СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Балет Петрушка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Балет Петрушка"»

04.03.2020г.

Урок музыки в 4 Б классе

по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной

Раздел: «В музыкальном театре»

Тема урока: Балет «Петрушка»

Планируемы результаты:

Предметные

Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной культуре России.

Наблюдение за использованием музыки в жизни человека.

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, импровизации и т.д.)

Познакомить детей с новыми понятиями:либретто,сюита, народно-бытовой стиль.

Личностные

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач.

Развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация.

Техническое обеспечение урока: ПК, экран и проектор.

Виды деятельности учащегося: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, творческое задание по теме урока.

Тип урока: урок-творчество.


ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент—приветствие.

  2. Основной этап урока ( цитата И. Шмелёва, краткая беседа о празднике Масленица, иллюстрация картины Б. Кустодиева, краткое знакомство с биографией И. Стравинского)

  3. Слушание музыки ( фрагмент из балета «Петрушка»)

  4. Разбор музыкальных образов, знакомство с новым понятием «народно-бытовой стиль».

  5. Физминутка

  6. Пение

  7. Рефлексия (итог урока, повторение новых понятий, домашнее задание.)

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит весёлая музыка, дети входят в класс и садятся.

II. Актуализация знаний.

У:Ребята, свой урок я хочу начать с загадки:

Мой веселый колпачек

Сдвинут лихо на бочок

Я – забавная игрушка

А зовут меня….(Петрушка)

III. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, Вы догодались о ком сегодня пойдёт речь на уроке? Ответы детей.

Сегодня мы с Вами узнаём много нового и интересного.

Связь кукольного героя с народным праздником, понятие балагана, определение балета, характерные особенности этого жанра.

IV. Основная часть урока.

У:А где мы можем встретить Петрушку, этого веселого героя, на каких праздниках?

(В театре кукол, на городских праздниках, на Масленичных гуляниях.)

У: Румяный балагур, участник ярмарочных сценок, персонаж русских народных кукольных представлений – встречаем его на праздниках, на Масленице. Чему посвящен этот праздник?

(Проводам зимы.)

У: Что вы можете рассказать мне об этом празднике?

(Он возник в глубокой древности, празднуется целую неделю.)

У: А какой самый яркий день на Масленичной неделе?

( Воскресенье перед Великим Постом. Устраивались ярмарки, где продавали и покупали разные товары, веселились, пели песни, плясали, силой мерились, ремеслом хвалились, подарки дарили !Блины пекли, всех угощали, они как солнышко – круглые горячие.)

У: Мы и сегодня любим этот праздник и знаем как его празднуют сейчас. Но все эти традиции пришли из глубины веков.

Масленица… Я и теперь чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны, пылающие печи, ухабистая снежная дорога, уже замаслившаяся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь ещё для меня жива яркая радость.

Иван Шмелев

К теме русских праздников обращались в своем творчестве многие писатели, композиторы и художники.

Борис Михайлович Кустодиев в своих картинах донес до нас яркие образы народных Масленичных гуляний. Много раз он обращался в своем творчестве к теме Масленицы.

Давайте пристально всмотримся в картину «Масленица». Какие эмоции и чувства возникают у вас при взгляде на нее?

( веселье, радость, восторг, бодрость…)

У: Краски каких цветов он использовал для этого?

( Желтый, голубой, красный, белый, …)

У: Что же придает яркость картине и создает настроение праздника?

( сочетание красок, контраст.)

У: Безмолвна ли эта картина, или звучит в вашем воображении?

(Звучит.)

У: Какие звуки мы бы могли услышать, глядя на эту картину?

(Шум толпы, звон бубенчиков, звуки шарманки, музыка балагана – кукольного театра.)

У: Давайте поиграем в композиторов. Какими музыкальными красками надо воспользоваться, чтобы сложить музыку к картине «Масленица»?

Перед вами музыкальная палитра. (перечислить те краски и оттенки, которые предлагает нам музыкальная палитра).

Работа в парах: подчеркните, на ваш взгляд, самые яркие и необходимые, для передачи настроения.

Какие музыкальные инструменты симфонического оркестра вы бы использовали, создавая свое музыкальное произведение?

(Шум толпы – медные духовые.)

У: Герои кукольного представления тоже могут звучать.

( Петрушка – бубен, балерина – треугольник, фокусник – флейта. (игра на инструментах).)

Какие вы замечательные композиторы! А знаете ли вы, что в начале XX века, русский композитор Игорь Федорович Стравинский сочинил великолепную музыку, передающую все широту и яркость Масленичных гуляний – балет «Петрушка». Давайте послушаем фрагмент из этого произведения, чтобы узнать, как композитор изобразил в музыке народные гуляния.

V. Слушание и анализ.

Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский

(Слушание 1.)

Совпали ли наши чувства с чувствами и восприятием Масленичных гуляний композитором?

(Да, музыка очень ярка, композитор использовал различные музыкальные инструменты для передачи характера праздника.

(Слушание 2.)

У: Я очень рада, что вы все музыкальные инструменты услышали.

Что объединяет музыку балета Стравинского и картину Кустодиева?

(Яркость, выразительность.)

У: Чем каждый из них добивался этой яркости?

( Каждый своим средством выразительности: У художника – краски, цвета, у композитора – тембры оркестра.)

У: Можем ли мы услышать живопись и увидеть музыку?

(Да.)

У: Может ли симфонический оркестр быть так же живописен, как картина?

(Да.)

У: Ребята, а дома я попрошу вас нарисовать своего петрушку, придумайте ему какой – нибудь новый наряд.

Петрушка—главный герой уличных представлений, которые разыгрывались на Масленицу.

Петрушка-кукла с лицом ,намалеванным посмешнее, в шапке с кистью, его руки и ноги набиты опилками, они болтаются, заворачиваясь внутрь и дергаются от собственной тяжести. Неуклюжий, он не прыгает, а только подпрыгивает, послушный невидимой нитке Фокусника…

Действие балета «Петрушка»— это воплощение русской ярмарки с плясками, шарманщиком, балаганом. На фоне праздничного гуляния толпы разворачивается трагедия кукольного героя Петрушки, которого обманула ветреная балерина…

Вопрос к детям: Достаточно ли этих слов для понимания того, что происходит в балете? Нет.

Либретто—словесный (литературный) текст балета или оперы.

«Либретто»-«книжечка» (итал.)

Либретто к балету «Петрушка» Стравинский написал сам.

Слушание фрагмента «У Петрушки» и «Народные гулянья на Масленой»

Вопросы к детям:

Какой музыкальный образ Петрушки нарисовал Стравинский? (неуклюжий, угловатый, жалкий и т.д.)

Какими средствами музыкальной выразительности это достигается?

Мелодия—прерывистая, паузы ,пунктирный ритм и т.д.

Музыка народного гулянья написана в народно-бытовом стиле.

Стравинский использует мотивы двух русских народных песен «Вдоль по Питерской» и «Ах, вы сени».

VI Музыкальная физминутка от Петрушки.

Музыкально- ритмические движения. Игра на шумовых инструментах.

Дыхательная гимнастика.

VII Вокально – хоровая работа.

Масленица — один из любимых праздников русского народа. Это праздник встречи весны. Издавна люди пели песни-заклички, которые помогали наступлению весны.

Исполнение песни-заклички «Жаворонушки»

Исполнение других выученных песен.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Подведение итогов урока, повторение основных понятий.

Дидактическая игра (работа в группах)

Как называется коллектив музыкантов играющих на разных музыкальных инструментах?

Танец в исполнении трёх танцоров в балете?

Группа танцоров сопровождающая действие в балете?

Кто является автором балета «Петрушка»?

Танец , в котором движения близки народным?

В каком стиле написан балет «петрушка»?

Рефлексия.

Какие открытия сделали на уроке?

Что особенного запомнилось?

Какой композитор и художник помогли нам “услышать” и “увидеть” Масленицу?

Ощутили ли радость от общения с музыкой ?

У: Ребята, а дома я попрошу вас нарисовать своего петрушку, придумайте ему какой – нибудь новый наряд.

Выставление оценок.

Все молодцы! Урок окончен!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!