Тема урока: «Тригонометрические тождества»
Учитель: Карагодин В.А.,
учитель математики
МКОУ Гыданская школа-интернат
им. Н.И. Яптунай
Тип урока: Формирование умений и навыков.
Цели урока:
Образовательные:
Повторение и закрепление понятия тождества на примере тригонометрических формул, как равенства справедливого для всех допустимых значений букв, обучение доказательству тождеств с использованием изученных формул
Развивающие:
развивать у учеников математическую речь, способствовать развитию логического мышления, умению оценивать свою работу;
развивать навыки самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке.
Воспитательные:
воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, толерантность, ответственное отношение к учебному труду, ответственность не только за собственные знания, но и за успехи своих одноклассников.
ХОД УРОКА
I . Организационный момент
1) Продолжить фразу:
«2» в квадрате – 4
«3» в квадрате – 9
«5» в квадрате – 25
угол в квадрате - 90
2) Продолжить фразу:
Синусом называется … (ордината точки, лежащей на единичной окружности)
Косинусом называется … (абсцисса точки, лежащей на единичной окружности)
3) Продолжить фразу:
«Жизнь украшается двумя вещами: преподаванием математики и ее…» (изучением).
Вот и будем украшать нашу жизнь – я – преподаванием, вы – изучением.
Цель сегодняшнего урока:
Повторить понятие тождества и учиться применять его для доказательства тригонометрических тождеств и разобрать все способы доказательство.
II. Проверка домашнего задания
По ранее записанному на доске решению устно объяснить. (или через документ –камеру)
III. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
1 задание: дописать формулы.
вариант | вариант |
| 1 | | 1 |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
через тригоном.единицы | | через тригоном.единицы | |
через и | | через и | |
2 задание: вычислить.
вариант | вариант |
| | | |
| 0+1=1 | | 0 – 1 = – 1 |
3 задание: вычислить.
вариант | вариант |
Дано: Найти: , . | | Дано: Найти: , . | |
Поменяться листочками и проверить задания с ответами на доске:
12 «+» - оценка «5»
11 или 10 «+» - оценка «4»
9 или 7 «+» - оценка «3»
остальные – оценка «2».
VI – Изучение нового материала.
Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Будем следовать этому правилу и приятного вам аппетита.
Задача 1.
Доказать:
, при
, где
справедливость этого равенства. Почему дано условие? (при
и дробь не имеет смысла).
способ - Докажем, что разность левой и правой части равны 0.
равенство справедливо для всех допустимых
, т.е. таких, при которых левая и правая части имеют смысл.
Записать в тетради:
Тождество – это равенство справедливое для всех допустимых , т.е. при которых оно имеет смысл.
Учитель:
Такие равенства называются тождествами, а их преобразования тождественными.
Задача 2.
способ – Преобразование левой части так, чтобы она равнялась правой.
Левая часть:
Л.ч. = П.ч.
Задача 3.
способ – Преобразование правой части так, чтобы она равнялась левой.
Правая часть:
Л.ч. = П.ч.
Задача 4.
V способ – Левую и правую часть преобразуем к одному выражению.
Левая часть:
Правая часть:
Л.ч. = П.ч.
Каждый раз после разобранных примеров спрашивать, какие существуют способы доказательства тождеств.
V – Закрепление нового материала.
- «Что такое тождество?» - основные способы доказательства.
Выполнить задания учебника № 80(1,3), №81(1,3). -у доски
VI. Домашнее задание:
№ №80(2,4), №81(2),
дифференцированное задание по карточкам
Каждому ученику дается листок с самостоятельной работой, состоящей из трех уровней «А», «В», «С». Он выбирает тот уровень, который считает нужным.
Уровень «А» (на «3»):
Упростить:
Указание: Сгруппируйте первый и третий члены.
Дано:
. Найти:
,
.
Уровень «В» (на «4»):
1 вариант
Упростить:
Дано:
. Найти:
,
.
Уровень «С» (на «5»):
1 вариант
Упростить:
Дано:
. Найти:
,
,
.
VI этап – Итог урока.
Самостоятельная работа.
Уровень «А» (на «3»):
1 вариант
Упростить:
Указание: Сгруппируйте первый и третий члены.
Дано:
. Найти:
,
.
2 вариант
Упростить:
Указание: Сгруппируйте первый и второй члены.
Дано:
. Найти:
,
.
Уровень «В» (на «4»):
1 вариант
Упростить:
Дано:
. Найти:
,
.
2 вариант
Упростить:
Дано:
. Найти:
,
.
Уровень «С» (на «5»):
1 вариант
Упростить:
Дано:
. Найти:
,
,
.
2 вариант
Упростить:
Дано:
. Найти:
,
,
.