Знакомство с учебником - Откройте содержание и посмотрите, что мы будем изучать в этой части книги. - Какая тема вас заинтересовала больше всего? - Анализируя содержание, что вы еще можете сказать о том, какую работу мы будем продолжать на уроках? (Мы будем работать над проектами, проверять себя и оценивать свои достижения.) - Откройте учебник на с. 204. Сколько тем проектов предлагается авторами учебника? (15 тем.) Я вам предлагаю дома внимательно ознакомиться с темами проектов и выбрать любую из них, также можно придумать свою тему проекта. На следующем уроке расскажете о своем выборе и, может быть, объединитесь в группы. - Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название первого раздела. («Страницы всемирной истории».) - Прочитайте, чему будем учиться, изучая этот раздел. Работа по учебнику С. 4 - Прочитайте тему урока: «Начало истории человечества». Как вы думаете, о чем пойдет речь? - Прочитаем, о чем узнаем, чему научимся. - Как мы узнали о первобытных людях? (Ученые проводят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.) (Слайд 6) - Вспомните, как называют этих ученых. (Археологами.) (Слайд 7) - Чтобы последовательно изучать историю человечества, ученые разделили ее на несколько больших эпох. Прочитайте их названия. Вам надо расставить их в хронологическом порядке и объяснить ход своих рассуждений. 3. Работа в группах. Пять человек держат таблички с названиями эпох. Все совещаются, делают выводы, расставляют детей с табличками в определённом порядке. (Первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени.) (Слайд 8) - И мы начинаем изучение истории с первобытной истории. (Слайд 9) Что вам известно по этой теме? Что вы хотели бы узнать? Выслушиваются ответы детей. - Сегодня мы постараемся найти ответы на все ваши вопросы, а если какой-то вопрос поставит в тупик, мы поищем ответ в различных источниках. Кто или что сможет вам в этом помочь? Работа в группах (Каждая группа получает карточку с заданием) Рассмотрите рисунки на стр.4-5. Самостоятельно прочитайте стр.4-6 узнав новую информацию из текста и постарайтесь найти ответы на вопросы: 1-ая группа «Археологи»: Найдите в тексте на стр. 5, где археологи нашли следы существования первобытных людей. (Слайд 10) Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад 2-ая группа «Аналитики»: сравните внешние особенности современного человека и древнего по рисункам учебника на стр. 5. (Слайды 11-12) Древнейший человек и современный человек: По сравнению с современным человеком у древнего человека ноги короче. Так же как и современный человек, древний ходил прямо. В отличие от современного человека, древний человек имеет густой волосяной покров по всему телу. По сравнению с древним человеком у современного человека меньше уши. Сравнивая челюсть древнего человека, можно сказать, что она развита больше. Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как им не надо было разгрызать куски сырого мяса. Кроме развитой челюсти, у древних людей лучше развит орган обоняния. В отличие от древнего человека у современного лоб стал выше, поскольку увеличился объем мозга. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами, современных людей, и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. 3-я группа «Исследователи»: 1. Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной? (Слайды 14-25) (Первобытная (родовая) община. Характеризуется коллективным трудом и потреблением). 2.Почему первобытные люди жили группами? - Как вы думаете, могла ли семья выжить в одиночку? (В одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни) Могла ли семья выжить в одиночку? 3.Почему им не нужно было заботиться о тёплой одежде? Для чего строили жилища первобытные люди? (Они жили там, где всегда тепло); (Дома им были необходимы для того, чтобы защищаться от палящих лучей солнца, непогоды, хищников). 4.Для чего изготавливали орудия труда? (Разделывать, разрезать шкуры животных) Первыми орудиями труда людей были руки, ногти и зубы, а также камни, обломки и сучья от деревьев. - Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу? – Правильно. Первые люди должны были охотиться, собирать разные растения, а также научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня. 4-я группа «Историки»: с.6 Подготовьте сообщение о первобытном человеке. Чем занимались мужчины? (Ходили на охоту, рыбалку) Чем занимались женщины? (Срывали плоды с деревьев, разыскивали яйца птиц, черепах, выкапывали съедобные корешки, собирали то, что давала им природа.) Первыми орудиями труда людей были руки, ногти и зубы, а также камни, обломки и сучья от деревьев. Первые люди должны были охотиться обирать разные растения, а также научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня. Основным занятием древних людей были охота и рыбная ловля. Которые требовали большой силы и ловкости. Древний человек вряд ли умел считать больше чем до пяти. Но он мог часами сидеть неподвижно в засаде во время охоты или соорудить хитроумную ловушку для огромного мамонта. Собирательством – умение разбираться в разных растениях и собирать съедобные грибы, а также обменом добычей- с другими племенами. 5-я группа «Журналисты»: с.4-6 - Сформулировать 3-4 вопроса к тексту. - Для чего изготавливали орудия труда? - Почему первобытные художники рисовали животных? - какие изобретения дошли до наших дней? - почему огонь стал помощником для человека? Игры «Охота», «Рыбная ловля», «В пещере». «Охота» Приготовились к охоте. Притаился зверь в лесу Я сейчас копье метну. «Рыбная ловля» А сейчас мы рыбу ловим. Вдох, дыханье затаи… Приготовили гарпун. Прямо в рыбу угоди. «В пещере» Сели. Мы сейчас в пещере. Взяли шкуры в руки мы. И иглою три, четыре, Шире руки развели! Рассказ учителя о жизни первобытного человека Использование огня. (Слайды 31-32) - Как древний человек использовал огонь? - Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем нашёлся смельчак, который стал использовать огонь, оставленный природными явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи. Он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. Огонь дал человеку то, что нет в природе. Первобытное искусство. (Слайды 33-39) - Почему первобытные художники рисовали животных? (От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей). - Внутри каждого племени складывались определенные обычаи и правила поведения. Живя в пещерах, они рисовали на стенах. Лепили из глины или вытесывали из камня людей, животных, украшали посуду. Наверное, им хотелось изобразить мир, в котором они жили. Первобытная история длилась сотни, тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды. На территории нашей страны они появились примерно полмиллиона лет назад. Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По останкам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами – современных людей – и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. |