СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока А.М. Горький. Пьеса « На дне»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  А.М. Горький. Пьеса « На  дне»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока А.М. Горький. Пьеса « На дне»»

Конспект урока

ТЕМА: А.М. Горький. Пьеса « На дне»

« Без имени – нет человека!»



ЦЕЛИ УРОКА .

Личностные: осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; толерантность ,как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Метапредметные: умение осознанно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия; умение самостоятельно формулировать познавательную цель.

Предметные: раскрыть роль идейного содержания пьесы; продолжить формирование навыков анализа текста, совершенствовать речевые навыки.

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Приемы и формы работы : аналитическая беседа; индивидуальная, групповая формы работы.



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

1. Слово преподавателя.

После серии романтических произведений А. М. Горький создает пьесу, имевшую ошеломительный успех. Познакомимся с персонажами пьесы.



СЛОВАРНАЯ РАБОТА: ПЕРСОНАЖ, АФИША ,РЕМАРКА.

2. Анализ афиши ( в выполнении задания принимает участие вся группа )

Почему автор по-разному представляет персонажей : одних по имени, отчеству , других – по фамилии или прозвищу ?

Почему указан возраст почти всех действующих лиц?

3. Обучающиеся, получившие опережающие задания, пересказывают предыстории таких персонажей ,как Бубнов, Клещ, Актер, Пепел, Настя.

Почему автор уделяет такое внимание их прошлому ?

Как вы думаете, в чем причины «падения» людей ?

Вывод делают обучающиеся.

- «На дно» людей приводят как субъективные, так и объективные причины. Бубнова – лень и запой, нечестность - Барона, защищая честь сестры, опускается в этот же круг Сатин, у Пепла другой дороги нет – « воров сын».

А каковы причины падения Актера ?

Комментирует судьбу Актера заранее подготовленная обучающаяся, опираясь на воспоминания актрисы А.А. Яблочкиной, рассказывающей о судьбе провинциального актера.

ВЫВОД : скорее всего безысходная нужда привела Актера « на дно». Он не был на первых ролях. Сам говорит, что играл в «Гамлете» могильщика. Попал « на дно». И вот начал пить, не видя никакого выхода . Судьба актера – результат как объективных, так и субъективных причин. Актер слаб душой. Клещ сильнее, он пытается сопротивляться, но результат тот же.«Дно» отняло у него даже имя, без которого нет человека «.Клещ Андрей Митрич , слесарь, 40 лет». Пройдет немного времени, имя и отчество исчезнут, и останется только Клещ, а «без имени – нет человека».



Сохранили ли какие-либо ценные качества люди «дна»? Какие?

- Готов прийти на выручку другому Сатин.

-Отличается широтой натуры Пепел.

-Добротой - Актер и Настя.

-Твердостью характера - Клещ.

Ночлежники не утратили человеческие качества, но не умеют, да и не пытаются сопротивляться действительной жизни. « Человеку нужна такая жизнь, где он станет Человеком с большой буквы»,-говорит автор.

В чем же главное зло для человека ?

Литературоведы выделяют бытовой, социальный и философский планы пьесы.

Чтобы выявить бытовой план, обучающиеся анализируют отдельные реплики действующих лиц и ремарки автора. В результате вырисовывается повседневная жизнь обитателей «дна» ( надо мести пол, нести на базар корчаги с пельменями, выпросить пятак – утром, а вечером – игра в карты.

Чтобы социальный план пьесы, определим каково положение обитателей, всех ли уравняло «дно»?

Какова позиция автора?

-Барон, Настя, Квашня живут на кухне. У них привилегированное положение. Пепел тоже. У него хоть и тонкими переборками отгороженная, но отдельная комната. Все это люди , у которых бывают деньги, потому они повыше других. А над ними Костылевы.

А.М. Горький считает, что от социальной несправедливости не скрыться.



Преподаватель: философскому плану пьесы будет посвящен следующий урок.

Домашнее задание : 1Восстановить историю Луки, ответив на вопросы: -из какого он сословия?

-как относится к ночлежникам и к людям из господствующих сословий?

-почему находит для каждого ласковое слово ?

2 Подготовить предысторию Сатина, ответив на вопросы: -почему попал « на дно» ?

-Почему пользуется авторитетом ?

-Чем отличается от всех ночлежников?

( Задания выполняются по выбору обучающихся )



РЕФЛЕКСИЯ: 1 Что узнали сегодня на уроке ?

2 Какие моменты урока считаете наиболее удачными ?

3 С какими трудностями столкнулись ?

4 Как оцените свою работу ? Работу других обучающихся ?












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!