4
Открытый урок по истории в 7 классе.
Тема: Россия на рубеже XVII и XVIII веков.
Цели: 1. Охарактеризовать состояние России накануне решающих перемен. Познакомить учащихся с формированием личности Петра I.
2. Формировать умение после краткой поэтапной презентации учебного материала работать в группах над творческими заданиями; а именно: исправлять исторические ошибки в тексте, работать с документами, «прокладывать» путь по карте, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы на каждом этапе урока.
3. Воспитывать уважение к выдающимся историческим личностям, желание принести пользу своему Отечеству.
План урока
Детство Петра.
Двоецарствие. Царевна Софья.
Начало царствования Петра.
Азовские походы.
Великое посольство.
Выдающиеся личности: Софья, Ф.Я. Лефорт, П. Гордон, Б.П. Шереметев, Ф.А. Головин, А.С.Шеин, Г.И. Головин.
Оборудование: карта «Европа в конце XVII-XVIII веке», экран, видеопроектор, карточки с заданиями для групп, особая расстановка столов, «документы» - свитки, перевязанные ленточками, таблички «музея», слайды (прилагаются)
Класс разделен на 4 группы.
Ход урока.
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Знакомство с планом урока. Мотивация посредством «погружения в эпоху» при помощи отрывка из художественного произведения.
Престолонаследие.
В низкой, жарко натопленной палате лампады озаряли низкий свод и тёмную роспись на нём. Под тёмными ликами образов, на широкой лавке, уйдя хилым телом в лебяжьи перины, умирал царь Фёдор Алексеевич ( брат Ивана, Софьи и Петра). Ждали этого долго: у царя была цинга и пухли ноги. Сегодня он не мог стоять заутрени, присел на стульчик да и свалился. Кинулись- едва бьётся сердце. Положили под образа. Ноги его раздуло, брюхо стало пухнуть. Потемнели глазные впадины, заострился нос. Несомненно, царь был без памяти. У стены стояла царица – Марфа Матвеевна. Сквозь туман слёз глядела туда, где из груды перин виднелся маленький лобик и вытянуты носик умирающего мужа. Царице было всего 17 лет, и только два месяца она побыла царицей. В другом конце палаты шепталась большая царская родня – сёстры, тётки, дядьки, бояре. Час был решительный: надо сказывать нового царя. Кого? Петра или Ивана? Оба ещё несмышлёные мальчишки, за обоими сила – в родне. Пётр горяч умом и крепок телесно, Иван – слабоумный и больной. Что предпочесть? Кого выбрать?»
Россия встала перед выбором: кого же избрать царём? По той или иной причине человеком, который смог осуществить те преобразования, о которых его предшественники могли только мечтать, стал Петр Первый.
По закону на престол должен сесть Иван, но он слаб умом и болен физически, поэтому первоначально царем провозглашен Петр. Но родственники Ивана – Милославские были с этим не согласны, они подкупили стрелецкое войско и стрельцы с бунтом пошли в Кремль, с уверениями, что бояре-изменники задушили царя Ивана. В результате погибли некоторые Нарышкины – родственники царя по материнской линии.
Царями были провозглашены оба, а Софья до их совершеннолетия – регентом .
Фактическая власть перешла к Софье. Петр с матерью выехали в село Преображенское.
Сегодня мы с вами узнаем о важнейших событиях последних десятилетий 17 века, о первых самостоятельных шагах царя Петра – правителя России».
Детство Петра
Как же проходило детство Петра? Чтобы узнать это, я предлагаю вам стать настоящими исследователями.
Игра «Исследователь»
(задания по группам).
За одну минуту заполните пробелы в карточках, убирая. Вас проверят эксперты из соседней группы.
Карточка № 1
?
Петр I родился в году. После смерти Алексея Михайловича новым царем стал . Петра стали обучать с возраста. Первым учителем стал дьяк .
?
?
?
Карточка №2.
С 10 лет Петр должен был изучать более сложные науки: грамматику, историю, иностранные языки, , философию.
?
После смерти Федора в году встал вопрос о престолонаследии. Царем 10-летнего Петра провозгласил и бояре. Недовольные
?
?
?
подняли против Нарышкиных стрелецкие войска.
Карточка №3.
?
Петр в свободное время уезжает в , где учится у иноземцев. Петр создал крепость под названием и два полка.
?
?
?
Испуганный известием о мятеже Петр уезжает в Троице-Сергиеву .
Карточка №4.
?
Петр написал письмо Ивану и потребовал править . В сентябре Петр вступил в Москву и заточил Софью в . Так начинается
?
?
?
правление Петра. Иван умирает в году.
Действительно с пятилетнего возраста Петра стали обучать грамоте. Первый его учитель – дьяк Никита Зотов. Когда Петру исполнилось 10 лет, его должны были обучать более сложным наукам, но в это время умирает бездетный царь Федор, возникает вопрос о том, кто сядет на престол, и об учении было забыто.
Дворцовое обучение прекратилось, зато началось новое – у иноземцев в Немецкой слободе.
У них Петр учился строительству, плаванию под парусами, арифметике, геометрии, фортификации и постепенно приобрел не царские привычки, а военные и моряцкие.
Он создал 2 «потешных» полка (по 7 тысяч человек в каждом). Названы они были Семеновский и Преображенский. Эти полки положили начало новой армии.
Таким образом, детские игры Петра становились очень серьезным предупреждением для Софьи.
В августе 1689 года Петр получил ложное известие о заговоре стрельцов. Он был очень испуган, быстро покинув Преображенское, уехал в хорошо укрепленную Троице-Сергиеву лавру. За ним потянулись все, кто хорошо разбирался в политической обстановке – Петр был уже совершеннолетним и мог править без сестры.
В итоге формально стали править два брата, Софью заключили в Новодевичий монастырь, но фактически Петр стал править единолично. В 1696г. Иван умер.
Вывод: Итак, мы проследили, как формировалась личность Петра. Сейчас мы с вами постараемся выявить основные направления и итоги первых самостоятельных шагов Петра.
Азовские походы.
Начав самостоятельное правление Петр понял, что для того чтобы торговать с Европой, использовать европейский опыт необходим выход к незамерзающим морям. Петр понимал это отлично. Выходу в Балтийское море мешают сильные противники – Речь Посполитая и Швеция, а выходу в Черное море мешает Турция.
Было принято решение идти на юг! Была ли эта затея успешной или нет? Это вам предстоит выяснить выполнив следующее задание.
1-я группа:
Таблица «Азовские походы»
2-я группа:
В архивах мы нашли документы этого периода. Письмо Петра I и донесение турок своему султану. Ознакомьтесь с ними, выполните задания. Кто быстрее выполнит задания, будет считаться участником Азовских походов.
Письмо Петра I.
«Мин герр кениг… По возвращении от не взятого Азова с консилии господ генералов указано мне к будущей войне делать корабли, галеры и иные суда. В коих трудах отныне будем пребывать непрестанно » Петр.
Донесение турок своему султану.
«Всемилостивейший султан!
Да продлит Аллах твои дни! Нижайше имеем сообщить, что вынуждены сдать Азов этим неверным.
А что нам оставалось делать? Силы их были несметны: 42 галеры, 5 крупных кораблей, 10 брандеров, 2000 стругов. А командовал ими сам царь – Петр!
Прикажи рубить наши головы, Великий султан, но Азов сдан.
Года 1693.»
Вопрос: О первом или втором Азовском походе говорится в письме Петра? Почему вы так решили?
Задание: Найдите и исправьте исторические ошибки. Информацию найдете на стр. 114учебника.
Азов был взят! Но эту победу надо еще удержать. А для этого нужны союзники.
Великое посольство. (1697-1698)
Турция была сильным противником и чтобы ее одолеть нужны были союзники. Таким образом, было решено снарядить «Великое Посольство».
Петр ехал инкогнито, под именем урядника Петра Михайлова.
3-я группа:
Таблица «Великое Посольство».
4-я группа:
Таблица «Основные направления и итоги внешней политики Петра»
Итог урока. Рефлексия.
Группы придумывают и задают вопросы друг другу для повторения.