2. Выявление места и причины затруднения | - (Слайд 2) Ребята, посмотрите на экран и прочитайте слова: Синонимы Фразеологизмы Антонимы - Какое слово лишнее? - Почему? - А что такое синонимы? - Что такое антонимы? | - Читают слова. - Фразеологизмы. - Потомучто мы его не знаем. - Синонимы – это слова, кото-рые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинако-вы и очень близки (метель, вью-га, пурга…). - Антонимы – это слова, проти-воположные по смыслу (холод-но – жарко, добрый – злой). | Регулятивные: формировать и удерживатьучебнуюзадачу; использоватьречьдлярегу-ляциисвоегодействия. Познавательные: применятьправила и пользоватьсяинструкция-ми; решатьпроблемы; передаватьинформациюустным и письменнымспо-собом; развиватьследующиемыс-лительныепроцессы: срав-нение, обобщение, анализ. |
3. Построение проекта выхода из затруднения (Сообщение темы и цели урока) | - Скажите, как вы думаете, какая тема урока? - Верно (Слайд 3). - Какую цель урока мы поставим? | - Фразеологизмы. - Мы должны изучить, что такое фразеологизмы и нау-читься находить их в тексте. | Регулятивные: формировать и удерживатьучебнуюзадачу; использоватьречьдлярегу-ляциисвоего действия; Познавательные: передаватьинформациюустным и письменнымспо-собом. |
4. Реализация построенного проекта. | - Откройте учебники на странице 49-ой. Найдите оран-жевую рамочку и прочитайте про себя, что же такое фразеологизмы. - Что такое фразеологизмы?(Спрашивает одного ученика). - Как вы думаете, что обозначает фразеологизм «Брать на буксир»? - А что обозначает фразеологизм «Висеть на телефоне»? - А вот давайте откроем фразеологический словарь на стр. 157-ой и найдём толкование этихвыражений и посмотрим, правильно ли вы сказали(Слайд 4), слова на экране: Брать на буксир, и Висеть на телефоне. - Найдите их и прочитайте про себя. Кто прочитает, сядьте правильно, чтобы я видела, что вы готовы ответить. - Что значит «Брать на буксир»? - Что значит «Висеть на телефоне»? - (Слайд 5). Выпишите эти фразеологизмы и их значения в тетрадь. - Молодцы. Вернёмся на страницу 49-ую и посмотрим упражнение 83-ье. Прочитайте. - Кто из вас знает, кого называют словом Тапир? - (Слайд 6) – Тапир это млекопитающее с вытянутыми в хобот губами и носом. Этим он чем-то напоминает слона. Длина его тела может достигать 2х метров. - Скажите, а что обозначает выражение «Повесил нос»? - Верно. Это выражение имеет переносное значение «Расстроился». - Оно употреблено в прямом или в переносном значении? - Почему? - Такие сочетания слов, как «Повесил нос», «Ни свет не заря» и так далее, называются устойчивыми выражениями. Их очень много. ФИЗМИНУТКА. Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели, Приседаем глубоко, поднимаемся легко. (Приседания) Раз, два, три! Чеканим шаг. (Ходьба на месте) Подаёт учитель знак. Это значит, что пора Нам за парты сесть. Ура! (Дети садятся за парты) | Открывают учебники и читают определение. Читает один ученик: - …Это устойчивые сочетания слов, в которых нельзя заме-нить или пропустить какое либо слово, иначе изменится весь смысл. Например «ни свет ни заря означает - рано, до рассвета». Высказывают предположения. Высказывают предположения. Открывают словарь в конце учебника и ищут толкование фразеологизмов. Читают про себя. - …Это означает – помогать отстающему. - …Это означает – Часто и долго говорить по телефону. Пишут в тетради. Читает один ученик: Тапир навек повесил нос, Грустит он об одном: Он собирался стать слоном. Да так и не дорос… Высказывают предположения. - Расстроился, приуныл… - В переносном. - Потому что это фразеологизм. | Регулятивные: формировать и удерживатьучебнуюзадачу; использоватьречьдлярегу-ляциисвоегодействия; выбиратьдействия в соот-ветствии с поставленнойзадачей и способамиеё реализации. Познавательные: применятьправила и пользоватьсяинструкция-ми; ставить, формулировать и решатьпроблемы; передаватьинформациюустным и письменнымспо-собом; развиватьследующиемыс-лительныепроцессы: срав-нение, обобщение, анализ. Коммуникативные: обращатьсязапомощью, формулироватьсвоизатруд-нения; адекватнооцениватьсобст-венноеповедение. |
5. Первичное закрепление | - Переверните страницу и найдите упр. 86-ое. Нужно прочитать и объяснить значение выделенных устойчивых сочетаний слов. А как по-другому называют эти сочетания? - Прочитайте предложение под номером 1. - Что значит «Во весь дух»? - Второе предложение. - Что значит «Душа в пятки»? - Следующее предложение. - Что значит «Вверх тормашками»? - И последнее предложение. - Что значит «Куда глаза глядят»? - Выпишите любые два предложения в тетрадь. | - Фразеологизмы. Читает вслух ученик. - Быстро. Читает вслух ученик. - Сильно испугался, испугался до смерти. Читает вслух ученик. - Вверх ногами. Читает вслух ученик. - Идти, куда видишь, идти впе-ред. Пишут 2 предложения на выбор в тетрадь. | Регулятивные: использоватьречьдлярегу-ляциисвоегодействия; выбиратьдействия в соот-ветствии с поставленнойзадачей и способамиеёреализации. Познавательные: применятьправила и пользоватьсяинструкция-ми; ставить, формулировать и решатьпроблемы; развиватьследующиемыс-лительныепроцессы: срав-нение, обобщение, анализ. Коммуникативные: адекватно оценивать собст-венное поведение. |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | - Найдите упр. 85-ое. Прочитайте фразеологизмы про себя. Гладить по голове унывать Падать духом быстро Надуть губы хвалить Во все лопатки мало Ломать голову думать Рукой подать обидеться Капля в море близко - Как вы думаете, какое слово из правого столбика объясняет фразеологизм «Гладить по голове»? - Верно. Выберите из правого столбика слова, которые объясняют эти фразеологизмы и выпишите их парами, как на образце. Нашли образец? - Выражение «Падать духом» писать не нужно. Оно уже разобрано в учебнике. Приступайте. Проверка по эталону: - Посмотрите на доску (Слайд 7) – у вас получилось так же как у меня? - Посмотрите на рисунок рядом со столбиками. Что там изображено? - Что делает мальчик? - Какому фразеологизму соответствует рисунок? - Верно, она подходит к нескольким выражениям. Кажется, что мальчик думает, но может он обиделся на кого-то, или, возможно, он расстроился. - А теперь самостоятельно в тетради составьте любое предложение с одним из этих фразеологизмов. - Посмотрите на доску, (Слайд 8) это моё предложение, которое я составила: «От школы до моего дома рукой подать». - Прочитайте мне предложения, которые составили вы. Самостоятельная работа на оценку:(Слайд 9). - Сейчас мы выполним небольшую самостоятельную работу. На столах у вас карточки с заданием. Подпишите свою фамилию вверху карточки. Вам нужно среди этих фраз найти фразеологизмы и подчеркнуть их одной линией. Всем понятно? Приступайте. Собирает карточки для проверки. | Читают фразеологизмы. - Хвалить. - Нашли. Выполняют см. в тетради. Сравнивают свою работу. Смотрят на рисунок. - Мальчик изображен. - Думает, грустит… - «Ломать голову», «Надуть губы», «Падать духом». Составляют предложение самостоятельно в тетради. Смотрят на доску. Несколько учеников читают свои предложения. Слушают задание. - Да.(Выполняют см. работу.) | Регулятивные: выбиратьдействия в соот-ветствии с поставленнойзадачей и способамиеёреализации. Познавательные: применятьправила и пользоватьсяинструкция-ми; развиватьследующиемыс-лительныепроцессы: срав-нение, обобщение, анализ. |
7. Подведение итогов. Рефлексия | - Скажите, какая была тема урока? - Что такое фразеологизмы? - Как вы думаете, какое значение имеют фразеологизмы – прямое или переносное? - Почему? - Например? - На столах у вас сигнальные карточки (Слайд 10). - 1. Поднимите зелёную карточку, если вам было всё понятно и вы теперь самостоятельно можете разбираться с фразеологизмами; 2. Поднимите жёлтую карточку, если вы не до конца поняли, и нуждаетесь в помощи; 3. Поднимите красную карточку, если вам было ничего не понятно. | - Фразеологизмы. - Устойчивые сочетания слов. - Переносное. - Потомучто иногда фразеоло-гизмы не понятные, а их прямое значение простое и понятное. - Ломать голову – думать. Поднимают сигнальные карточ-ки. | Регулятивные: формировать и удерживатьучебнуюзадачу. Познавательные: применятьправила и пользоватьсяинструкция-ми; развиватьследующиемыс-лительныепроцессы: срав-нение, обобщение, анализ. Коммуникативные: адекватно оценивать собст-венное поведение. |