СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока " 3 склонение имен существительных".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " 3 склонение имен существительных".»

Тема урока:  «3-е склонение имён существительных»

Тип урока: Тип урока:

-по ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

-по способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

-по ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Цели урока:

Цели: Учебно-познавательные: Познакомить с признаками имён существительных

3-го склонения; учить распознавать имена существительные 3-го склонения.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность, воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость

Личностные:

-обучающиеся готовы к восприятию нового, к саморазвитию и самообразованию;

-ответственно относятся к выполнению учебных задач;

-демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:

-ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

-выдвигают простейшие гипотезы;

-выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

-работают с информацией и преобразуют её;

-находят причинно-следственные связи;

-оценивают свою работу.

Предметные:

-имеют представление о склонение имён существительных;

-умеют находить имена существительные 1 и 2 , 3 склонения

-знают алгоритм определения склонения имён существительных по роду и окончанию

Формы организации познавательной деятельности: (фронтальная, парная, групповая, индивидуальная)

Учебно- методическое обеспечение: учебник «Русский язык» (авт.  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)

Оборудование:  компьютер, презентация, карточки.

Оформление доски: число и мешки, в которых хранится информация о склонениях

Методы: словесный, частично-поисковый, проблемный.

Образовательные технологии обучения: личностно – деятельностная, технология создания учебной ситуации.


Ход урока

I. Организационный момент (1 минута)

-Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости, а гости в доме- это всегда к радости. Поприветствуйте наших гостей, подарите им улыбку, а теперь улыбнитесь друг другу и тихо садитесь.

-Хорошее настроение, взаимовыручка, желание активно и внимательно работать помогут нам сделать новые открытия. Желаю Вам успехов!


II. Актуализация знаний.

-На столах у вас лежат оценочные листы, отметьте каждый в своём, что вы уже знаете и что умеете. В конце урока каждый дополнит свой лист, запишет, что нового узнал и чему научился на уроке.

-Ребята, как называется раздел в котором мы работаем? (Имя существительное)

- Давайте проверим, насколько хорошо вы знакомы с этой частью речи. Поиграем в игру « Правда или ложь». Возьмите графические карточки, если вы считаете, что я сказала правду ставите +, если не согласны с моим утверждением -

1.Правда ли, что имена существительные обозначают предмет? (+)

2. Правда ли, что имена существительные отвечают на вопросы какой, какая, какие?( -)

3. Правда ли, что большинство имен существительных изменяются по числам?(+)

4. Правда ли что у имени существительного возможно определить время?(-)

5. Правда ли что имена существительные изменяются по падежам? (+)

6. Правда ли что род у имени существительного непостоянный признак? (_-)

Если вы верно отвечали, какую закономерность заметили?

( чередуются ответы)

-Молодцы. Вы хорошо уже знакомы с именем существительным.

I.Самоопределение к деятельности (10 минут)

-Ребята, а какой теме посвящены наши последние уроки? С каким постоянном признаком имён существительных мы работаем (склонение существительных) -Что такое склонение? (изменение существительных по падежам, их 6)

- Кто назовёт мне все падежи. А какой падеж не имеет предлогов? Как по -другому можно ещё его называют? ( нач. форма слова)

-Вернёмся к склонению. Сколько групп склонений имён существительных вы уже знаете? (2)

-Молодцы. Настало время проверить, насколько хорошо каждый из вас знает склонения. На доске вы заметили 3 мешочка. Вам интересно, что хранят они? Есть предположения? В этих мешках находится важная информация, которая может вам помочь выполнить заданиями. В случае затруднения вы можете просто попросить и мы откроим один из них, а можете постараться и выполнить все задания самостоятельно

(На доске слова записаны в столбик, я читаю стих:)

- «Слова к нам в гости вновь пришли, чтоб мы порядок навели»

(«Сердце, утюг, Коля , сумма, тростник, облако, торговля, ловкость, ночь, дедуля, печка, декабрь, кольцо

-Ребята, предположите, какое задание нам необходимо выполнить? (на доске 1 и 2 цифры)

Вам необходимо выбрать слово, вставить пропущенную букву и распределить слова в группы согласно склонению.(называют род и окончание)

-Для выполнения задания будем пользоваться подсказкой мешочка № 1? . Дети выходят, выбирают слово, называют его. Дети выбирают слово, определяют род, выделяют окончание и отправляют в группу .( ситуация успеха).

Делаем вывод: к 1 склонению относятся существительные ж.р и м.р с окончанием а и я в нач. форме; ко 2 склонению относятся существительные м.р с нулевым окончанием и ср.р.с окончанием о и е в нач. форме)

-Проверим, откроем 1 мешочек. (на доске информация про 1 и 2 склонения-прикрепить в каждый столбик ), лишние слова остались .

Хвалю детей за самостоятельность.

Задаю вопросы учащимся.

- У всех ли имён существительных определили склонение?

- Как вы думаете, а остальные слова, которые не вошли в первое и второе склонение, относятся они к какому-нибудь другому склонению?

- К какому? Как это склонение может называться? (предполагают, что есть ещё одно)

Хвалю ребят за смекалку и внимательность.

- Какую информацию хранит 2 мешок?

-Сформулируйте тему и задачи урока (« 3 склонение имён существительных» . Познакомиться с особенностями имен существительных 3-го склонения, научится распознавать такие существительные) на доске открыть тему

Учитель ставит класс перед выбором изучения нового материала.

- Знания о третьем склонении достанем из мешочка или будем добывать сами?

-Для того, чтобы открыть новую тайну русского языка, мы будем наблюдать, ,рассуждать, анализировать, делать выводы.. .



- Открываем тетради, записываем число и классная работа.

Я подготовила для вас новое интересное задание. Девизом для его выполнения станет пословица: « Одна голова –хорошо, а две-лучше». ( работа в парах)

Задание: «Третий лишний» ( на слайде слова, в каждой группе исключить лишнее слово по какому-либо признаку.) , записать его в тетрадь .

1.Конь, портфель, дверь –ж.р все сущ.м.р

  1. Беречь, стеречь , помощь-ж.р все глаголы неопр.формы-не может определить врея

  2. Торжество, достоинство, скромность –ж.р все –сущ.ср.р)



-Давайте проверим. Какие существительные вы выписали себе в тетрадь (называют, объясняют почему.) Оценка работы своей пары, кто верно всё выполнил, кто был внимательным и тд.

-Определите род у существительных, которые вы исключили, выделите окончание. Что вы заметили? ( все слова ж.р. с нулевым окончанием)

-Сделайте предположения ( возможно именно они образуют 3 склонение). -Ребята, а подходят в новую группу слова, которые остались лишними в начале урока?

-Как мы это можем подтвердить? ( с помощью правила в учебнике или откроем 3 мешочек)

- Подтвердим данную информацию правилом. Откройте учебники на с.98 и прочитайте правило.

Физминутка. (Слайд )

Игра «Раз, два, три- склонение покажи»

Если вы слышите имя существительное 1 склонения – присесть; если имя существительное 2 склонения – руки вверх; если имя существительное 3 склонения – прыжок. (Учащиеся выполняют задание стоя у парты)


Дружба, радость, конь, дед, дедушка, рысь, морковь, словарь, облако тишина, тишь, солнце. Кисть, кисточка)

-Молодцы! Отдохнули и принимаемся опять за работу.

Первичная проверка понимания. Распознавание склонения имён существительных, имеющих одинаковые окончания.

«Девизом для следующего задания станет пословица « Один за всех и все за одного» (работа в группе)

-Сейчас вы будете работать вместе. Вспомним правила работы в группе(работать тихо, договариваться, внимательно слушаем друг друга)

Каждая группа получает конверт с заданием. У каждой группы своё задание_ 1 группа : найти существительные 3 склонения, 2 группа- определить склонение по алгоритму, 3 группа- выбрать существительные 3 склонения, какие из них можно отнести к слову « совесть»)

-Каждая группа отвечает ( зачитывает задание и ответ, Оценка работы каждого) Проверяем со слайда каждую группу.

-Молодцы!

Осмысление и закрепление изученного материала.

Разноуровневая самостоятельная работа.

– Теперь проверим свои силы, узнаем на каком уровне каждый из вас усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь. ( детям раздать сразу все карточки, они сами выбирают, выполняют, а потом по очереди просто проверяем каждую карточку со слайда-дети могут сказать. Какую они выбрали)

Уровень 1.

Укажи склонение имён существительных.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Подчеркни существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определи склонение у всех существительных.

Отец -

Деревня-

Торжество-

Везение-

Чародей-

Зной-

Проверяем каждую карточку по очереди .

Кто выбрал карточку номер1? (дети подняли руки, по очереди проверяем, оцениваем себя на полях тетради ! + -) и т.д.

-Молодцы, ребята.

Подведение итогов урока.

-Вот и подходит к концу наш урок.

- Какой материал сегодня повторили? (вспомнили про имя существительное, род имен существительных, склонения)

-Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

-Для чего нам необходимо хорошо знать про склонения имён существительных? ( для того, чтобы правильно писать окончания…) дополните свой лист самоконтроля, запишите, что вы ещё узнали на уроке сегодня, чему научились.

Рефлексия

Фразеологизмы:

- А были ли мы дружными на уроке? Оцените работу класса , выберите выражение со слайда, который больше всех подходит к нашей работе на уроке.. Начните со слов: « Сегодня на уроке мы …


  1. Работать засучив рукава

  2. Бить баклуши

  3. До седьмого пота

  4. Рука об руку

XI.Домашнее задание: разноуровневые карточки




























Приложение 1




Самостоятельная работа


Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец- ……………….. деревня- …….. , торжество- ……….. везение- ……….. , чародей- ………..





































Приложение 2

Группа 1. Выбрать только существительные 3 склонения

Тень, день, бровь, червь, рысь, гусь, июнь, болезнь, медаль


Группа 2. Пользуясь алгоритмом определить склонения имён существительных

1. Поставить существительное в начальную форму ( Им.п)

2. Определить род и выделить окончание

3. По роду и окончанию определить склонение

Определите склонение существительных:

около рощи-

о море-

в проруби-

на солнце-



Группа 3. Выбрать существительные 3 склонения.

Хитрость, достоинство, скромность, шалость, благородство, справедливость, стыдливость, искренность.

Какие из них вы могли поставить рядом со словом «совесть»?





Приложение 3





Домашнее задание

1 вариант.



Запишите к каждому слову близкое по значению слово или однокоренное слово другого склонения

Мама – Конь -

Неправда – Александр -

Луна – Площадь -

Андрей – Картошка

Дед – Папа -

Повар – Коза –

Обозначьте склонения всех имён существительных.






2 вариант .


От данных существительных образуйте новые слова 3 склонения.

Вещица – Кисточка -

Мышка- Тетрадочка -

Морковка – Дочка -

Ночка – Горсточка -

Печка – Брошка -

Ёлочка - Упряжь –

Обозначьте склонения всех имён существительных



ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Лист самоконтроля:

Фамилия, имя

Я знаю:

Я умею:

1. Что такое имя существительное.

1.Определять род имени существительного

2. Что называется склонением имён существительных.

2. Определять склонение имени существительного по роду и окончанию

3.Какие существительные относятся к 1 и 2 склонению.

Что нового узнал():_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка за урок













Приложение 5.

Графические карточки

1

2

3

4

5

6