СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии на тему "Клеточное ядро"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока биологии на тему "Клеточное ядро" 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии на тему "Клеточное ядро"»

Урок биологии в 10 классе на тему «клеточное ядро. Хромосомы»

учитель химии и биологии Шорохова Яна Александровна

Тема урока

Клеточное ядро. Хромосомы

Тип урока

урок изучения нового материала и первичного закрепления  знаний.

Цель урока

продолжить изучение строения эукариотической клетки.


Задачи урока (планируемый результат)

Предметные умения

УУД


Задачи: охарактеризовать строение ядра как важнейшего и обязательного компонента эукариотических клеток, раскрыть роль ядра в связи с особенностями его строения и химического состава, сформировать знания о хромосомах, их уникальном строении и функциях.


Личностные:

определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм; будет проявлять учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Познавательные:

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используя общие приемы решения задач

Коммуникативные:

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы,

Основные понятия: ядро, ядрышко, ядерный сок, хромосомы, хроматин, кариотип

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

частично-поисковый, исследовательский, проблемный.




  • компьютер, презентация;

  • учебник биологии 10-11 класс.

Мотивационно – целевой этап

Этапы урока, цель



Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность, вызвать интерес.

Добрый день. Мы с вами сегодня продолжаем изучение удивительной науки биологии. На прошлых уроках вы знакомились со строением клетки, основы всего живого на Земле.




Личностные:

Нравственно – этическая ориентация

Коммуникативные:

Умение работы в паре


Личностные:

Самоопределение

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднения в выполнении учебного действия.

Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, нам необходимо актуализировать полученные вами знания на прошлом уроке по теме «Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды» Это довольно-таки непростая и обширная тема, но знать особенности строения и выполняемые функции органоидов клетки необходимо.

  1. Какие органоиды клетки находятся в цитоплазме и в какие группы среди них можно выделить?










  1. Расскажите о пино- и фагоцитозе. Чем различаются эти процессы?




Тест.

1 вариант


  1. Какой органоид вырабатывает энергию, используемую клетками?

 

1) вакуоль

2) митохондрия

3) ядро

4) комплекс Гольджи


  1. Какой органоид обеспечивает сборку белка в клетках?

 

1) ядро

2) рибосома

3) клеточный центр

4) лизосома


  1. Какой органоид обеспечивает синтез органических веществ из неорганических в растительной клетке?

 

1) вакуоль

2) митохондрия

3) хлоропласт

4) рибосома


  1. Какой органоид обеспечивает накопление продуктов жизнедеятельности в растительной клетке?

 

1) вакуоль

2) рибосома

3) ядро

4) митохондрия


  1. Возникновение клеточной теории в середине XIX в. связано с развитием

 

1) генетики

2) эволюционной теории

3) медицины

4) микроскопии


  1. Какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех её структур?

 

1) цитоплазма

2) клеточная стенка

3) вакуоль

4) рибосома


  1. В каких ор­га­но­и­дах клет­ки по­ли­ме­ры рас­щеп­ля­ют­ся до мо­но­ме­ров?

 

1) в ри­бо­со­мах

2) в хло­ро­пла­стах

3) в ми­то­хон­дри­ях

4) в ли­зо­со­мах



2 вариант.


  1. Сущность кле­точ­ной тео­рии от­ра­же­на в сле­ду­ю­щем положении:

 

1) из кле­ток со­сто­ят толь­ко жи­вот­ные и растения

2) клет­ки всех ор­га­низ­мов близ­ки по своим функциям

3) все ор­га­низ­мы со­сто­ят из клеток

4) клет­ки всех ор­га­низ­мов имеют ядро


  1. Из чего, со­глас­но кле­точ­ной тео­рии, со­сто­ят и рас­те­ния, и жи­вот­ные?

 

1) ор­га­но­и­дов

2) тка­ней

3) син­ци­ти­ев

4) кле­ток


  1. От­ку­да, со­глас­но кле­точ­ной тео­рии, по­яв­ля­ют­ся новые клет­ки у жи­вот­ных?

 

1) фор­ми­ру­ют­ся из ор­га­но­и­дов

2) от дру­гих кле­ток

3) путём ре­ор­га­ни­за­ции тка­ней

4) путём рас­па­да син­ци­ти­ев

  1. В каких ор­га­но­и­дах клет­ки по­ли­ме­ры рас­щеп­ля­ют­ся до мо­но­ме­ров?

 

1) в ри­бо­со­мах

2) в хло­ро­пла­стах

3) в ми­то­хон­дри­ях

4) в ли­зо­со­мах


  1. Возникновение клеточной теории в середине XIX в. связано с развитием

 

1) генетики

2) эволюционной теории

3) медицины

4) микроскопии


  1. Какой органоид вырабатывает энергию, используемую клетками?

 

1) вакуоль

2) митохондрия

3) ядро

4) комплекс Гольджи


  1. Какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех её структур?

 

1) цитоплазма

2) клеточная стенка

3) вакуоль

4) рибосома


Молодцы. Я уверена вы на отлично справились с данным заданием. А теперь предлагаю вам посмотреть на слайд. Скажите, что изображено на слайде? В чем отличие между этими клетками.


Совершенно, верно. Мы продолжаем изучение эукариотической клетки, а именно сегодня рассмотрим жизненно важный для клеток животных, растений и грибов органоид – ядро.

Итак, тема урока: Клеточное ядро. Хромосомы.













В цитоплазме клетки можно выделить три группы органоидов: одномембранные, двумембранные и немембранного строения. Одномембранные: ЭПС (гладкая и шероховатая), аппарат Гольджи, вакуоли и лизосомы, двумембранные: пластиды и митохондрии, немембранные: рибосомы, цитоскелет и клеточный центр.


- мембрана клетки – это подвижное образование, способное путем формирования выпячиваний и выростов захватывать объекты внешней среды. Этот процесс называется эндоцитоз. Причина эндоцитоза – сложные биохимические реакции, происходящие в цитоплазме. Если клетка захватывает каплю жидкости – это пиноцитоз, а если твердую – фагоцитоз. В результате образуются пиноцитарные или фагоцитарные вакуоли (мембранные пузырьки). Процесс обратный эндоцитозу – экзоцитоз (выброс из клетки содержимого вакуоли)
























































































































- клетки



- наличие ядра в клетке эукариот и его отсутствие у прокариот.

Познавательные:

Осознание готовности решения проблемы через мыслительные операции и учебные навыки, повторение изученного, структурирование знаний, контроль и оценка результатов деятельности


Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества



  1. Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднений

Сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижений урока

Итак, тема урока: Клеточное ядро. Хромосомы.

Цель: познакомиться со строением клеточного ядра.




Общеучебные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели


Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи

Процессуальный этап

  1. Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта.

Апробация способа действия, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование.

Строение и функции клетки в процессе эволюции претерпевали ряд изменений. Появлению новых органелл предшествовали преобразования в атмосфере и литосфере молодой планеты. Одним из значительных приобретений стало клеточное ядро. Эукариотические организмы получили, благодаря наличию обособленных органелл, существенные преимущества перед прокариотами и быстро стали доминировать. Клеточное ядро, строение и функции которого несколько отличаются в разных тканях и органах, позволило повысить качество биосинтеза РНК и передачу наследственной информации.


Происхождение


На сегодняшний день есть две основные гипотезы об образовании эукариотической клетки. Согласно симбиотической теории органеллы (например, жгутики или митохондрии) когда-то были отдельными прокариотическими организмами. Предки современных эукариот поглотили их. В результате образовался симбиотический организм.

Ядро при этом сформировалось в результате выпячивания внутрь участка цитоплазматической мембраны.

Существует и другая версия развития событий. Согласно вирусной гипотезе происхождения ядра, оно сформировалось в результате заражения клетки древней археи. В нее внедрился ДНК-вирус и постепенно получил полный контроль над жизненными процессами. Ученые, считающие эту теорию более правильной, приводят массу доводов в ее пользу. Однако на сегодняшний день нет исчерпывающего доказательства ни для одной из существующих гипотез.


Одно или несколько


Большая часть клеток современных эукариот имеет ядро. Подавляющее их число содержит только одну подобную органеллу. Существуют, однако, и клетки, которые утратили ядро по причине некоторых функциональных особенностей. К ним относятся, например, эритроциты. Встречаются и клетки с двумя (инфузории) и даже несколькими ядрами.


Структура ядра.

  1. Заполните схему (на слайде)

  2. Таблица

В ядре находятся молекулы ДНК, которые имеют разную длину, например в ядре соматической клетки длина ДНК составляет около1 м. конечно же такие гигантские структуры должны как-то упаковываться, чтобы не перепутаться в общем ядерном пространстве. Вот они и упаковываются в так называемый хроматин – т.е. комплекс ДНК и гистонов- специальных белков, которые обеспечивают структурированность и упаковку ДНК.

В активной клетки ДНК увидеть невозможно, а вот когда клетка готовиться к делению, тут то и можно разглядеть эти структуры, так как они специализируются, удваиваются и укорачиваются, и приобретают компактную форму. Такие комплексы получили названия хромосомы

В зависимости от положения центромеры различают несколько видов хромосом.

Количество, размеры и форма хромосом уникальна для каждого вида.

Кариотип – на слайде

В организме существует два вида клеток: соматические и половые. В чем их отличие. Ответ найдите на стр. 66-67.




Познавательные:

Уметь находить информацию


Коммуникативные:

Понимать задаваемые вопросы;

Уметь выражать свои мысли


Регулятивные:

Выполнять учебные действия


  1. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи.

Организовать решение учащимися практико – ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового знания.

  1. Составить синквейн на тему «Ядро» или «Хромосомы» по выбору


Познавательные:

Воспринимать смысл небольшого текста

Коммуникативные:

Понимать задаваемые вопросы

Регулятивные:

Осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия.


  1. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Повторение и закрепление раннее изученного при выполнении заданий практико – ориентированного, познавательного и компетентностного характера.

Тест на слайде


Познавательные:


Коммуникативные:


Регулятивные:

Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

Рефлексивно – оценочный этап

  1. Информация о домашнем задании

Организовывать обсуждение и запись домашнего задания. Обеспечение понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Домашнее работа



Записывают домашнее задание

Познавательные:


Коммуникативные:


Регулятивные:


  1. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Зафиксировать новое, изученное на уроке, соотнести с поставленной целью и способствовать самооценке своей деятельности.



Познавательные:

Оценка процессов результатов деятельности

Коммуникативные:

Оценивание качества своей учебной деятельности

Регулятивные:

Осознание того, что уже освоено и подлежит усвоению





1 вариант

  1. Какой органоид вырабатывает энергию, используемую клетками?

 1) вакуоль

2) митохондрия

3) ядро

4) комплекс Гольджи

  1. Какой органоид обеспечивает сборку белка в клетках?

 1) ядро

2) рибосома

3) клеточный центр

4) лизосома

  1. Какой органоид обеспечивает синтез органических веществ из неорганических в растительной клетке?

 1) вакуоль

2) митохондрия

3) хлоропласт

4) рибосома

  1. Какой органоид обеспечивает накопление продуктов жизнедеятельности в растительной клетке?

 1) вакуоль

2) рибосома

3) ядро

4) митохондрия

  1. Возникновение клеточной теории в середине XIX в. связано с развитием

 1) генетики

2) эволюционной теории

3) медицины

4) микроскопии

  1. Какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех её структур?

 1) цитоплазма

2) клеточная стенка

3) вакуоль

4) рибосома

  1. В каких ор­га­но­и­дах клет­ки по­ли­ме­ры рас­щеп­ля­ют­ся до мо­но­ме­ров?

 1) в ри­бо­со­мах

2) в хло­ро­пла­стах

3) в ми­то­хон­дри­ях 4) в ли­зо­со­мах

2 вариант.

  1. Сущность кле­точ­ной тео­рии от­ра­же­на в сле­ду­ю­щем положении:

 1) из кле­ток со­сто­ят толь­ко жи­вот­ные и растения

2) клет­ки всех ор­га­низ­мов близ­ки по своим функциям

3) все ор­га­низ­мы со­сто­ят из клеток

4) клет­ки всех ор­га­низ­мов имеют ядро

  1. Из чего, со­глас­но кле­точ­ной тео­рии, со­сто­ят и рас­те­ния, и жи­вот­ные?

 1) ор­га­но­и­дов

2) тка­ней

3) син­ци­ти­ев

4) кле­ток

  1. От­ку­да, со­глас­но кле­точ­ной тео­рии, по­яв­ля­ют­ся новые клет­ки у жи­вот­ных?

 1) фор­ми­ру­ют­ся из ор­га­но­и­дов

2) от дру­гих кле­ток

3) путём ре­ор­га­ни­за­ции тка­ней

4) путём рас­па­да син­ци­ти­ев

  1. В каких ор­га­но­и­дах клет­ки по­ли­ме­ры рас­щеп­ля­ют­ся до мо­но­ме­ров?

 1) в ри­бо­со­мах

2) в хло­ро­пла­стах

3) в ми­то­хон­дри­ях

4) в ли­зо­со­мах

  1. Возникновение клеточной теории в середине XIX в. связано с развитием

 1) генетики

2) эволюционной теории

3) медицины

4) микроскопии

  1. Какой органоид вырабатывает энергию, используемую клетками?

 1) вакуоль

2) митохондрия

3) ядро

4) комплекс Гольджи

  1. Какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех её структур?

 1) цитоплазма

2) клеточная стенка

3) вакуоль

4) рибосома


























3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!