? (деление) Какой ответ в первом? (6 и остаток 1) Как решали? (обращаем внимание на делимое - 25. Так как оно нацело не делится на 4, мы берём число, меньше делителя и стоящее к нему ближе всех чисел и делящееся на 4 – 24. 24 : 4 = 6. 25 – 24 = 1. Ответ: 25 : 4 = 6 (остаток 1)) Какой ответ во втором? (0 и остаток 3) Как решали? (мы видим, что делимое меньше делителя. Ответом будет 0, а в остаток пойдёт само делимое: 3 : 25 = 0 (остаток 3)) Какой ответ в третьем? (65) Как решали? (мы выполняли деление уголком) Молодцы, ребята. Обратите внимание на слайд: S - ? Что за фигуру мы видим? (прямоугольник) Что дано? (его стороны) Какова длина каждой стороны? (длина равна 2 метра, ширина – 5 метров) Что нас просят найти? (площадь прямоугольника) Как находят площадь прямоугольника? (длину умножают на ширину) Давайте вычислим площадь данного прямоугольника: S = a * b S = 2* 5 S = 10 Верно. Молодцы. 1тыс. = … сот. 10 сотен 1сот. = … дес. 10 десятков 1дес. = … ед. 10 единиц (На доске находятся карточки с выражениями) Обратите внимание на доску: что общего вы видите? (числовые выражения) На какое действие? (на вычитание) Каких чисел? (многозначных) Эти выражения вам нужно разделить на 2 группы. Посмотрите внимательно и скажите, по какому признаку их можно разделить? (1 группа –выражения, в которых в уменьшаемом присутствуют единицы разрядов, 2 группа – в уменьшаемом единицы разряда отсутствуют) Р аспределите выражения по группам. группа 2 группа Обратите ваше внимание на первую группу: умеем ли мы проводить вычитание в примерах, в которых в уменьшаемом единицы разряда присутствуют? (да) Как мы их проводим? (из единиц вычитаем единицы, из сотен – сотни, из тысяч – тысячи…) Ребята, а учились ли мы уже вычитать из многозначных чисел, в которых отсутствуют некоторые единицы разрядов? Значит, какая у нас возникла проблема? (мы не знаем, как вычитать из многозначных чисел, в которых отсутствуют некоторые единицы разрядов) Значит, цель нашего урока какова? (научиться делать вычитания, в которых в уменьшаемом отсутствуют несколько разрядных единиц) Как будет звучать тема нашего урока? (Вычитание из многозначных чисел, когда в уменьшаемом отсутствуют несколько разрядных единиц) -А для продуктивной работы, что нам нужно составить? (план) 1 у доски, остальные в парах. План: 1.Рассмотреть примеры 2.Проанализировать 3.Сделать вывод 4.Соотнести с учебником 5.Применить знания Листы самооценки! | Выполняют вычисления Выполняют вычисления, формулируют ответы на вопросы Рассуждают, формулируют ответы на вопросы Проводят вычисления Рассуждают, сравнивают, делят выражения на группы Формулируют ответы на вопросы Определяют тему и цель урока Составляют план урока | фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная парная | слайд презентации слайд словари слайд презентация Пункты плана Листы самооценки | контроль учителя Контроль учителя контроль учителя самоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Взаимоконтроль | Формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к математике Называть геометрические фигуры Осознание значимости математики | К: контролировать действия партнера; учитывать разные мнения и позиции; владеть диалогической формой речи Р.- планировать свои действия для решения задач; Выполнять учебные действия; Контролировать процесс и результаты своей деятельности П.- осознанно строить речевые высказывания, пользоваться словарями и справочным материалом учебника Р: выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем планировать свои действия в течение урока | способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками Развитие этических чувств; развитие интереса к познанию математики; Осознание ответственности за свои поступки Становление внутренней позиции школьника; развитие этических чувств; развитие интереса к познанию математики; Осознание ответственности за свои поступки |
Этап реализации построенного проекта | | Словесный (беседа) | Открытие нового знания Обратим внимание на выражения. На какое действие эти выражения? (на вычитание) Каких чисел? (многозначных). Как мы будем проводить вычитание в первом выражении? (из единиц вычитаем единицы, из десятков – десятки, из сотен – сотни). Что вы заметили? (единиц в уменьшаемом меньше, чем единиц в вычитаемом) Что делаем в данном случае? (занимаем у десятков) А что скажете про десятки? (единицы десятков тоже отсутствуют) Что делаем в данном случае? (занимаем единицы у сотен). Что скажете про сотни? (единицы сотен тоже отсутствуют). Что делаем в данном случае? (занимаем у тысяч). Сколько мы занимаем у тысяч? (десяток). Сколько остаётся единиц в тысячах? (5) Сколько единиц стало в сотнях? (десять) Но у нас по-прежнему нет единиц десятков, где занимаем единицы? (у сотен) Сколько остается у сотен единиц? (9) Сколько стало единиц у десятков? (10) Из единиц уменьшаемого мы всё ещё не можем вычесть единицы вычитаемого, где занимаем единицы? (у десятков) Сколько стало в единицах, когда мы добавили ещё 10 единиц? (11) Теперь мы можем выполнить вычитание? (да) Что делаем сначала? (из единиц вычитаем единицы: 11 – 6 = 5) Что делаем дальше? (из десятков вычитаем десятки: 9 – 3 = 6) Что делаем дальше? (из сотен вычитаем сотни: 9 – 7 = 2) Что у нас остаётся? (5 единиц в сотнях) Каков ответ? (5 265) Правильно ли мы вычли? (да) (Проделываем ту же работу с остальными примерами) -Какой пункт плана мы выполнили? -Какой следующий? (сделать вывод) -Так какой вывод мы можем сделать, ребята? Что мы учились делать? (вычитать из многозначного числа, в котором в уменьшаемом отсутствуют разрядные единицы) Как мы это делали? (при вычитании в уменьшаемом занимали единицы у разряда, где есть единицы; на месте нулей появляются девятки, к единицам добавляется десяток) | Рассматривают выражения, формулируют ответы на вопросы Проводят вычисления Выполняют вычисления Обобщают, формулируют ответ на вопрос, делают вывод | фронтальная фронтальная фронтальная | доска | Контроль учителя | Овладение основными понятиями и правилами, использовать эти знания и умения для решения различных задач; Овладение основными понятиями и правилами, использовать эти знания и умения для решения различных задач; | Р.- планировать свои действия для решения задач; Выполнять учебные действия; Контролировать процесс и результаты своей деятельности П.- осуществлять аналогии; К.- строить высказывания; участвовать в диалоге | Осознание ответственности за свои поступки Становление элементов коммуникативных мотивов изучения математики; развитие этических чувств; Осознание ответственности за свои поступки |
Этап первичного закрепления с проговариванием | | | -Какой у нас следующий пункт плана? (соотнести с учебником) Откройте учебник на стр. -Объясните, как проводились вычисления. (проговаривают в парах выражения) А сейчас мы с вами выполним задание в учебнике под номером 302. Первую строчку примеров решает 1 вариант, вторую – 2 вариант. (к доске вызываем по 1 человеку от каждого варианта. Они выполняют вычисления на доске, остальные – в тетради. После – ответы детей сверяем с доской) Ребята, прочитайте внимательно задачу под номером 303 Сколько тонн бумаги фабрика выпустила в январе? (4 850) Что сказано про бумагу, выпущенную в феврале? (фабрика выпустила на 365 тонн меньше, чем в январе) Как вы понимаете на 365 тонн меньше? (столько же, но без 365) Как вы понимаете всей бумаги? (количество тонн бумаги, выпущенной и в январе, и в феврале) Сколько из всей бумаги тонн пошло на изготовление общих тетрадей? (6 335) Какое задание? (поставить вопрос и решить задачу) Знаем ли мы, сколько тонн бумаги пошло на производство школьных тетрадей? (нет) Как может звучать вопрос задачи? (сколько тонн бумаги пошло на производство школьных тетрадей?) Зная, что в январе фабрика выпустила 4 850 тонн бумаги, и, зная, что в феврале фабрика выпустила на 365 тонн меньше, чем в январе, что мы можем узнать? (сколько тонн бумаги фабрика выпустила в феврале) Зная, сколько тонн бумаги фабрика выпустила в феврале, и что в январе фабрика выпустила 4 850 тонн бумаги, что мы можем узнать? (сколько всего тонн бумаги выпустила фабрика) Зная, сколько всего фабрика выпустила тонн бумаги, и, зная, что 6 335 тонн бумаги пошло на производство общих тетрадей, что мы можем узнать? (сколько тонн бумаги пошло на производство школьных тетрадей) План: 1.Сколько появилось вопросов? (3) 2.Сколько будет действий? (3) 3.Какое первое? (вычитание) 4.Что узнаем? (сколько тонн бумаги фабрика выпустила в феврале) 5.Какое второе? (сложение) 6.Что узнаем? (сколько всего тонн бумаги выпустила фабрика) 7.Какое третье? (вычитание) 8.Что узнаем? (сколько тонн бумаги пошло на производство школьных тетрадей) Запишите решение в тетрадь. (Все ученики записывают решение в тетрадь, один – на доске) 1)4 850 – 365 = 4 485 (т) – в феврале 2)4 485 + 4 850 = 9 335 (т) – всего 3)9 335 – 6 335 = 3 000 (т) – на школьные тетради (Сверяем решение с доской, записываем ответ) Ответ: 3 000 т Физминутка Ребята, прочитайте задачу под номером 306. В скольких вагонах можно перевезти уголь? (в 100) Они какие? (одинаковые) Как вы понимаете одинаковые? (в каждом вагоне одно и то же количество угля) Сколько тонн угля можно перевезти в этих вагонах? (6 000) Сколько ещё дано вагонов? (3) Они какие? (такие же) Как вы понимаете такие же? (в каждом вагоне одно и то же количество угля) Сколько дано большегрузных вагонов? (2) Как связаны 3 вагона и 2 большегрузных? (в 3 таких вагонах помещается столько угля, сколько в 2 большегрузных) Какой вопрос задачи? (сколько тонн угля в одном большегрузном вагоне) Зная, что дано 100 вагонов, и что в этих вагонах можно перевезти 6 000 тонн угля, что мы можем узнать? (сколько тонн в одном вагоне) Зная, что ещё дано три таких вагона, и сколько тонн угля помещается в одном таком вагоне, что мы можем узнать? (сколько тонн угля в 3 таких вагонах) Зная, что в 3 таких вагонах тонн угля помещается столько же, сколько и в 2 большегрузных вагонах, что мы можем узнать? (сколько тонн угля помещается в одном большегрузном вагоне) План: 1.Сколько появилось вопросов? (3) 2.Сколько будет действий? (3) 3.Какое первое? (деление) 4.Что узнаем? (сколько тонн угля в 1 вагоне) 5.Какое второе? (умножение) 6.Что узнаем? (сколько тонн угля в 3 таких вагонах) 7.Какое третье? (деление) 8.Что узнаем? (сколько тонн угля в 1 большегрузном вагоне) Запишите решение в тетрадь. (все записывают решение в тетрадь, один – на доске) 1)6 000 : 100 = 60 (т) – в одном вагоне 2)60 * 3 = 180 (т) – в 3 таких вагонах 3)180 : 2 = 90 (т) – в одном большегрузном вагоне (Сверяем решение с доской) Ответ: 90 тонн | Слушают указания учителя, рассуждают, выполняют задание Читают условия задачи, Формулируют ответы на вопросы Составляют схему задачи совместно с учителем Выполняют анализ и синтез Формулируют ответы на вопросы Выполняют вычисления; Записывают решение в тетрадь Выполняют анализ и синтез Заполняют таблицу совместно с учителем Формулируют ответы на вопросы Выполняют вычисления; Записывают решение в тетрадь | парная фронтальная индивидуальная фронтальная фронтальная индивидуальная | учебник Учебник, доска Тетрадь учебник Тетрадь, доска | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Самоконтроль взаимоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Самоконтроль | Формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к математике Формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к математике Формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к математике Формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к математике Формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к математике | Р.- контролировать процесс и результаты своей деятельности; П.- понимать информацию Р.: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; П.: Использовать рисуночные и символические варианты математической записи; на основе кодирования строить несложные модели математических понятий Р.- контролировать процесс и результаты своей деятельности; П.- понимать информацию Р.: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; П.: Использовать рисуночные и символические варианты математической записи; на основе кодирования строить несложные модели математических понятий. К.: Участвовать в диалоге, в общей беседе, задавать вопросы, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли | развитие интереса к познанию математики; Осознание ответственности за свои поступки развитие интереса к познанию математики; |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | | Практический (выполнение упражнения) | Ребята, теперь мы с вами выполним задание под номером 307. Что вы видите? (выражения) Как вы думаете, что нам нужно сделать? (выполнить вычисления) Первый вариант выполняет в тетради первую строчку, второй – вторую. По окончании работы – меняемся тетрадями и сверяем ваши ответы со слайдом) 10 106 – (8 508 – 3 469) = 10 106 – 5 039 = 5 067 (1 000 + 200) : (20 * 5) = 1 200 : 100 = 12 31 010 – (5 000 – 3 774) = 31 010 – 1 226 = 29 784 (4 000 – 500 : 100) * 10 = (4 000 – 5) * 10 = 3 995 * 10 = 39 950 | Выполняют задание Отвечают на вопросы учителя | Индивидуальная фронтальная | | Самоконтроль Контроль учителя | | П.- осознавать познавательную задачу, решать ее; осуществлять аналогии | Развитие интереса к познанию математики |