СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Афинская демократия при Перикле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Афинская демократия при Перикле"»

Афинская демократия при Перикле

Педагогическая
цель

Создать условия для ознакомления с устройством афинской демократии после победы в греко-персидских войнах; способствовать развитию умения характеризовать личность и деятельность Перикла в должности стратега, сравнивать управление в Афинах и в Древнем Египте

Тип и вид урока

Комбинированный урок

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом

Личностные
результаты

Освоение гуманистических традиции и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Метапредметные
результаты

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Основное содержание темы, понятия и термины

Расцвет афинской демократии. Избрание Перикла первым стратегом (443 г. до н. э.). Перикл в должности стратега. Афинская демократия при Перикле. Оратор, первый стратег, Народное собрание, Совет пятисот, демос, демократия, референдум, драхма

Образовательные ресурсы

Учебник. Карта «Древняя Греция». презентация


Организационная структура урока

План урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие, проверка отсутствующих.

_

Актуализа-ция знаний учащихся

1. В честь какого бога устраивались представления?


2. Укажите на схеме под номерами названия частей древнегреческого театра.

3. Могли ли женщины принимать участие в театральных представлениях?

4. Назовите два главных вида представлений в греческом театре?

5. Назовите знаменитых древнегреческих драматургов.

6. Перескажите содержание трагедии Софокла «Антигона».

7. Перескажите содержание комедии Аристофана «Птицы».

Дионис


Театрон, скене, орхестра.


Нет


Трагедия и комедия.


Софокл, Эсхил, Аристофан, Еврипид, Менандр.


Ответы учащихся.

Вывод учителя по предыдущей теме урока

Итак, ребята, на прошлом уроке мы познакомились с греческим театром, узнали как он возник, как утроен, кто участвовал в его представлениях, а также основные жанры пьес древнегреческого театра – трагедия и комедия. Театр играл значительную роль в жизни древних греков, воспитывал их, пробуждал самые разные чувства.

Слушают учителя.

Подведение к новой теме урока.

– Ребята, давайте представим, что мы с вами плывём на корабле. И вдруг к нашему кораблю прибилась вот такая бутылка. Что внутри бутылки вы видите?

– Как вы думаете, откуда она приплыла? (на что она похожа).

Вызываю одного ученика, он помогает открыть бутылку и читает записку в ней.

Что написано в записке? (Афины, Народное Собрание, Перикл)


Записку.





Объяснение новой темы урока







1. Афинская демократия при Перикле.

А) Афинское народное собрание;










Б) Афины при Перикле.


Сегодня мы с вами, ребята, продолжаем ту большую тему, которую начали на прошлом уроке.

План:

1. Афинская демократия при Перикле.

А) Афинское народное собрание;

Б) Афины при Перикле.

ПЗ: Почему афинскую демократию при Перикле можно считать образцовой?

ППЗ: Сравните устройство Афин при Перикле и спартанского полиса (афинского полиса времён Солона).

В V в. до н.э. в Афинах не было не царей, не вельмож. Афиняне считали, что любой гражданин Афин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством.

Власть в Афинах принадлежала демосу (т.е. кому?), поэтому греки называли управление в Афинах «демократией».


Демократия – власть народа.


Мы уже узнали с вами, что в Афинах власть принадлежала демосу. Самой важной должностью в Афинах была должность первого стратега, и её, как вы уже догадались, занимал Перикл. На эту должность его избирало Народное собрание на протяжении 15 лет.


Сейчас вы откроете § 40 на странице 191 и прочитаете, чем ещё занималось Народное собрание, и мы с вами потом заполним схему.


Давайте с вами обратимся к иллюстрации на странице 191 «так могла выглядеть Народное собрание в Афинах» (слайд). Что мы на ней видим? Кто участвует в нем? Как вы думаете, что эти люди делают?








Заполняем схему:


Д

Е

М Народное собрание (5 стрелочек – функции).

О (кто мог в нём участвовать)

К

Р

А Первый стратег (2 функции)

Т

И

Я

Функции Народного Собрания: Выборы Стратега, Объявление войны, Принятие законов, Распоряжение казной и утверждение расходов стратегов., Утверждение мирных переговоров.


Функции первого стратега в Древней Греции: Руководил войском и флотом, Ведал отношениями Афин с другими государствами.

(Подсказать детям, если надо).


Перикл (495-429 гг. до н.э.) был одним из крупнейших афинских государственных дятелей, происходил из аристократического рода Алкмеонидов.

Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Когда одного аристократа, тоже прекрасного оратора, спросили, кто искуснее в споре – они ли Перикл, тот ответил: «Если даже в борьбе мне удастся повалить Перикла, он встанет и тут же убедит присутствующих, что не он, а я лежал на обеих лопатках». Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на высшую должность. Сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Даже враги Перикла признавали, что большая часть государственных доходов при нём тратится на культурные цели, как вы уже прочитали об этом в параграфе. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан.


Теперь, ребята, давайте с вами поработаем с документом на странице 193. Для начала мы прочитаем его, а потом ответим на вопросы.


Давайте ответим на вопросы.

  • Кому принадлежала, по речи Перикла, власть в Афинах?

  • За что выступал Перикл – за равенство между бедными и богатыми людьми или за неравенство?

  • Чем считал Афины для всей Эллады Перикл?


Давайте подумаем, ребята, какой главный вывод можно сделать из речи Перикла?


И действительно, Перикл сделал много для развития демократии в Древней Греции. Ребята, раньше за государственную службу в Афинах не платили, потому что занятие этих должностей – сборщика налогов, смотрителя рынка, судьи – были сами по себе почётными. Однако Перикл стремился, чтобы все граждане участвовали в управлении государством и судами. По его предложению был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, стали платить деньги из казны. Этих денег было немного, но их хватало на покупку еды для небольшой семьи.


Давайте теперь с вами посмотрим, кто были друзья Перикла (слайд с фотографиями).


Анаксагор был учителем и другом Перикла. Он был знаменитым учёным и философом, изучал природные явления, астрономию и математику.


Другом Перикла был также Софокл – кто это? Как друг Перикла он уже участвовал как воин в морских походах.

Ещё одним другом Перикла был Фидий – кто это? Именно Перикл поручил Фидию руководить возведением статуй и храмов на Акрополе.



Геродот так же был другом Перикла – кто это? Геродот по предложению Перикла отплыл с другими афинянами в Италию, чтобы основать там колонию.


Аспасия – жена Перикла. Она была одной из образованнейших женщин Эллады.


У Перикла было много хороших и влиятельных друзей, чьи имена остались в истории, однако у него было и множество врагов.

Давайте откроем страницу 195 и прочитаем, что сделали враги Перикла, чтобы разрушить его дружбу с Анаксагором и Фидием.


Ребята, как мы с вами можем охарактеризовать Перикла?

Записывают в тетрадь.


Ответы учащихся.
















Записывают определение в тетрадь.








Открывают учебник и читают.























Составляем схему с ребятами.













































Читают документ на странице 193 (по цепочке).































Древнегреческий драматург, создатель трагедий.


Древнегреческий скульптор, создатель статуй Афины и Зевса (на слайде). Одно из семи чудес света.

Древнегреческий историк, «отец истории».









Читают текст. Отвечают про Фидия и Анаксагора.


Он был хорошим политическим деятелем, сделал много для расцвета афинского государства, был хорошим человеком и другом.

Закрепление новой темы

Высшая должность в Афинах?

  1. Первый стратег;

  2. Архонт;

  3. Царь.

Первый стратег в Афинах:

  1. Выбирался на Народном собрании поднятием рук;

  2. Выбирался на Народном собрании подачей белых и чёрных камешков;

  3. Выбирался путём жеребьёвки.

Укажите неправильный ответ. Должностные лица в Афинах, избиравшиеся при помощи жребия:

  1. Сборщик налогов;

  2. Стратег;

  3. Судья;

  4. Смотритель рынков.

Анаксагор, Софокл, Фидий, Геродот:

  1. Это выдающие философы, жившие во времена Перикла;

  2. Это выдающие деятели культуры, друзья Перикла;

  3. Это выдающие деятели культуры, обвинявшие Перикла в злоупотреблениях;

Отказ беднейших представителей демоса участвовать в жеребьёвке и введение платы за исполнение выборных должностей – что связывает эти явления?

  1. Эти явления никак не связаны;

  2. Введение платы за исполнение выборных должностей имело целью привлечь беднейших представителей демоса к участию в управлении Афинами;

  3. Беднейшие представители демоса отказывались участвовать в жеребьёвке, так как не были довольны установленным размером оплаты.



Первый стратег;



Выбирался на Народном собрании поднятием рук;



Стратег;



Это выдающие деятели культуры, друзья Перикла;



Введение платы за исполнение выборных должностей имело целью привлечь беднейших представителей демоса к участию в управлении Афинами;

Рефлексия

1) Ребята, давайте с вами обратим внимание на слайд, на котором мы увидим разные смайлики. Выберите пожалуйста тот, который больше всего характеризует вашу работу на уроке, и объясните, почему вы выбрали этот смайлик.

2) Почему афинскую демократию при Перикле можно считать образцовой?

3) Сравните устройство Афин при Перикле и спартанского полиса (афинского полиса времён Солона).

Отвечают на вопросы.

Вывод учителя

Ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомились с афинской демократией времен Перикла, выдающегося стратега. Мы узнали, что такое демократия, как она была организована в Древней Греции, чем занималось Народное собрания, какие функции выполнял первый стратег, а так же то, что

Домашнее задание

§ 40

Записывают д/з в дневник

Выставле-ние оценок

Учитель выставляет оценки тем ученикам, которые отвечали, и наиболее активным на уроке.

__





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!