СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 4 класс, Школа России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект разработан по ФГОС. Данный урок соответствует программе «Школа России». По типу является открытием новых знаний. Его структура полностью соответствует заявленному типу. Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 4 класс, Школа России.»

Урок 35. Начало истории человечества

Цели
деятельности
учителя

способствовать формированию у учащихся представления о первобытных людях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, дополнительными источниками информации; организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: регулируют собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; картины жизни первобытных людей

Основные
понятия

Первобытные люди, дриопитек, археология, геродот



организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

Орг.момент


- Прочитайте текст на доске: (Слайд 1)

Познание – великая страна,

Как бесконечность, глубока она.

В страну ведут великие пути,

Не всякому легко по ним идти.

Тому в страну познанья путь открыт,

В ком жажда знаний тайная горит.

(Б.Искаков)

- Как вы думаете, почему познание называют великой страной?

А вы, ребята, готовы узнавать что-то новое и интересное? Разгадывать то, что нам неведомо?

- Тогда в путь!






I. Мотивация
(само-определение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

- Догадайтесь, о каком учебном предмете идет речь.

Изучаем мы природу и сезоны года,

Птиц, животных, насекомых, местную погоду.

Может, станем агрономами, в ботаники пойдем,

Со знаниями нашими нигде не пропадем. («Окружающий мир».)

- Вы сегодня принесли вторую часть учебника «Окружающий мир». О чем пойдет речь в этой части? Вы сможете ответить на этот вопрос, отгадав еще одну загадку.

Всем известно, что она

И чудес, и тайн полна.

На чужих ошибках учит

И вовеки не наскучит! (История.)

- Что вы уже слышали и знаете об этой удивительной науке – истории? (Высказывания детей.)


слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация опорных

знаний

Обобщение изученного материала.

– Что такое история?

– У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами.

История – наука о прошлом, изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные:
извлекают необходимую информацию
из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собствен-

Устные ответы,

составление рассказа, разгадывание



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7




Кроссворд





Рассказ учителя.


История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

Ребята, вы любите отгадывать кроссворды? Давайте вспомним исторические термины, изученные раньше, и решим кроссворд. (Слайд 3)

Прочитайте выделенное слово. Кто это? 

(Геродот — первый ученый-историк). Его называют «отцом истории». Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Он назвал свой труд «История» (Слайд 4)



Решают кроссворд



Коллективная

ные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия,
замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для реше-

кроссворда

III. Изучение
нового материала





















































































































































физкультминутка









  1. Знакомство с учебником

- Откройте содержание и посмотрите, что мы будем изучать в этой части книги.

- Какая тема вас заинтересовала больше всего?

- Анализируя содержание, что вы еще можете сказать о том, какую работу мы будем продолжать на уроках? (Мы будем работать над проектами, проверять себя и оценивать свои достижения.)

- Откройте учебник на с. 204. Сколько тем проектов предлагается авторами учебника? (15 тем.)

Я вам предлагаю дома внимательно ознакомиться с темами проектов и выбрать любую из них, также можно придумать свою тему проекта. На следующем уроке расскажете о своем выборе и, может быть, объединитесь в группы.

- Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название первого раздела. («Страницы всемирной истории».)

- Прочитайте, чему будем учиться, изучая этот раздел.


  1. Работа по учебнику

С. 4

- Прочитайте тему урока: «Начало истории человечества». Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- Прочитаем, о чем узнаем, чему научимся.

- Как мы узнали о первобытных людях? (Ученые проводят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.) (Слайд 6)

- Вспомните, как называют этих ученых. (Археологами.) (Слайд 7)

- Чтобы последовательно изучать историю человечества, ученые разделили ее на несколько больших эпох. Прочитайте их названия. Вам надо расставить их в хронологическом порядке и объяснить ход своих рассуждений.

3. Работа в группах.

Пять человек держат таблички с названиями эпох. Все совещаются, делают выводы, расставляют детей с табличками в определённом порядке. (Первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени.) (Слайд 8)

- И мы начинаем изучение истории с первобытной истории. (Слайд 9)

Что вам известно по этой теме? Что вы хотели бы узнать?

Выслушиваются ответы детей.

- Сегодня мы постараемся найти ответы на все ваши вопросы, а если какой-то вопрос поставит в тупик, мы поищем ответ в различных источниках. Кто или что сможет вам в этом помочь?

Работа в группах

(Каждая группа получает карточку с заданием)

Рассмотрите рисунки на стр.4-5. Самостоятельно прочитайте стр.4-6 узнав новую информацию из текста и постарайтесь найти ответы на вопросы:

1-ая группа «Археологи»: Найдите в тексте на стр. 5, где археологи нашли следы существования первобытных людей. (Слайд 10)

Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад

 2-ая группа «Аналитики»: сравните внешние особенности современного человека и древнего по рисункам учебника на стр. 5. (Слайды 11-12)

Древнейший человек и современный человек: 

По сравнению с современным человеком у древнего человека ноги короче. Так же как и современный человек, древний ходил прямо. В отличие от современного человека, древний человек имеет густой волосяной покров по всему телу. По сравнению с древним человеком у современного человека меньше уши. Сравнивая челюсть древнего человека, можно сказать, что она развита больше. Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как им не надо было разгрызать куски сырого мяса. Кроме развитой челюсти, у древних людей лучше развит орган обоняния. В отличие от древнего человека у современного лоб стал выше, поскольку увеличился объем мозга.

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами, современных людей, и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.


3-я группа «Исследователи»: 1. Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной? (Слайды 14-25)

(Первобытная (родовая) община. Характеризуется коллективным трудом и потреблением).

2.Почему первобытные люди жили группами?

- Как вы думаете, могла ли семья выжить в одиночку?

(В одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни)

Могла ли семья выжить в одиночку?

3.Почему им не нужно было заботиться о тёплой одежде? Для чего строили жилища первобытные люди?

(Они жили там, где всегда тепло); (Дома им были необходимы для того, чтобы защищаться от палящих лучей солнца, непогоды, хищников).

4.Для чего изготавливали орудия труда?

(Разделывать, разрезать шкуры животных)

Первыми орудиями труда людей были руки, ногти и зубы, а также камни, обломки и сучья от деревьев.

- Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу?

– Правильно. Первые люди должны были охотиться, собирать разные растения, а также научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня.

4-я группа «Историки»: с.6

Подготовьте сообщение о первобытном человеке. Чем занимались мужчины? (Ходили на охоту, рыбалку)

Чем занимались женщины?

(Срывали плоды с деревьев, разыскивали яйца птиц, черепах, выкапывали съедобные корешки, собирали то, что давала им природа.)

Первыми орудиями труда людей были руки, ногти и зубы, а также камни, обломки и сучья от деревьев.

Первые люди должны были охотиться обирать разные растения, а также научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня. Основным занятием древних людей были охота и рыбная ловля. Которые требовали большой силы и ловкости. Древний человек вряд ли умел считать больше чем до пяти. Но он мог часами сидеть неподвижно в засаде во время охоты или соорудить хитроумную ловушку для огромного мамонта. Собирательством – умение разбираться в разных растениях и собирать съедобные грибы, а также обменом добычей- с другими племенами.

5-я группа «Журналисты»: с.4-6

- Сформулировать 3-4 вопроса к тексту.

- Для чего изготавливали орудия труда?

- Почему первобытные художники рисовали животных?

- какие изобретения дошли до наших дней?

- почему огонь стал помощником для человека?


Игры «Охота», «Рыбная ловля», «В пещере».

«Охота»

Приготовились к охоте.

Притаился зверь в лесу

 Я сейчас копье метну. 

«Рыбная ловля» 

 А сейчас мы рыбу ловим. 

 Вдох, дыханье затаи… 

 Приготовили гарпун. 

 Прямо в рыбу угоди. 

 «В пещере» 

 Сели. Мы сейчас в пещере.

Взяли шкуры в руки мы. 

 И иглою три, четыре, 

 Шире руки развели! 


Рассказ учителя о жизни первобытного человека

Использование огня. (Слайды 31-32)

- Как древний человек использовал огонь?

- Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем нашёлся смельчак, который стал использовать огонь, оставленный природными явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи. Он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. Огонь дал человеку то, что нет в природе.

Первобытное искусство. (Слайды 33-39)

- Почему первобытные художники рисовали животных? (От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей).

- Внутри каждого племени складывались определенные обычаи и правила поведения. Живя в пещерах, они рисовали на стенах.

Лепили из глины или вытесывали из камня людей, животных, украшали посуду. Наверное, им хотелось изобразить мир, в котором они жили.

Первобытная история длилась сотни, тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды. На территории нашей страны они появились примерно полмиллиона лет назад.


Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По останкам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. Древнейший человек сильно отличался от нас
с вами – современных людей – и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед.

(Ученики просматривают содержание, называют разделы.) (Ученики перечисляют понравившиеся темы.)






(Ученики читают текст.)



(О первобытных людях.) (Слайд 5)

(Ученики читают первый абзац на с. 4)


Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей.






(Книга, Интернет, человек, который знает больше, учитель, родитель, старшеклассник).









Отвечают
на вопросы.






Внимательно слушают.








Ответы детей.


Фронтальная.

Устные ответы



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7














Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые, а мозг больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. Больше половины первобытных людей не доживали до 20 лет: одни погибали в когтях хищников, другие – от болезней и голода.
























Индивидуальная

ния проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием


IV. Вклю-

чение
в систему знаний
и повторение

Фронтальный опрос.

- Почему первобытные люди жили группами? (В одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни.)

- Для чего они изготавливали орудия труда? (Чтобы разделывать, раз-резать шкуру животного.)

- Почему первобытные художники рисовали животных? (От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей.)

- Какие изобретения первобытных людей дошли до наших дней? (То-пор, молоток, игла, шило.) Тест.

Отвечают
на вопросы.



Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации
(из материалов учеб-

Устные ответы,

записи
в тетради



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

изученного











Задания
из электронного приложения к учебнику

– Первобытные люди оставили нам «письмо» в виде рисунков. Прочитайте его с помощью подсказки.


Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации




читают: «Желаем успехов вам на уроках истории».




Выполняют
задания


ника и рассказа учителя); владеют логическими операциями.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения
последовательности
работы


V. Итоги урока.





















Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

- Какова была цель урока?

-Кого называли «отцом истории»?

На какие эпохи учёные делят историю человечества?

Какая эпоха в истории была самой долгой?

Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобыт-ной?

Какие трудности испытывают учёные при изучении жизни первобыт-ных людей?

Почему первобытные художники рисовали животных?

– Что нового вы узнали из истории человечества?

– Для чего вам нужна эта информация?

- Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)

Ученики читают вывод на с. 7 учебника.


- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем еще надо поработать?

- Кого можно поблагодарить за урок?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

А как сейчас вы можете ответить на вопрос, почему познание – это великая страна?

- Молодцы! Я всех благодарю за хорошую работу

читают вывод в учебнике на с. 7.

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету

Устные ответы



Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, ч. 2, с. 4–6 (пересказ текста); ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1–3, с. 7

2. У меня осталось несколько тайн первобытного человека. Если у вас есть желание, можете разгадать их дома.

Загадки первобытного человека

У окружающих нас в быту вещей есть своя древняя история. Пожалуй-ста, напишите, как выглядели у первобытных людей следующие пред-меты: кровать, стол, стул, зубная щетка, ложка, тарелка.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач


кроссворд

1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории. (Музей.)

2. Учреждение, где хранятся документы. (Архив.)

3. Деловая бумага. (Документ.)

4. Книжка с перечнем всех дней в году. (Календарь.)

5. Предмет, выставленный в музее. (Экспонат.)

Ключевое слово: Геродот.


Древнейшие люди жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома им были необходимы в первую очередь для того, чтобы защититься от палящих солнечных лучей, и они строили эти дома-шалаши очень быстро. Большая же часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи.

Женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых, яйца птиц и черепах – собирали то, что давала им природа.

Но людям нужно было мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты. Как же охотились на мамонта? Выкапывали огромную яму-ловушку, покрывали ее сверху жердями, жерди маскировали ветками. Мамонт мог случайно провалиться в такую ловушку, но чаще всего охотники специально поднимали шум, пугали мамонта огнем и загоняли его в яму. Выбраться он уже не мог, охотникам оставалось только добить свою жертву. После этого яма-ловушка превращалась в кладовую, где хранилась целая гора мяса, и люди могли жить спокойно, не беспокоясь о том, как утолить голод.

Успех охоты и сбора съедобных растений во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям съедобное зерно…

Охотники, отправляясь на охоту, не знали, что их ждет: может быть, убьют большого зверя и обеспечат себя мясом на несколько дней, а может быть, весь день пробегают по лесу в поисках добычи, а домой вернутся ни с чем.

И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной «терке» перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало одно зерно, вырос целый колосок. Теперь уже можно было выращивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам.

Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от нее поросят. Помещали детенышей в загон, кормили их, растили… И оказалось, что теперь неудача на охоте не страшна людям: вот она, еда, – в загончике возле дома.

Так возникли земледелие и скотоводство, так люди стали меньше зависеть от капризов природы.



Скачать

© 2019, 290 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!