СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
10 класс АЛГЕБРА 09.01.2024
Тема: Логарифмы.
Тип: изучение нового материала.
Цель: ввести и изучить понятие логарифма.
Задачи:
Образовательные: изучить понятие логарифма; практиковаться в вычислении значения логарифма по определению.
Развивающие: развивать у учащихся математическую терминологию; развивать умение грамотно читать математические записи.
Воспитательные: прививать аккуратность и правильность записи математических символов.
Автор разработки урока: Попов Дмитрий Сергеевич.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Французский математик, механик, физик и астроном,
Пьер-Симон Лаплас, говорил: «Изобретение логарифмов, сократив работу астронома, продлило ему жизнь».
II. Постановка темы и целей урока.
- Ребята, с этого урока мы начинаем изучение одновременно интересной и лёгкой темы – «Логарифмическая функция». Сегодня на уроке мы узнаем, что такое логарифм и будем учиться вычислять его.
- Откройте тетради, запишите дату (09.01.2024) и тему урока «Логарифмы».
III. Работа по теме урока. Изучение нового материала.
Учитель даёт учащимся решить три уравнения:
а) 2х = 1; б) 3х = 9; в) 5х = 16.
Учащиеся не могут решить уравнение в). Таким образом, учитель создал проблемную ситуацию.
- Ребята, смогли ли вы решить уравнение в)?
- Сегодня мы выясним, как решать уравнения такого типа.
Учащиеся делают запись под диктовку учителя:
Логарифм положительного числа b по положительному и отличному от 1 основанию a называют показатель степени, в которую нужно возвести a, чтобы получилось число b.
Учитель делает на доске запись, а ученики переписывают:
log a b = x, b 0, a 0, a ≠ 1, ax = b.
- Давайте решим уравнение в) по определению логарифма.
5х = 16
х = log516.
Приблизительное значение log516 равно 1,5. Так как 51 =5, а 52 =25.
Логарифмы были введены шотландским математиком Джоном Непером (1550-1617) и математиком Иостом Бюрги (1552-1632).
Бюрги пришел к логарифмам раньше, но опубликовал свои таблицы с опозданием (в 1620г.), а первой в 1614г. появилась работа Непера «Описание удивительной таблицы логарифмов».
С точки зрения вычислительной практики, изобретение логарифмов можно смело поставить рядом с другими, более древним великим изобретением – нашей десятичной системой нумерации.
Через десяток лет после появления логарифмов Непера английский ученый Гунтер изобрел очень популярный прежде счетный прибор – логарифмическую линейку. Она помогала астрономам и инженерам при вычислениях, она позволяла быстро получать ответ с достаточной точностью в три значащие цифры. Теперь ее вытеснили калькуляторы, но без логарифмической линейки не были бы созданы ни первые компьютеры, ни микрокалькуляторы.
- Это были лишь краткие исторические сведения. Перейдем к основному свойству логарифмов.
Учитель делает на доске запись, а ученики переписывают:
= b
Из свойства степеней вытекают ещё несколько свойств логарифмов.
Учитель делает на доске запись, а ученики переписывают:
- Ребята, я думаю, вы догадались, что операции логарифмирования и возведения в степень являются взаимообратными.
Учитель на доске чертит и заполняет таблицу, которая доказывает взаимообратность логарифмирования и возведения в степень:
Возведение в степень | Логарифмирование |
42 = 16 | log 4 16 = 2 |
53 = 125 | log 5 125 = 3 |
3–3 = |
|
Учитель с комментированием у доски решает уравнение . Данное уравнение решается по определению логарифма: 32 = 1 – х ⇒ 9 = 1 – х ⇒ х = – 8.
IV. Решение упражнений
Учитель вызывает учащихся к доске для решения №267 (2,3); №270 (1,2); №271 (1 – 3); №275. №277 (4,5); № 286 (1).
V. Закрепление изученного материала.
Учитель проводит фронтальный опрос:
- Что такое логарифм?
- Как появились логарифмы?
- Назовите свойства логарифма, которые мы сегодня изучили.
VI. Рефлексия учебной деятельности
- Продолжите предложения:
1) Сегодняшний урок заинтересовал меня …
2) Я считаю нужным запомнить …
3) Мне надо узнать лучше о …
VII.Домашнее задание
Учитель выдаёт учащимся карточки с домашним заданием:
10 класс АЛГЕБРА ДОМАШНЯЯ РАБОТА 1. Вычислите: а) 7х = a; б)
|
- Вызывают ли у вас вопросы задания домашней работы? Если да, то какие?
VIII. Подведение итогов урока
Оценивание рабочей деятельности учащихся на уроке.