Открытый урок.
Учитель: Дубовцева Е. В.
Предмет: Литературное чтение. 2 класс. Система Л. В. Занкова
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (Урок – обобщение)
Цели: 1. Проследить поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися моментами,
характерное для народной сказки.
2. Отметить особенности волшебного помощника; отметить магические числа; проследить
смену эмоциональной окраски повторов.
3. Обсудить нравственный вывод сказки.
Оборудование: на доске портрет и высказывание А. С. Пушкина, пословица, выставка книг со
сказками А. С. Пушкина, иллюстрации к сказке; «дуб», «море», 26 «рыбок»,
кроссворды, скотч.
Оформление доски:
Портрет А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» “Что за прелесть эти сказки…” | корыто | разбранила старуха | слегка разыгралось | изба | пуще бранится | помутилося | быть дворянкой | пуще прежнего вздурилась | не спокойно | быть царицей | бунтует | почернело | стать владычицей морскою | Что делать с проклятою бабой? | чёрная буря | | Рисунок «дуба» «море» волшебство, волшебный помощник | повторение сюжета | магическое число | Многого пожелаешь – последнее потеряешь. |
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Звонок прозвенел, и пора начинать,
Ведь тайны искусства нам нужно узнать.
С завязки всегда начинают рассказы,
И мы не раскроем здесь тайны все сразу.
Мы в тайны проникнем с тобой постепенно.
Читай, размышляй – ждёт успех непременно!
2. Сообщение темы, целей урока.
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим раскрывать тайны и особенности замечательного
произведения великого русского поэта А. С. Пушкина - «Сказка о рыбаке и рыбке».
а) Стихи читают 3 ученика:
1. О чём-то скрипит половица, И спице опять не спится; Присев на кровати, подушки, Свои навострили ушки… И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски… Тихонько скрипит половица, По комнате ходит сказка… | 2. «Что за прелесть эти сказки»! Их читаем вновь и вновь. В них и шутки, и печали, И коварство, и любовь. В них былого тень сокрыта И заботы наших дней… Сомневаетесь? Спешите На урок вы к нам скорей! | 3. Добрые сказки помню я с детства. Хочу, чтобы сказки послушал и ты, Чтобы подкрались к самому сердцу И заронили зерно доброты. |
б) Просмотр мультфильма «У Лукоморья дуб зелёный…»
-1-
3. Закрепление знания сюжета сказки.
- Назовите основные признаки волшебной сказки.
На доске появляются слова:
волшебство, волшебный помощник | повторение сюжета | магическое число |
- Назовите героев сказки. Кто из них волшебный, а кто реальный?
(Волшебный герой – рыбка, а реальные – старик и старуха.)
- Случайно ли рыбка золотая? (Нет, золотой цвет – это цвет волшебного мира.)
- Какие события, произошедшие в сказке, можно отнести к реальным, а какие – к сказочным?
(Волшебные – говорящая рыбка и её дары; реальные – быт бедняка-рыбака, картины жизни
дворян-помещиков; порядки, которые были при них.)
- Каким в сказке показан старик? СЛАЙД № 1(старик с рыбкой)
(Трудолюбивый, скромный, честный, покладистый, вежливый.)
- Найдите подтверждения в тексте.
- А какой в сказке показана старуха? СЛАЙД № 2 (а, б) (прядёт пряжу; под окном)
(Вначале она была трудолюбивая.)
- А что случилось потом? СЛАЙДЫ № 3 ,4, 5 (столбовая дворянка, царица, владычица морская)
(С каждой новой просьбой она менялась, становилась более своенравной и своевольной.)
- Можно ли назвать её жадной? Найдите доказательства в тексте.
- Почему старик не отказался ходить к морю и не загадал желание для себя?
(Он был покорный, привык подчиняться старухе, не выносил ссор и ругательств.)
- Почему именно ему был дан волшебный помощник?
- Найдите фрагменты общения старика с его волшебным помощником.
- Что заметили? (Выделены жёлтым цветом.)
- Прочитайте выделенные цветом отрывки. Сколько их? Что их объединяет?
(Это встречи старика с рыбкой и их разговор.) СЛАЙД № 6 (рыбка)
- Как можно назвать разговор двух лиц? (Диалог.)
- Это характерно для народной волшебной сказки – диалог героя с волшебным помощником.
- Как вы думаете, почему они выделены цветом? (Это повторы.)
- Прочитайте эти отрывки. Сравним их.
- Чем они похожи? Чем отличаются?
(Слова и действия старика и рыбки одни и те же, а просьбы разные, меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря.)
СЛАЙДЫ № 7, 8, 9, 10 (корыто, изба, терем. царские палаты)
- Проследим за этими изменениями.
- Как происходит смена состояния моря? (в худшую сторону)
- Почему? (рассуждения учеников)
- Какой цвет вы выбрали бы для каждой части? Почему? (рассуждения учеников)
- Как просит старуха?
- А меняется ли манера поведения старика возле моря? (нет, “молвит ласковое слово, с поклоном”)
- Почему море меняется? Чему это соответствует?
(Тому, как отнесётся рыбка к новой просьбе.)
В процессе обсуждения открываются записи:
корыто | разбранила старуха | слегка разыгралось |
изба | пуще бранится | помутилося |
быть дворянкой | пуще прежнего вздурилась | не спокойно |
быть царицей | бунтует | почернело |
стать владычицей морскою | Что делать с проклятою бабой? | чёрная буря |
-2-
4. Кроссворд (работа в группах)
1)
| 7 |
1 | о | т | к | у | п | |
2 | с | т | а | р | у | х | а | |
| 3 | д | у | ш | е | н | ь | к | а |
| 4 | р | ы | б | к | а | |
5 | с | т | а | р | и | к | |
| 6 | т | и | н | а |
1. «Отпусти, ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам …» (откуп)
2. Жил старик со своею … (старухой)
У самого синего моря.
3. «Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя … довольна». (душенька)
4. Подарит новое корыто,
И новый дом, и слуг впридачу.
Но, если уж она сердита,
С ней вместе уплывёт удача!
Исчезнет всё, и в море зыбком
Растает золотая … (рыбка)
5. Воротился … ко старухе: (старик)
У старухи новое корыто.
6. Раз он в море закинул невод –
Пришёл невод с одною … (тиной)
7. Автор сказки. (А. С. Пушкин)
2)
| 7 | |
1 | с | т | а | р | и | к | |
| | | 2 | д | в | о | р | я | н | к | а |
3 | с | т | а | р | у | х | а | | |
| 4 | р | ы | б | к | а |
| 5 | т | е | р | е | м |
6 | н | е | в | о | д | |
Удивился, …, испугался: (старик)
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба говорила.
«Не хочу быть чёрною крестьянкой,
А хочу быть столбовою … » (дворянкой)
3. Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще … вздурилась (старуха)
4. Отвечает золотая … (рыбка)
«Не печалься, ступай себе с богом».
5. Воротился старик ко старухе,
Что ж он видит? Высокий … (терем)
6. Раз он в море закинул …, - (невод)
Пришёл … с одною тиной.
7. На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое … (корыто)
3)
| 7 | |
| 1 | с | в | е | т | ё | л | к | а |
2 | к | р | е | с | т | ь | я | н | к | а | |
| 3 | к | р | а | с | н | ы | е | |
| 4 | ц | а | р | и | ц | а | | |
5 | п | р | я | н | и | к | |
| 6 | к | о | н | ю | ш | н | я |
1. Перед ним изба со … (
светёлкой)
С кирпичною, белёною трубою.
2. «Не хочу быть чёрною … (крестьянкой)
А хочу быть столбовою дворянкой».
3. На руках золотые перстни,
На ногах … сапожки. (сапожки)
4. Молвил: «Здравствуй, грозная …! (царица)
Ну, теперь твоя душенька довольна».
5. Наливают ей заморские вины;
Заедает она … печатным. (пряником)
6. На него прикрикнула старуха,
На … служить его послала. (конюшне)
7. Главный герой сказки. (старик)
-3-
5. Физкультминутка. Игра «Море волнуется – раз…» (Звучит «Чайки на фоне прибоя»)
-Отправляемся на «берег моря». Двое водящих стоят на берегу, а остальные – морские обитатели.
Море волнуется – раз.
Море волнуется – два.
Море волнуется – три.
Морская фигура на месте замри!
(Дети замирают, изобразив морского обитателя. Водящие отгадывают фигуры и выбирают самую красивую.)
6. Чтение понравившихся отрывков наизусть.
- Дома я просила вас выучить наизусть понравившиеся отрывки сказки.
- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах: послушать своего соседа.
- Кто хочет сказать доброе слово об ответе своего соседа?
- А кто считает, что ваш сосед так хорошо подготовился, что его должен послушать весь класс?
7. Экспресс-опрос.
- Чтобы проверить, как внимательно вы читали сказку, проведём игру «Пересадки»
(ученик, верно ответивший на вопрос, пересаживается на свободное место)
1. Где жили старик и старуха? (у самого синего моря, в ветхой землянке.)
2. Что держит стража царицы на плечах? (топорики)
3. С чем второй раз пришёл невод? (с травой морскою)
4. Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)
5. Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)
6. Как была одета старуха-дворянка? (дорогая соболья душегрейка, парчовая на маковке кичка.)
7. Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (по щеке ударила мужа)
8. С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)
9. Что ела за столом старуха-царица? (пряники печатные)
10. Куда старуха-дворянка отправила работать старика? (на конюшню)
11. Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)
12. Первое желание старухи? (корыто)
13. Как рыбка называет старика? (старче)
14.Чем занимался старик? (старик ловил неводом рыбу)
15. Кто служил старухе-царице? (бояре да дворяне)
16. Второе желание старухи? (изба)
17. Как обращается к рыбке старик? (государыня рыбка)
18. Что было на шее, руках и ногах старухи-дворянки? (жемчуги, золотые перстни, красные
сапожки)
19. Что пообещала рыбка старику? (дорогой откуп)
20. Третье желание старухи? (быть столбовой дворянкой)
21. Что делала старуха-дворянка со своими слугами? (била, за чупрун таскала)
22. Чем занималась старуха раньше? (пряла пряжу)
23. Четвёртое желание старухи? (быть царицей)
24. Почему старуха просила новое корыто? (старое совсем раскололось)
25. С чем в третий раз пришёл невод? (с золотою рыбкой)
26. Пятое желание старухи? (быть владычицей морскою и чтоб рыбка была бы у ней на посылках)
27. Сколько лет рыбачил старик? (тридцать лет и три года)
28. Что ответила рыбка на последнюю просьбу старика? (ничего)
8. Инсценирование отрывков сказки.
9. Рефлексия.
а) - Почему рыбка не исполнила последнее желание старухи? (оно невыполнимо)
Море, море, не волнуйся…
Дай покой своим волнам.
Дай закинуть невод нам.
-4-
- Мы закинули невод и …о, чудо! Нам попалась стайка золотых рыбок. Загадаем желания?
Напишите желание на рыбке и отправьте в «синее море». А чтобы желание исполнилось, каким
оно должно быть?
(На доске лист бумаги, имитирующий море. Дети прикрепляют рыбок с пожеланиями к листу.)
Плывите же, рыбки, плывите.
Желание осуществите.
б) Просмотр клипа «Золотая рыбка».
10. Итог урока.
- Откройте учебник с. 84. Расшифруйте рисунок.
- Почему же старуха снова осталась у разбитого корыта? № 11 (у разбитого корыта)
(Слишком много хотела иметь, не помнила добро.)
- Недаром в народе говорят: «Многого пожелаешь – последнее потеряешь».
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Сказка – ложь, да в ней намёк.
Добрым молодцам урок.
- Ребята, скажите, чему учит нас эта сказка? Что осуждается в этой сказке?
(Обличаются жадность, неблагодарность, своекорыстие, жестокость как нравственные пороки; ставятся проблемы власти, рабства, ответственности за социальное зло)
- Пушкин не писал специально для детей, но в его произведениях много ценнейших строк. Создавая свои сказки, он собирал и обрабатывал наиболее яркие мотивы русского и зарубежного фольклора. В сказках Пушкина показан конфликт между светлым и тёмным миром, между добром и злом.
11. Домашнее задание.
Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку сказки.
Мы с хорошей сказкой неразлучны.
А чудес у сказки – до небес.
Вы представьте, как бы было скучно,
Если б в мире не было чудес.
Когда и кто её сложил
В своей избушке где-то,
И самый старый старожил
Не даст тебе ответа.
Она живёт в любом дому
И странствует по странам.
А почему? Да потому,
Что без неё нельзя нам.
-5-
1. О чём-то скрипит половица, И спице опять не спится; Присев на кровати, подушки, Свои навострили ушки… И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски… Тихонько скрипит половица, По комнате ходит сказка… | 2. «Что за прелесть эти сказки»! Их читаем вновь и вновь. В них и шутки, и печали, И коварство, и любовь. В них былого тень сокрыта И заботы наших дней… Сомневаетесь? Спешите На урок вы к нам скорей! | 3. Добрые сказки помню я с детства. Хочу, чтобы сказки послушал и ты, Чтобы подкрались к самому сердцу И заронили зерно доброты. |
Песня «Золотая рыбка»
1. Кто не читал про золотую чудо-рыбку,
Тот совершил одну огромную ошибку.
Она без отдыха желанья выполняла,
Корыто старое в «джакузи» превращала.
Она работала одна без перерыва,
От этой жизни запоёт любая рыба,
А ей так хочется резвиться на просторе
И поиграть в своём любимом синем море.
Припев: Море волнуется раз, Море волнуется раз,
Море волнуется два, Море волнуется два,
Море волнуется шесть - Море волнуется шесть -
Желание у каждого есть. Наших желаний не счесть.
2.Оставьте рыбку, ведь она совсем устала,
А им всё мало, мало, мало, мало, мало.
Кому дворец, кому авто, кому ракету -
Людской фантазии конца и края нету.
И даже гордый Царь морской лишён покоя –
Повсюду неводы! Да, что это такое!
Осталось у него проверенное средство,
Чтоб прекратилось в синем море браконьерство.
Припев: Море волнуется раз, Море волнуется раз,
Море волнуется два, Море волнуется два,
Море волнуется пять – Море волнуется пять -
Рыбке пора отдыхать. Вызвали рыбку опять.
3. Мне два ведра мороженого, а мне собаку можно? А?
Хочу быть самым сильным я, и чтоб боялись все.
Мне «велик» нужен грамотный с карбоновою рамой,
А мне плакаты: «Eminem», «Topuc» и «Fifty seven».
Кто не читал про золотую чудо-рыбку,
Тот совершил одну огромную ошибку.
Быть жадным плохо – это знают все на свете.
Давно лежат на берегу пустые сети.
И не берёт наживку рыбка золотая,
И где искать её уже никто не знает.
Зачем надеяться, у моря ждать погоды?
Она давно уже живёт в нейтральных водах.
Припев: Море волнуется раз, Море волнуется раз,
Море волнуется два, Море волнуется два,
Море волнуется сто – Море волнуется сто -
Пусть не скучает никто. Пусть не скучает никто.
1)
1. «Отпусти, ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам …»
2. Жил старик со своею …
У самого синего моря.
3. «Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя … довольна».
4. Подарит новое корыто,
И новый дом, и слуг впридачу.
Но, если уж она сердита,
С ней вместе уплывёт удача!
Исчезнет всё, и в море зыбком
Растает золотая …
5. Воротился … ко старухе:
У старухи новое корыто.
6. Раз он в море закинул невод –
Пришёл невод с одною …
7. Автор сказки.
2)
1. Удивился, …, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба говорила.
2. «Не хочу быть чёрною крестьянкой,
А хочу быть столбовою … »
3. Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще … вздурилась.
4. Отвечает золотая …
«Не печалься, ступай себе с богом».
5. Воротился старик ко старухе,
Что ж он видит? Высокий …
6. Раз он в море закинул …, -
Пришёл … с одною тиной.
7. На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое …
3)
1. Перед ним изба со …
С кирпичною, белёною трубою.
2. «Не хочу быть чёрною …
А хочу быть столбовою дворянкой».
3. На руках золотые перстни,
На ногах … сапожки.
4. Молвил: «Здравствуй, грозная …!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
5. Наливают ей заморские вины;
Заедает она … печатным.
6. На него прикрикнула старуха,
На … служить его послала.
7. Главный герой сказки.