СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 8 класс на тему: "Петр I"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока 8 класс на тему: " Петр I"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 8 класс на тему: "Петр I"»

4


Открытый урок по истории в 7 классе.



Тема: Россия на рубеже XVII и XVIII веков.



Цели: 1. Охарактеризовать состояние России накануне решающих перемен. Познакомить учащихся с формированием личности Петра I.

2. Формировать умение после краткой поэтапной презентации учебного материала работать в группах над творческими заданиями; а именно: исправлять исторические ошибки в тексте, работать с документами, «прокладывать» путь по карте, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы на каждом этапе урока.

3. Воспитывать уважение к выдающимся историческим личностям, желание принести пользу своему Отечеству.



План урока





  1. Детство Петра.

  2. Двоецарствие. Царевна Софья.

  3. Начало царствования Петра.

  4. Азовские походы.

  5. Великое посольство.

Выдающиеся личности: Софья, Ф.Я. Лефорт, П. Гордон, Б.П. Шереметев, Ф.А. Головин, А.С.Шеин, Г.И. Головин.



Оборудование: карта «Европа в конце XVII-XVIII веке», экран, видеопроектор, карточки с заданиями для групп, особая расстановка столов, «документы» - свитки, перевязанные ленточками, таблички «музея», слайды (прилагаются)

Класс разделен на 4 группы.



Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Знакомство с планом урока. Мотивация посредством «погружения в эпоху» при помощи отрывка из художественного произведения.



Престолонаследие.



В низкой, жарко натопленной палате лампады озаряли низкий свод и тёмную роспись на нём. Под тёмными ликами образов, на широкой лавке, уйдя хилым телом в лебяжьи перины, умирал царь Фёдор Алексеевич ( брат Ивана, Софьи и Петра). Ждали этого долго: у царя была цинга и пухли ноги. Сегодня он не мог стоять заутрени, присел на стульчик да и свалился. Кинулись- едва бьётся сердце. Положили под образа. Ноги его раздуло, брюхо стало пухнуть. Потемнели глазные впадины, заострился нос. Несомненно, царь был без памяти. У стены стояла царица – Марфа Матвеевна. Сквозь туман слёз глядела туда, где из груды перин виднелся маленький лобик и вытянуты носик умирающего мужа. Царице было всего 17 лет, и только два месяца она побыла царицей. В другом конце палаты шепталась большая царская родня – сёстры, тётки, дядьки, бояре. Час был решительный: надо сказывать нового царя. Кого? Петра или Ивана? Оба ещё несмышлёные мальчишки, за обоими сила – в родне. Пётр горяч умом и крепок телесно, Иван – слабоумный и больной. Что предпочесть? Кого выбрать?»

Россия встала перед выбором: кого же избрать царём? По той или иной причине человеком, который смог осуществить те преобразования, о которых его предшественники могли только мечтать, стал Петр Первый.



По закону на престол должен сесть Иван, но он слаб умом и болен физически, поэтому первоначально царем провозглашен Петр. Но родственники Ивана – Милославские были с этим не согласны, они подкупили стрелецкое войско и стрельцы с бунтом пошли в Кремль, с уверениями, что бояре-изменники задушили царя Ивана. В результате погибли некоторые Нарышкины – родственники царя по материнской линии.

Царями были провозглашены оба, а Софья до их совершеннолетия – регентом .

Фактическая власть перешла к Софье. Петр с матерью выехали в село Преображенское.

Сегодня мы с вами узнаем о важнейших событиях последних десятилетий 17 века, о первых самостоятельных шагах царя Петра – правителя России».



Детство Петра



Как же проходило детство Петра? Чтобы узнать это, я предлагаю вам стать настоящими исследователями.

Игра «Исследователь»

(задания по группам).



За одну минуту заполните пробелы в карточках, убирая. Вас проверят эксперты из соседней группы.



Карточка № 1

?

Петр I родился в году. После смерти Алексея Михайловича новым царем стал . Петра стали обучать с возраста. Первым учителем стал дьяк .

?

?

?



Карточка №2.

С 10 лет Петр должен был изучать более сложные науки: грамматику, историю, иностранные языки, , философию.

?

После смерти Федора в году встал вопрос о престолонаследии. Царем 10-летнего Петра провозгласил и бояре. Недовольные

?

?

?

подняли против Нарышкиных стрелецкие войска.



Карточка №3.

?

Петр в свободное время уезжает в , где учится у иноземцев. Петр создал крепость под названием и два полка.

?

?

?

Испуганный известием о мятеже Петр уезжает в Троице-Сергиеву .



Карточка №4.

?

Петр написал письмо Ивану и потребовал править . В сентябре Петр вступил в Москву и заточил Софью в . Так начинается

?

?

?

правление Петра. Иван умирает в году.



Действительно с пятилетнего возраста Петра стали обучать грамоте. Первый его учитель – дьяк Никита Зотов. Когда Петру исполнилось 10 лет, его должны были обучать более сложным наукам, но в это время умирает бездетный царь Федор, возникает вопрос о том, кто сядет на престол, и об учении было забыто.

Дворцовое обучение прекратилось, зато началось новое – у иноземцев в Немецкой слободе.

У них Петр учился строительству, плаванию под парусами, арифметике, геометрии, фортификации и постепенно приобрел не царские привычки, а военные и моряцкие.

Он создал 2 «потешных» полка (по 7 тысяч человек в каждом). Названы они были Семеновский и Преображенский. Эти полки положили начало новой армии.

Таким образом, детские игры Петра становились очень серьезным предупреждением для Софьи.

В августе 1689 года Петр получил ложное известие о заговоре стрельцов. Он был очень испуган, быстро покинув Преображенское, уехал в хорошо укрепленную Троице-Сергиеву лавру. За ним потянулись все, кто хорошо разбирался в политической обстановке – Петр был уже совершеннолетним и мог править без сестры.

В итоге формально стали править два брата, Софью заключили в Новодевичий монастырь, но фактически Петр стал править единолично. В 1696г. Иван умер.

Вывод: Итак, мы проследили, как формировалась личность Петра. Сейчас мы с вами постараемся выявить основные направления и итоги первых самостоятельных шагов Петра.

Азовские походы.



Начав самостоятельное правление Петр понял, что для того чтобы торговать с Европой, использовать европейский опыт необходим выход к незамерзающим морям. Петр понимал это отлично. Выходу в Балтийское море мешают сильные противники – Речь Посполитая и Швеция, а выходу в Черное море мешает Турция.

Было принято решение идти на юг! Была ли эта затея успешной или нет? Это вам предстоит выяснить выполнив следующее задание.

1-я группа:

Таблица «Азовские походы»

2-я группа:

В архивах мы нашли документы этого периода. Письмо Петра I и донесение турок своему султану. Ознакомьтесь с ними, выполните задания. Кто быстрее выполнит задания, будет считаться участником Азовских походов.

Письмо Петра I.

«Мин герр кениг… По возвращении от не взятого Азова с консилии господ генералов указано мне к будущей войне делать корабли, галеры и иные суда. В коих трудах отныне будем пребывать непрестанно » Петр.



Донесение турок своему султану.

«Всемилостивейший султан!

Да продлит Аллах твои дни! Нижайше имеем сообщить, что вынуждены сдать Азов этим неверным.

А что нам оставалось делать? Силы их были несметны: 42 галеры, 5 крупных кораблей, 10 брандеров, 2000 стругов. А командовал ими сам царь – Петр!

Прикажи рубить наши головы, Великий султан, но Азов сдан.

Года 1693.»



Вопрос: О первом или втором Азовском походе говорится в письме Петра? Почему вы так решили?



Задание: Найдите и исправьте исторические ошибки. Информацию найдете на стр. 114учебника.



Азов был взят! Но эту победу надо еще удержать. А для этого нужны союзники.



Великое посольство. (1697-1698)



Турция была сильным противником и чтобы ее одолеть нужны были союзники. Таким образом, было решено снарядить «Великое Посольство».

Петр ехал инкогнито, под именем урядника Петра Михайлова.

3-я группа:

Таблица «Великое Посольство».

4-я группа:

Таблица «Основные направления и итоги внешней политики Петра»

Итог урока. Рефлексия.

Группы придумывают и задают вопросы друг другу для повторения.