IV. Усвоение новых знаний и способов действий | В процессе роста и развития растения накапливают различные питательные вещества, достигнув определенного возраста, приступают к размножению. Что такое размножение? | Высказывают предположения. | Познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать, классифицировать, умение выделять из текста необходимую информацию; умение составлять схемы, таблицы. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи Личностные УУД: осознание границ собственных знаний, заинтересованность учащихся в приобретении и расширении знаний. Умение соблюдать дисциплину на уроке. |
Размножение – это одно из главных признаков живого организма, приводящее к увеличению числа новых организмов, подобных родительскому. Запишем определение в тетрадь. слайд 3 | Размножение – процесс приводящей к увеличению числа новых организмов, подобных родительскому. |
Почему процесс размножения необходим в природе? Что произойдет, если организмы не будут размножаться? | Высказывают предположения. |
У растений различают 2 способа размножения. Знаете ли вы какие? Слайд 4 | Бесполое и половое. |
Правильно, размножение растений бывает: Половое (образование новых признаков и свойств организма). Бесполое (происходит без участия половых клеток). Слайд 5 | Слушают учителя. |
Бесполое размножение растений подразделяют еще на 2 вида: спорообразование и вегетативное размножение. Зарисуем схему в тетрадь. слайд 6 | Рисуют схему. |
С помощью спор размножаются водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны. Что же такое спора? | Высказывают предположения. |
Спора - это специализированная клетка растения, предназначенная для переживания им неблагоприятных условий и размножения. Запишем определение в тетрадь. | Записывают определения. Спора - это специализированная клетка растения, предназначенная для переживания им неблагоприятных условий и размножения. |
Она отделяется от материнского растения и, попав в благоприятные условия, прорастает, образуя новое растение. Одно растение может образовывать тысячи и миллионы спор, из которых лишь некоторые прорастут и дадут новые поколения растений. | Слушают учителя. |
При вегетативном способе размножения новые особи развиваются из вегетативных органов растения. Давайте вспомним что это за органы? | Отвечают на вопрос. Лист, стебель, корень, почку. |
«Вегетация» означает «рост». Вегетативные органы – это органы роста. К ним относят: лист, стебель, корень, почку, их видоизменения и даже части. Запишем определение. | Слушают учителя, записывают определения. Вегетативные органы – это органы роста. |
Существует очень много способов вегетативного размножения растений, большинство из которых вам уже известны: листом, стеблевым черенком, усами, отводками и т.д. | Слушают учителя. |
Прочитав в учебнике о бесполом размножении, ответьте на вопрос. Какая особь образуется в результате? | Новая особь при бесполом размножении наследует все признаки и свойства материнского организма. |
Половое размножение происходит при помощи особых половых клеток – гамет. Различают мужские и женские гаметы: сперматозоиды (спермии) и яйцеклетки. Сперматозоиды – подвижные, имеют хвостик. Спермии – неподвижные, не имеют органов передвижения. Яйцеклетки как правило крупнее сперматозоидов так как имеют большой запас питательных веществ для развития будущего зародыша. Запишем определения в тетрадь. Составим схему в тетради. слайд 7 | Слушают учителя. Составляют схему в тетради, записывают определения. Гаметы - половые клетки. Сперматозоиды – подвижные мужские гаметы, имеют хвостик. Спермии – неподвижные мужские гаметы. Яйцеклетки – женские гаметы. |
Процесс слияния мужской и женской гамет называется – оплодотворение. В результате этого процесса образуется зигота – первая клетка нового растения. Из зиготы развивается зародыш будущего растения, который несет признаки обоих родителей. Слайд 8 | Слушают учителя, записывают определения. Оплодотворение – процесс слияния мужской и женской гамет. зигота – первая клетка нового растения. |
Таким образом при половом размножении, в отличие от бесполого, новый организм образуется в результате слияния половых клеток, каждая из которых имеет свои наследственные признаки, их передают хромосомы, находящиеся в ядрах клеток. | Слушают учителя. Рисуют схему в тетради. |
| Гаметы содержат одинарный набор хромосом — n, поэтому их называют гаплоидными (от греческого слова «гаплоос» — одиночный). При слиянии гаплоидных гамет образуется зигота с двойным набором хромосом — 2n. Такой набор называют диплоидным (от греческого слова «диплоос» — двойной). Например, гаметы сосны обыкновенной содержат 12 хромосом (гаплоидный набор). После слияния гамет (оплодотворения) образовавшаяся зигота содержит 24 хромосомы. Слайд 8 Зарисуем схему в тетрадь. | | |
| У многих водорослей и всех высших растений происходит закономерное чередование бесполого и полового размножений. Слайд 9. | Слушают учителя. | |