СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Газообмен в легких и тканях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 8 класс»

Тема: Газообмен в легких и тканях.

Класс: 8.

Цель урока: Изучить процесс газообмена, механизмы его протекания.

Задачи урока:

Образовательные

  • повторить строение и функции верхних и нижних дыхательных, выявить взаимосвязь строения и функций органов дыхания.

  • углубить знания о газообмене в легких и тканях, о физиологической связи кровеносной и дыхательных систем.

Развивающие

  • формировать у учащихся умение сравнивать,

  • развивать творческое мышление и речь учащихся.

  • продолжить формирование навыков самостоятельной работы

Воспитательные

  • расширение кругозора учащихся и формирование интереса к предмету

  • развитие коммуникативных способностей.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

словесный ( объяснение нового материала)

- наглядный (использование ИКТ)

-проблемно-поисковый (вопросы типа «как вы думаете?»)

-индивидуальная работа (индивидуальные карточки и тестовые задания);





Ход урока

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

2.Проверка знаний

Для начала вспомните, какую тему вы изучали на предыдущем уроке, с какими понятиями познакомились? (Ответы учащихся)
Сегодня на уроке мы закрепим ваши знания о строении и функциях дыхательной системы, о взаимосвязи строения органов дыхания и их функций и продолжим изучение темы: «Дыхание». А тему сегодняшнего урока вы узнаете чуть позже.




1.Что же такое жизненная емкость легких? (наибольший объем воздуха, который человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха)

Ответ 1. При вдохе сокращаются межрёберные мышцы. Рёбра поднимаются. Диафрагма сокращается и становится более плоской. Это приводит к увеличению объёма грудной клетки. Лёгкие при этом расширяются, давление в них уменьшается и становиться ниже атмосферного. Воздух устремляется в лёгкие. Происходит вдох.



Ответ 2. При выдохе расслабляются межрёберные мышцы. Рёбра опускаются. Диафрагма расслабляется и становится более выпуклой. Это приводит к уменьшению

объёма грудной клетки. Лёгкие при этом уменьшаются в объеме, давление в них увеличивается, становиться чуть выше атмосферного. Воздух выходит из лёгких . Происходит выдох.)

3..Актуализация

Какова же тема урока вы узнаете, разгадав ребус.





,,, ,, ,, о=е







ГАЗООБМЕН= ГАЗета+ ОО +Бык+лиМ(вместо О Е)Н



Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока.

Как вы думаете, что такое газообмен? (Обмен газами между организмом человека и окружающей средой).

На сегодняшнем уроке мы выясним, как происходит газообмен в организме человека.

Прежде, чем перейти к новой теме, обратите внимание на ранее изученные вами термины, которые нам понадобятся на уроке: (проецируется слайд)

Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды.

Артериальная кровь – кровь, насыщенная кислородом.

Венозная кровь – кровь, насыщенная углекислым газом.

Эритроциты – красные кровяные тельца, содержащие гемоглобин.

Гемоглобин – белок крови, соединяющийся с кислородом и переносящий его по кровеносным сосудам ко всем органам и тканям.





5.Изучение новой темы.



Человек дышит атмосферным воздухом. Воздух представляет собой смесь газов, в которую входят азот, кислород, углекислый газ, аргон и другие газы. Как вы считаете – одинаков ли состав воздуха, который мы вдыхаем и состав воздуха, который выдыхаем. (Учащиеся отмечают, что состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха различен).


2.Газообмен в легких.

Для того чтобы разобраться, как же происходит газообмен в легких, давайте вспомним, какое строение имеют легкие? (состоят из мелких легочных пузырьков - альвеол).

Вы знаете, альвеолы легких образуют огромную поверхность равную площади волейбольной площадки.

Посмотрите, все альвеолы окутаны сетью мельчайших кровеносных сосудов – капилляров. Их стенки так же тонки, как и стенки альвеол, они очень плотно прилегают друг к другу.



Огромное количество альвеол обеспечивают более полный контакт кислорода с кровью.

Обмен газов в легких происходит благодаря диффузии. Кровь, поступившая от сердца в капилляры, оплетающие легочные альвеолы, содержит много углекислого газа (4-4,5%). А в воздухе содержание углекислого газа только 0,03-0,04%, значит, в воздухе легочных альвеол углекислый газ содержится сколько процентов?

в воздухе легочных альвеол углекислый газ содержится 0,03- 0,04 %.

Вот поэтому углекислый газ покидает кровеносные сосуды и переходит в альвеолы. Кислород поступает в кровь тоже благодаря диффузии. В крови свободного кислорода мало. А с какими клетками связывается кислород в крови?

-Кислород связывается с гемоглобином эритроцитов.

В венозной крови кислород составляет лишь 16 %. Сколько % содержится кислорода в воздухе?

-В воздухе кислорода содержится 21 %.



Из альвеол кровь поступает в кровеносные сосуды. Чтобы этот газообмен мог идти непрерывно, необходимо, чтобы состав газов в легочных альвеолах был постоянным. Это постоянство и поддерживается легочным дыханием: избыток углекислого газа выводится наружу, а поглощенный кровью кислород возмещается кислородом из свежей порции наружного воздуха.



Видеоролик



3. Газообмен в тканях.

Для того чтобы подробнее узнать, как осуществляется процесс газообмена в тканях прочитайте в учебнике на странице 164 раздел - газообмен в тканях и ответьте на следующие вопросы:



- По сосудам, какого круга кровообращения кислород поступает к тканям нашего организма?

- Как в организме образуется углекислый газ, и что с ним происходит?



Ученики пишут схему в тетрадях

Путь кислорода: носовая полость →носоглотка→ глотка →трахея→ бронхи→ бронхиолы→ альвеолы →капилляры→ легочные вены→ левое предсердие→ левый желудочек→ аорта→артерии→ капилляры→ тканевая жидкость →ткани



Путь углекислого газа: ткани→ тканевая жидкость→ капилляры →вены →верхняя и нижняя полые вены→ правое предсердие→ правый желудочек→легочный ствол→ легочные артерии → капилляры→альвеолы→бронхиолы →бронхи→ трахея→ гортань→ глотка →носоглотка→ носовая полость.



6.Закрепление

Ответьте на вопросы:

1.Связь каких систем органов мы доказали на сегодняшнем уроке? 

Дыхательной и кровеносной

2. Какой процесс лежит в основе газообмена в легких и тканях?

процесс диффузии.

7.Домашнее задание.

Стр. 163-164.

Подготовка сообщений на тему:

1.История открытия и борьба с туберкулезом.

2.Влияние курения на органы дыхания и весь организм.

3.Профилактика заболеваний органов дыхания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!