Конспект урока
ТЕМА: А.М. Горький. Пьеса « На дне»
« Без имени – нет человека!»
ЦЕЛИ УРОКА .
Личностные: осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; толерантность ,как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку.
Метапредметные: умение осознанно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия; умение самостоятельно формулировать познавательную цель.
Предметные: раскрыть роль идейного содержания пьесы; продолжить формирование навыков анализа текста, совершенствовать речевые навыки.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Приемы и формы работы : аналитическая беседа; индивидуальная, групповая формы работы.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
1. Слово преподавателя.
После серии романтических произведений А. М. Горький создает пьесу, имевшую ошеломительный успех. Познакомимся с персонажами пьесы.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: ПЕРСОНАЖ, АФИША ,РЕМАРКА.
2. Анализ афиши ( в выполнении задания принимает участие вся группа )
Почему автор по-разному представляет персонажей : одних по имени, отчеству , других – по фамилии или прозвищу ?
Почему указан возраст почти всех действующих лиц?
3. Обучающиеся, получившие опережающие задания, пересказывают предыстории таких персонажей ,как Бубнов, Клещ, Актер, Пепел, Настя.
Почему автор уделяет такое внимание их прошлому ?
Как вы думаете, в чем причины «падения» людей ?
Вывод делают обучающиеся.
- «На дно» людей приводят как субъективные, так и объективные причины. Бубнова – лень и запой, нечестность - Барона, защищая честь сестры, опускается в этот же круг Сатин, у Пепла другой дороги нет – « воров сын».
А каковы причины падения Актера ?
Комментирует судьбу Актера заранее подготовленная обучающаяся, опираясь на воспоминания актрисы А.А. Яблочкиной, рассказывающей о судьбе провинциального актера.
ВЫВОД : скорее всего безысходная нужда привела Актера « на дно». Он не был на первых ролях. Сам говорит, что играл в «Гамлете» могильщика. Попал « на дно». И вот начал пить, не видя никакого выхода . Судьба актера – результат как объективных, так и субъективных причин. Актер слаб душой. Клещ сильнее, он пытается сопротивляться, но результат тот же.«Дно» отняло у него даже имя, без которого нет человека «.Клещ Андрей Митрич , слесарь, 40 лет». Пройдет немного времени, имя и отчество исчезнут, и останется только Клещ, а «без имени – нет человека».
Сохранили ли какие-либо ценные качества люди «дна»? Какие?
- Готов прийти на выручку другому Сатин.
-Отличается широтой натуры Пепел.
-Добротой - Актер и Настя.
-Твердостью характера - Клещ.
Ночлежники не утратили человеческие качества, но не умеют, да и не пытаются сопротивляться действительной жизни. « Человеку нужна такая жизнь, где он станет Человеком с большой буквы»,-говорит автор.
В чем же главное зло для человека ?
Литературоведы выделяют бытовой, социальный и философский планы пьесы.
Чтобы выявить бытовой план, обучающиеся анализируют отдельные реплики действующих лиц и ремарки автора. В результате вырисовывается повседневная жизнь обитателей «дна» ( надо мести пол, нести на базар корчаги с пельменями, выпросить пятак – утром, а вечером – игра в карты.
Чтобы социальный план пьесы, определим каково положение обитателей, всех ли уравняло «дно»?
Какова позиция автора?
-Барон, Настя, Квашня живут на кухне. У них привилегированное положение. Пепел тоже. У него хоть и тонкими переборками отгороженная, но отдельная комната. Все это люди , у которых бывают деньги, потому они повыше других. А над ними Костылевы.
А.М. Горький считает, что от социальной несправедливости не скрыться.
Преподаватель: философскому плану пьесы будет посвящен следующий урок.
Домашнее задание : 1Восстановить историю Луки, ответив на вопросы: -из какого он сословия?
-как относится к ночлежникам и к людям из господствующих сословий?
-почему находит для каждого ласковое слово ?
2 Подготовить предысторию Сатина, ответив на вопросы: -почему попал « на дно» ?
-Почему пользуется авторитетом ?
-Чем отличается от всех ночлежников?
( Задания выполняются по выбору обучающихся )
РЕФЛЕКСИЯ: 1 Что узнали сегодня на уроке ?
2 Какие моменты урока считаете наиболее удачными ?
3 С какими трудностями столкнулись ?
4 Как оцените свою работу ? Работу других обучающихся ?