СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии по теме: "Химический состав клетки. Неорганические вещества"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с использованием учебника  Биология. 5-6 класс.В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г.Гапонюк; под. ред. В.В.Пасечника.- 9-е изд.,перераб.-М.: Просвещение, 2019.-224с.:ил.- (Линия жизни), с учётом требований ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии по теме: "Химический состав клетки. Неорганические вещества"»

Рыженкова В.В.

Биология

Урок №9

Дата:

Класс:5

Тема урока: Химический состав клетки. Неорганические вещества.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели урока: Изучить понятие о химических элементах, веществах, их простой классификации, дать первоначальные понятия о неорганических веществах клетки

Планируемые результаты.

Предметные: понимать, что такое вещества, какие вещества относятся к неорганическим и содержатся или образуют клетку, находить нужную информацию в учебнике

Метапредметные:

формировать умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировать цели)

формирование умения слушать и понимать речь других людей, участвовать в коллективном обсуждении проблем, способов взаимодействия при обсуждении задач поставленных в самостоятельной работе.

Личностные:

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу и к своему здоровью.

Оборудование, ТСО урока: проектор, части растения, нагревательный прибор, металлическая пластина.

Структура урока:

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. Инструктаж по ТБ.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Фронтальный опрос: Задание 1

Ученик на уроке изучал устройство микроскопа и делал соответствующие подписи к рисунку. Какую деталь микроскопа на рисунке он обозначил буквой А?




Задание 2. Какой процесс обеспечивает часть микроскопа, обозначенная буквой А?





3. Мотивация: Благодаря получению увеличительных приборов, удалось установить, что все живые организмы состоят из клеток. А вот из чего состоят клетки нам предстоит узнать на сегоднешнем и последующих уроках.

4.Целеполагание, совместное планирование учебной деятельности.

5.Усвоение учебного материала

1. Объяснение материала урока учителем.

2. Работа в парах

Задание1.Найти в учебнике каких химических элементов содержится в клетках больше всего.

 



Задание 2. Какие вещества образуют химические элементы? Составьте схему. (Изучить стр.28 учебника)



Задание3. Какие неорганические вещества содержатся в клетках? (Изучить стр.28 учебника)

Вода (H2O) — важнейшее неорганическое вещество клетки. В клетке в количественном отношении вода занимает первое место среди других химических соединений. Вода выполняет различные функции: сохранение объёма, упругости клетки, участие во всех химических реакциях. Все биохимические реакции происходят в водных растворах. Чем выше интенсивность обмена веществ в той или иной клетке, тем больше в ней содержится воды.

Задание 4. Опытным путём доказать наличие воды в растениях, изучив стр.30 «Моя лаборатория»

Задание 5. Опытным путём доказать наличие минеральных веществ в растениях, изучив стр.30 «Моя лаборатория»

6. Закрепление. Заслушать отчеты групп.

7. Первичный контроль: вопросы1-3 стр29 устные ответы

8. Коррекция, развивающие, дифференцированные упражнения

Задание №1

В изображённом на рисунке опыте экспериментатор поместил в стеклянную колбу ветку с листьями, не отрезая ее от растения. Горлышко колбы закрыл ватой. Через некоторое время на стенках колбы появилось вещество.

Какое вещество появилось на стенках колбы?

Тестовые задания

1. Закончи предложения.

Значительную часть содержимого клетки составляет вода, которая….

( Позволяет клетке поддерживать упругость)

2. Вода, играющая большую роль в поступлении веществ в клетку и удалении из неё отработанных продуктов, выполняет функцию… 

  • защитную

  • строительную

  • катализатора

  • растворителя

9.Д/з §7 стр.29 подумайте…

10. Подведение итогов, рефлексия

1. Узнал(а) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. Было над чем подумать.

4. На возникшие вопросы я получил(а) ответ.

5. Поработал(а) добросовестно, цель достигнута.



























ПРИЛОЖЕНИЕ

Химические элементы клетки

В живых организмах нет ни одного химического элемента, который не был бы найден в телах неживой природы (что указывает на общность живой и неживой природы).
Разные клетки включают в себя практически одни и те же химические элементы (что доказывает единство живой природы); и в то же время даже клетки одного многоклеточного организма, выполняющие различные функции, могут существенно отличаться друг от друга по химическому составу.
Из известных в настоящее время более 115 элементов около 80 обнаружено в составе клетки.

 

 

Все элементы по содержанию их в живых организмах разделяются на три группы:

  1. макроэлементы — содержание которых превышает 0,001 % от массы тела.
    98 % от массы любой клетки приходится на четыре элемента (их иногда называют органогены): — кислород (O) — 75 %, углерод (C) — 15 %, водород (H) — 8 %, азот (N) — 3 %. Эти элементы составляют основу органических соединений (а кислород и водород, кроме того, входят в состав воды, которая также содержится в клетке). Около 2 % от массы клетки приходится ещё на восемь макроэлементов: магний (Mg), натрий (Na), кальций (Ca), железо (Fe), калий (K), фосфор (P), хлор (Cl), сера (S);

  2. Остальные химические элементы содержатся в клетке в очень небольших количествах: микроэлементы — те, на долю которых приходится от 0,000001 % до 0,001 %, — бор (В), никель (Ni), кобальт (Co), медь (Cu), молибден (Mb), цинк (Zn) и др.;

  3. ультрамикроэлементы — содержание которых не превышает 0,000001 % — уран (U), радий (Ra), золото (Au), ртуть (Hg), свинец (Pb), цезий (Cs), селен (Se) и др.

Живые организмы способны накапливать определённые химические элементы. Так, например, некоторые водоросли накапливают йод, лютики — литий, ряска — радий и т. д.

Химические вещества клетки

Элементы в виде атомов входят в состав молекул неорганических и органических соединений клетки.


К неорганическим соединениям относятся вода и минеральные соли.

Органические соединения характерны только для живых организмов, в то время как неорганические существуют и в неживой природе.

 

 

К органическим соединениям относятся соединения углерода с молекулярной массой от 100 до нескольких сотен тысяч.
Углерод — химическая основа жизни. Он может вступать в связь со многими атомами и их группами, образуя цепочки, кольца, составляющие скелет различных по химическому составу, строению, длине и форме органических молекул. Из них образуются  сложные химические соединения, различающиеся по строению и функциям. Эти органические соединения, входящие в состав клеток живых организмов, получили название биологические полимеры, или биополимеры. Они составляют более 97 % от сухого вещества клетки.


Источники:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!