04.03.2020г.
Урок музыки в 4 Б классе
по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной
Раздел: «В музыкальном театре»
Тема урока: Балет «Петрушка»
Планируемы результаты:
Предметные
Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной культуре России.
Наблюдение за использованием музыки в жизни человека.
Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, импровизации и т.д.)
Познакомить детей с новыми понятиями:либретто,сюита, народно-бытовой стиль.
Личностные
Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач.
Развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.
Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация.
Техническое обеспечение урока: ПК, экран и проектор.
Виды деятельности учащегося: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, творческое задание по теме урока.
Тип урока: урок-творчество.
ПЛАН УРОКА
-
Организационный момент—приветствие.
-
Основной этап урока ( цитата И. Шмелёва, краткая беседа о празднике Масленица, иллюстрация картины Б. Кустодиева, краткое знакомство с биографией И. Стравинского)
-
Слушание музыки ( фрагмент из балета «Петрушка»)
-
Разбор музыкальных образов, знакомство с новым понятием «народно-бытовой стиль».
-
Физминутка
-
Пение
-
Рефлексия (итог урока, повторение новых понятий, домашнее задание.)
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит весёлая музыка, дети входят в класс и садятся.
II. Актуализация знаний.
У:Ребята, свой урок я хочу начать с загадки:
Мой веселый колпачек
Сдвинут лихо на бочок
Я – забавная игрушка
А зовут меня….(Петрушка)
III. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, Вы догодались о ком сегодня пойдёт речь на уроке? Ответы детей.
Сегодня мы с Вами узнаём много нового и интересного.
Связь кукольного героя с народным праздником, понятие балагана, определение балета, характерные особенности этого жанра.
IV. Основная часть урока.
У:А где мы можем встретить Петрушку, этого веселого героя, на каких праздниках?
(В театре кукол, на городских праздниках, на Масленичных гуляниях.)
У: Румяный балагур, участник ярмарочных сценок, персонаж русских народных кукольных представлений – встречаем его на праздниках, на Масленице. Чему посвящен этот праздник?
(Проводам зимы.)
У: Что вы можете рассказать мне об этом празднике?
(Он возник в глубокой древности, празднуется целую неделю.)
У: А какой самый яркий день на Масленичной неделе?
( Воскресенье перед Великим Постом. Устраивались ярмарки, где продавали и покупали разные товары, веселились, пели песни, плясали, силой мерились, ремеслом хвалились, подарки дарили !Блины пекли, всех угощали, они как солнышко – круглые горячие.)
У: Мы и сегодня любим этот праздник и знаем как его празднуют сейчас. Но все эти традиции пришли из глубины веков.
Масленица… Я и теперь чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны, пылающие печи, ухабистая снежная дорога, уже замаслившаяся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь ещё для меня жива яркая радость.
Иван Шмелев
К теме русских праздников обращались в своем творчестве многие писатели, композиторы и художники.
Борис Михайлович Кустодиев в своих картинах донес до нас яркие образы народных Масленичных гуляний. Много раз он обращался в своем творчестве к теме Масленицы.
Давайте пристально всмотримся в картину «Масленица». Какие эмоции и чувства возникают у вас при взгляде на нее?
( веселье, радость, восторг, бодрость…)
У: Краски каких цветов он использовал для этого?
( Желтый, голубой, красный, белый, …)
У: Что же придает яркость картине и создает настроение праздника?
( сочетание красок, контраст.)
У: Безмолвна ли эта картина, или звучит в вашем воображении?
(Звучит.)
У: Какие звуки мы бы могли услышать, глядя на эту картину?
(Шум толпы, звон бубенчиков, звуки шарманки, музыка балагана – кукольного театра.)
У: Давайте поиграем в композиторов. Какими музыкальными красками надо воспользоваться, чтобы сложить музыку к картине «Масленица»?
Перед вами музыкальная палитра. (перечислить те краски и оттенки, которые предлагает нам музыкальная палитра).
Работа в парах: подчеркните, на ваш взгляд, самые яркие и необходимые, для передачи настроения.
Какие музыкальные инструменты симфонического оркестра вы бы использовали, создавая свое музыкальное произведение?
(Шум толпы – медные духовые.)
У: Герои кукольного представления тоже могут звучать.
( Петрушка – бубен, балерина – треугольник, фокусник – флейта. (игра на инструментах).)
Какие вы замечательные композиторы! А знаете ли вы, что в начале XX века, русский композитор Игорь Федорович Стравинский сочинил великолепную музыку, передающую все широту и яркость Масленичных гуляний – балет «Петрушка». Давайте послушаем фрагмент из этого произведения, чтобы узнать, как композитор изобразил в музыке народные гуляния.
V. Слушание и анализ.
Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский
(Слушание 1.)
Совпали ли наши чувства с чувствами и восприятием Масленичных гуляний композитором?
(Да, музыка очень ярка, композитор использовал различные музыкальные инструменты для передачи характера праздника.
(Слушание 2.)
У: Я очень рада, что вы все музыкальные инструменты услышали.
Что объединяет музыку балета Стравинского и картину Кустодиева?
(Яркость, выразительность.)
У: Чем каждый из них добивался этой яркости?
( Каждый своим средством выразительности: У художника – краски, цвета, у композитора – тембры оркестра.)
У: Можем ли мы услышать живопись и увидеть музыку?
(Да.)
У: Может ли симфонический оркестр быть так же живописен, как картина?
(Да.)
У: Ребята, а дома я попрошу вас нарисовать своего петрушку, придумайте ему какой – нибудь новый наряд.
Петрушка—главный герой уличных представлений, которые разыгрывались на Масленицу.
Петрушка-кукла с лицом ,намалеванным посмешнее, в шапке с кистью, его руки и ноги набиты опилками, они болтаются, заворачиваясь внутрь и дергаются от собственной тяжести. Неуклюжий, он не прыгает, а только подпрыгивает, послушный невидимой нитке Фокусника…
Действие балета «Петрушка»— это воплощение русской ярмарки с плясками, шарманщиком, балаганом. На фоне праздничного гуляния толпы разворачивается трагедия кукольного героя Петрушки, которого обманула ветреная балерина…
Вопрос к детям: Достаточно ли этих слов для понимания того, что происходит в балете? Нет.
Либретто—словесный (литературный) текст балета или оперы.
«Либретто»-«книжечка» (итал.)
Либретто к балету «Петрушка» Стравинский написал сам.
Слушание фрагмента «У Петрушки» и «Народные гулянья на Масленой»
Вопросы к детям:
Какой музыкальный образ Петрушки нарисовал Стравинский? (неуклюжий, угловатый, жалкий и т.д.)
Какими средствами музыкальной выразительности это достигается?
Мелодия—прерывистая, паузы ,пунктирный ритм и т.д.
Музыка народного гулянья написана в народно-бытовом стиле.
Стравинский использует мотивы двух русских народных песен «Вдоль по Питерской» и «Ах, вы сени».
VI Музыкальная физминутка от Петрушки.
Музыкально- ритмические движения. Игра на шумовых инструментах.
Дыхательная гимнастика.
VII Вокально – хоровая работа.
Масленица — один из любимых праздников русского народа. Это праздник встречи весны. Издавна люди пели песни-заклички, которые помогали наступлению весны.
Исполнение песни-заклички «Жаворонушки»
Исполнение других выученных песен.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Подведение итогов урока, повторение основных понятий.
Дидактическая игра (работа в группах)
Как называется коллектив музыкантов играющих на разных музыкальных инструментах?
Танец в исполнении трёх танцоров в балете?
Группа танцоров сопровождающая действие в балете?
Кто является автором балета «Петрушка»?
Танец , в котором движения близки народным?
В каком стиле написан балет «петрушка»?
Рефлексия.
Какие открытия сделали на уроке?
Что особенного запомнилось?
Какой композитор и художник помогли нам “услышать” и “увидеть” Масленицу?
Ощутили ли радость от общения с музыкой ?
У: Ребята, а дома я попрошу вас нарисовать своего петрушку, придумайте ему какой – нибудь новый наряд.
Выставление оценок.
Все молодцы! Урок окончен!