СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии с элементами подготовки к ОГЭ по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии с элементами подготовки к ОГЭ по биологии 9 класс»

Конспект урока биологии с элементами подготовки к ОГЭ по биологии


Тема: «Среда обитания организмов и ее факторы».


Класс: 9.


Цель: расширить и углубить знания о среде обитания организмов, сформировать понятия об экологических факторах, подразделении их на группы.


Задачи:

1) образовательные: изучить экологические факторы и их классификацию; рассмотреть влияние этих факторов на живые организмы; научится выполнять задания по данной теме (№18 по кодификатору ОГЭ);

2) развивающие: способствовать развитию речи, навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей учащихся;

3)воспитательные: воспитывать у обучащихся понимание практической значимости экологических знаний.


Основные понятия: среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные).


Тип урока: комбинированный.


Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.


Технология: ТРКМ – технология развития критического мышления.


Оборудование: презентация, маршрутный лист, нетбуки.


Ход урока:


  1. Организационный момент.

–Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на уроке биологии. Надеюсь, что вы будете внимательными, старательными, активными и наш с вами урок пройдёт

интересно и будет вам полезен. Не забываем, что на каждый вопрос нужно давать полный ответ. На ваших рабочих местах есть маршрутные листы (Приложение №1), где вы будете выполнять задания, учебные тексты, нетбуки и ручки.

  1. Вызов.

  1. Актуализация имеющихся знаний (прием «Ключевые слова»).

- В ваших маршрутных листах в задании №1 записаны несколько ключевых слов, используя которые нужно в течение 1-2 минут составить и записать небольшой текст.

- Работают с ключевыми понятиями 1-2 мин.

- Обсудите ваши тексты в парах.

- Прочитайте ваши тексты.

  1. Пробуждение интереса к получению новой информации (прием «Таблица верных и неверных утверждений»).

 - В задании №2 предлагается несколько утверждений по новой теме. Среди них есть верные и неверные. Напротив каждого утверждения поставьте значок «+», «-», «?». При выполнении задания полагайтесь на собственный опыт или на интуицию.

- Работают с таблицей утверждений 1-2 мин.

- Обсудите утверждения в парах.

- Прочитайте учебный текст №1 (Приложение №2) и убедитесь в правильности вашего мнения.

- Кто хочет высказаться?

  1. Постановка учениками собственных целей обучения.

- Кто сможет сформулировать тему урока?

- Полное название темы урока «Среды обитания и экологические факторы».

- Какова цель нашего урока?

  1. Осмысление содержания.

  1. Получение новой информации (прием активного чтения (ИНСЕРТ))

- Приготовьте учебный текст №2 (Приложение №2). Я предлагаю вам прочитать этот текст и на полях и прямо в тексте сделать пометки о том, что вам уже известно, что нового узнали и что хотите еще узнать об экологических факторах, используя следующие символы:

« V » - уже знал

« + » - новое

« - » - думал иначе

« ? » - не понял

- Работают с текстом, делают пометки (5-7 мин).

- Все справились с работой?

  1. Осмысление новой информации (прием «Маркировочная таблица»).

- А теперь систематизируйте информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в маркировочную таблицу (Приложение №3).

- Работают с таблицей, занося информацию по столбцам (5-7 мин.)

- Давайте обсудим, что же было новым для вас? (Уточняются понятия, конкретизируется материал об экологических факторах).

- О чем думали иначе?

- Какие у вас остались вопросы?

- Вы видите, что одну и ту же информацию вы воспринимаете по-разному. Одна и та же информация была для кого-то новой, другие о ней уже знали, третьи думали о ней совсем по-другому. Каждый из вас смог обобщить имеющиеся знаний, дополнить их новыми, исправить ложные мнения и прийти к общему решению.

IV. Рефлексия.

- Скажите, ребята, на все ли вопросы мы получили ответы? Понравился Вам урок? Что нового для себя вы узнали на уроке? Что главное? Что новое? Что интересное? Чему научились?

- А сейчас перейдем к подготовке к ОГЭ по биологии. Выполним на сайте «Решу ОГЭ» вариант 466373 (адрес https://bio-oge.sdamgia.ru/test?id=466373&nt=False&pub=1) (Приложение №4).

- Выставление оценок с сайта.

- Билетик на выход «Синквейн».

V. Домашнее задание.

- Изучить параграф 51 и подготовить дополнительную информацию об абиотических экологических факторах.

Приложение №1

ФИО ученика: __________________________________________________________________________________________

Тема: __________________________________________________________________________________________________

Цель:___________________________________________________________________________________________________


  1. Используя предложенные слова, составьте и запишите небольшой текст.

Среда обитания

Природа

Живые организмы

Воздействие

Планета

Четыре

Вода

Воздух

Почва

Организм

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Напротив каждого утверждения поставьте знак «+», «-», «?».


Утверждения

Знаки «+», «-», «?»

Первой была освоена водная среда


Обитатели водной среды называются эдафобио́нты


Затем появились эндобио́нты, то есть паразиты и симбио́нты


Эндобио́нты используют организменную среду обитания


После выхода на сушу организмы населили наземно-воздушную среду


Аэробио́нты населяют наземно-воздушную среду


Позже организмы создали и заселили почвенную среду


Обитатели почвенной среды называются гидробио́нты



  • Обсудите результаты таблицы в паре.

  • Используя учебный текст №1, найдите подтверждение или опровержение утверждений.

  • Прокомментируйте ваше решение.



  1. Сформулируйте тему и цели занятия.


  1. Прочитайте учебный текст №2, помечая соответствующими значками на полях отдельные абзацы и предложения.


« V » - уже знал

« + » - новое, не знал раньше

« - » - раньше думал иначе

« ? » - не понял, есть вопросы

  1. Систематизируйте информацию из учебного текста №2, расположив ее в соответствии со своими пометками в маркировочную таблицу.


« V » - уже знал

« + » - новое, не знал раньше

« - » - раньше думал иначе

« ? » - не понял, есть вопросы










































































  1. Прочитайте фрагмент учебного текста №3 и сделайте блок-схему об одном из типов отношений между организмами.


  1. Выступите со своей блок-схемой перед классом.

Приложение №2

Учебный текст №1


Первой была освоена водная среда. Ее обитатели называются гидробио́нты. Затем появились эндобио́нты, то есть паразиты и симбио́нты, использующие организменную среду обитания. В дальнейшем, после выхода на сушу, аэробио́нты населили наземно-воздушную среду, а одновременно с этим эдафобио́нты создали и заселили почвенную среду.


Приложение №3


Учебный текст №2


Экологические факторы


Отдельные элементы среды, которые воздействуют на организмы, называются экологическими факторами. Выделяют следующие экологические факторы: абиоти́ческие, биоти́ческие, антропоге́нные.

Абиоти́ческие факторы – компоненты неживой природы. К ним относят климатические (свет, температура, влажность, ветер, давление и др.), геологические (землетрясения, извержения вулканов, движение ледников, радиоактивное излучение и др.), орографи́ческие (рельеф местности), эдафи́ческие, или почвенно-грунтовые (плотность, структура, рН, гранулометри́ческий состав, химический состав и др.), гидрологические (вода, течение, соленость, давление и др.). Иначе абиотические факторы делят на физические, химические и эдафические.

Биоти́ческие факторы – воздействие живых организмов друг на друга (взаимодействие между организмами в популяциях и между популяциями в сообществах). При этом взаимоотношения могут быть внутривидовыми (взаимодействия между особями одного вида) и межвидовыми (между особями разных видов). По типу взаимодействия различают симбиоз, внутривидовую и межвидовую конкуренции, паразитизм, хищничество, нейтрализм. В зависимости от воздействия организма биотические факторы делят на фитогенные (влияние растений), зоогенные (влияние животных) и микробиогенные (влияние микроорганизмов).

Антропоге́нные факторы – деятельность человека, приводящая либо к прямому воздействию на живые организмы, либо к изменению среды их обитания (охота, промысел, сведение лесов, загрязнение, эрозия почв и др.).





Приложение №4

Вариант № 466373

1. Для медведя абиотическим фактором является

1) высота снежного покрова

2) наличие в лесу старых деревьев с дуплами

3) урожай семян ели

4) численность лосей

  1. Какой фактор оказывал наибольшее влияние на формирование кроны сосен, изображённых на рисунке?

1) освещённость

2) температура воздуха

3) влажность воздуха

4) влажность почвы

3. Для форели биотическим фактором будет являться

1) наличие планктона

2) температура воды

3) понижение уровня воды в водоёме

4) концентрация кислорода в воде

4. Любой компонент среды, воздействующий на обитающие в сообществе организмы, называют фактором

1) экологическим

2) антропогенным

3) ограничивающим

4) сезонным

5. Примером действия какого фактора является обгрызание зайцами коры молодых лиственных деревьев в лесу?

1) биотического

2) суточного

3) антропогенного

4) абиотического

6. Факторы среды, воздействующие на организм, называют

1) биологическими

2) социальными

3) ограничивающими

4) экологическими

7. В какой среде обитания живут майские жуки на взрослой стадии развития?

1) почвенной

2) организменной

3) водной

4) наземно-воздушной

8. К биотическим факторам среды относят влияние

 

1) состава воздуха на рост и развитие корней растений

2) органических веществ почвы на жизнедеятельность растений

3) структуры почвы на сохранение в ней влаги

4) личинок колорадских жуков на рост и развитие паслёновых растений

9. Как называют факторы неживой природы, влияющие на организмы?

1) ограничивающие

2) антропогенные

3) абиотические

4) биотические

10. К каким факторам относят деятельность человека в природе?

1) антропогенным

2) ограничивающим

3) абиотическим

4) биотическим

11. К ан­тро­по­ген­ным эко­ло­ги­че­ски­ми фак­то­рам относится

1) уль­тра­фи­о­ле­то­вое излучение

2) раз­лив нефти в океане

3) за­ра­же­ние глистами

4) за­бо­ле­ва­ние гриппом

12. К био­ти­че­ским эко­ло­ги­че­ским фак­то­рам относится

1) парниковый эффект

2) кислотный дождь

3) полёт в космос

4) смена сообщества

13. Примером дей­ствия ка­ко­го фак­то­ра яв­ля­ет­ся вылов рыбы, иду­щей на нерест?

1) абио­ти­че­ско­го

2) ан­тро­по­ген­но­го

3) сезонного

4) биотического

14. Конкуренция в при­род­ных со­об­ще­ствах воз­ни­ка­ет между

1) хищ­ни­ка­ми и жертвами

2) па­ра­зи­та­ми и хозяевами

3) ви­да­ми со сход­ны­ми по­треб­но­стя­ми в ре­сур­сах среды

4) видами, из­вле­ка­ю­щи­ми поль­зу из связи друг с другом

15. Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров окру­жа­ю­щей среды от­но­сят­ся к антропогенным? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести.

1) температура воздуха

2) загрязнение пар­ни­ко­вы­ми газами

3) наличие не­пе­ре­ра­ба­ты­ва­е­мо­го мусора

4) наличие дороги

5) освещённость

6) концентрация кислорода

16. Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров окру­жа­ю­щей среды от­но­сят­ся к абиотическим? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести.

1) освещённость

2) влажность

3) наличие пар­ни­ко­вых газов

4) температура воздуха

5) поедание жи­вот­ны­ми друг друга

6) наличие дороги

17. Какие из пе­ре­чис­лен­ных экологических фак­то­ров являются биотическими? Вы­бе­ри­те три вер­ных ответа из шести.

1) влажность и температура

2) количество хищников

3) количество видов конкурентов

4) количество паразитов

5) распашка земель

6) посадка ку­стар­ни­ков и деревьев

18. Установите соответствие между организмом и средой, в которой он обитает. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

                            ОРГАНИЗМ                       

СРЕДА

A) личинка майского жука

Б) личинка комара

В) дождевой червь   

Г) крот

Д) дельфин

Е) гидра

1) водная

2) почвенная

19. Установите соответствие между примером экологического фактора и группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА        

ГРУППА

A) вирус гепатита

Б) химический состав почвы

В) длина светового дня   

Г) пыльца растений

Д) смерч

1) абиотический фактор

2) биотический фактор


Критерии оценивания

0-7 баллов – «2»

7-13 баллов – «3»

14-19 баллов – «4»

20-24 балла – «5»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!