СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии в 7 классе. Тема урока «Многообразие насекомых»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока биологии в 7 классе. Предметная линия УМК "Линия жизни"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии в 7 классе. Тема урока «Многообразие насекомых»»

Конспект урока биологии в 7 классе.


Тема урока «Многообразие насекомых»

Цель урока: выявить характерные особенности отрядов класса Насекомые, выяснить какую роль они играют в природе и жизни человека.

Задачи урока для учителя:

  • способствовать расширению кругозора учащихся;

  • продолжить формирование умений узнавать изученных животных на таблицах, рисунках, коллекциях, сравнивать между собой;

  • сформировать понятие о разнообразии ротовых аппаратов у насекомых;

  • развивать умение быстро ориентироваться при выполнении данных на уроке заданий, выступать перед аудиторией слушателей;

  • развивать интерес к миру насекомых;

Задачи урока для учащихся:

  • находить в различных источниках и анализировать информацию о строении насекомых;

  • применять полученные знания при решении задач.


Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, исследовательский.

Методические приемы: фронтальный опрос, коллективные формы работы, групповая работа, самостоятельная работа, творческая работа.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник под редакцией Пасечника В.В.. Предметная линия УМК «Линия жизни». Москва «Просвещение», 2016г.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Учащиеся расширяют знания о многообразии насекомых, знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности отрядов, учатся различать их среди биологических объектов; овладевают основами экологической грамотности: способностью оценивать последствия деятельности человека в природе, осознанием необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных.

Личностные:

У учащихся развиваются познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение насекомых, интеллектуальные умения доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы, формируются установки на ведение здорового образа жизни, соблюдение правил личной гигиены для борьбы с насекомыми, распространяющими возбудителей болезней человека.

Метапредметные:

Учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о насекомых в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях, Интернете и интерпретировать ее, переводить из одной формы подачи в другую, использовать информационно-коммуникативные технологии при подготовке презентаций.

Ход урока.


  1. Мотивирование на учебную деятельность.

Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

2. Актуализация знаний.

1. Какой тип животных мы с вами изучаем? (членистоногие)

2. Какие характерные признаки этого типа? (хитиновый покров, членистое строение тела, членистое строение конечностей)

3. Какие классы входят в этот тип животных? (ракообразные, паукообразные, насекомые)

4. Какой класс мы сейчас изучаем? (насекомые)

Давайте вспомним основные признаки этого класса и выполним следующее задание (выбирают уровень задания)


Тест (белый лист-«3»)

1. Отделы тела насекомых: а)головогрудь, хвост б) голова, грудь, брюшко в)головогрудь, брюшко

2.Покровы тела насекомых: а)известковый б)костный в)хитиновый

3. Майский жук – это: а)обитатель почвы б)листоед в)водный жук

4. Усы – это: а)органы зрения б)вкуса в)обоняния, осязания

5. Дыхальца насекомых расположены: а)на брюшке и груди б)на голове в)на груди.

Самопроверка . Ответы:1-б, 2-в, 3-б, 4-в, 5-а.


Тест (желтый лист-«4»)

1.Грудь насекомых состоит из: а)трех сегментов б) четырех сегментов в) шести сегментов

2.Тело насекомых состоит из а)трех отделов б)четырех отделов в)члеников

3.Насекомые имеют: а) пять пар конечностей б) две пары в) три пары

4.У насекомых: а)только простые глаза б)только сложные глаза в) сложные и простые глаза

5.У насекомых, как и у паукообразных, имеется:

а) крылья б) замкнутая кровеносная система в) мальпигиевы сосуды

г)жевательный желудок

Самопроверка . Ответы:1-а 2-а, 3-в, 4-в, 5-в.


Тест (красный лист-«5 »)

1.Тело насекомых состоит: а)из головогруди и брюшка б)из головы, груди и брюшка в)все отделы слились в одно целое

2.Роль органов осязания у многих насекомых играют: а)ротовые органы б)крылья в)усики и лапки

3. Дыхальца насекомых расположены: а) на голове б)на груди в) на брюшке и груди

4.Фасеты помогают : а)видеть б)слышать в)чувствовать

5.Надкрылья расположены на: а)голове б)брюшке в)груди

Самопроверка . Ответы:1-б 2-в, 3-в, 4-а, 5-в.


Время вышло, каждый из вас оценивает выполнение первого задания по критериям и сравнивает с эталоном, который представлен на экране. Ребята, поднимите руку, у кого есть ошибки, у кого нет ошибок. Вы молодцы, хорошо справились с первым заданием.

3.Целеполагание

Ты посмотри вокруг себя-

Везде живые существа

Одни жужжат, таскают мёд

Ведь пчёлы «трудовой народ».

Другие вечно нас кусают-

Их комарами называют.

И тут, куда не посмотри

Кружатся стаями они.

А есть назойливые мухи,

Они всегда шумят под ухом,

Мешают, вечно лезут в рот

И кстати тоже любят мёд.

О представителях какого класса Членистоногих идёт речь в этом стихотворении? Конечно, о насекомых.

Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общее внешнее и внутреннее строение, их образ жизни связан с определёнными условиями, они отличаются от других животных способами выведения потомства, поведением. Сегодня мы продолжим с ними знакомство.

Предположите, какая же тема нашего урока?

Тема. « Многообразие Насекомых».

Сформулируйте цель урока в соответствии с темой урока.

Слайд презентации:


Задание: На слайде изображены представители профессии, имеющей отношение к теме нашего урока. Предположите, что это за профессия и обоснуйте свое мнение.

(компетенции - понимание особенностей естественнонаучного исследования, интерпретация данных для получения выводов):

Энтомолог – человек, изучающий насекомых.

Насекомые – уникальный класс. Он включает свыше 70% всех видов известных на Земле животных. По исследованиям ученых на каждого человека приходится  по  250  насекомых. Количество видов насекомых больше, чем количество видов всех животных и растений вместе взятых. Согласно систематике, класс Насекомые делится на множество отрядов. Какие же признаки легли в основу этого деления?

4. Первичное усвоение новых знаний

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю поработать в группах. Задание:

Пользуясь материалом параграфа, заполните таблицу «Класс Насекомые». (компетенции: интерпретация данных для получения выводов, понимание особенностей естественнонаучного исследования )

Отряд

Тип ротового аппарата

Число и строение крыльев

Представители

Жесткокрылые




Чешуекрылые




Блохи




Двукрылые




Перепончатокрылые

(на примере медоносной пчелы)






5. Физминутка

Бабочка

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавли­вая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Давайте послушаем группы.

Группа отвечает, сравнивает с эталоном, остальные дети дополняют столбцы таблицы.

Вывод:

Итак, вернёмся к нашему проблемному вопросу, давайте сделаем вывод;

Какие же особенности строения насекомых легли в основу их деления на отряды и обеспечивают им господство в окружающей среде?

(предполагаемые ответы обучающихся) Строение ротового аппарата, количество и особенности строения крыльев легли в основу деления этого многочисленного класса на отряды.

СПОСОБНОСТЬ К ПОЛЁТУ И ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНОЙ ПИЩИ

ХОРОШО РАЗВИТЫЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ

ЗАПОЛНЕНИЕ МЕСТ ОБИТАНИЯ, НЕДОСТУПНЫХ ДЛЯ ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ИНСТИНКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Значение насекомых в природе и в жизни человека.

Просмотр видеофрагмента

Насекомые удивительны и привлекательны. Из-за своих маленьких размеров они практически незаметны, но нашу жизнь они оказывают очень большое влияние.

Давайте вместе составим схему «Значение насекомых»:

Сначала послушаем стихотворение.


Для чего в природе насекомые нужны?
Мы сейчас об этом вам рассказать должны.
Пищей они служат птицам и зверькам
Ящерицам, земноводным, даже паукам.
Также могут насекомые опылять цветы,
Чтоб потом образовались из цветков плоды.
А для человечества, много лет подряд
Шелковые нити поставляет шелкопряд.
Бабочки – природы нашей красота

В них любовь и сказка, счастье и мечта.

1,опыление растений

2.переносчики заболеваний

3.вредители леса

4.хозяйственное значение

5.эстетическое значение(бабочки)

6.Первичная проверка понимания.

А теперь давайте немного с вами поиграем.

Отгадать загадки и распределить животных по отрядам.

( Компетенция: интерпретация данных, научное объяснение явлений)

  1. Не найдешь на белом свете
    Силачей таких, как эти,
    Трудовой такой семьи!
    Кто же это ? (Муравьи) перепончатокрылые

  1. Расту червячком, питаюсь листком.
    Потом засыпаю, себя обмотаю.
    Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
    Но с новой весной я вдруг оживаю,
    Свой дом покидаю,
    Как птичка порхаю. (Бабочка). чешуекрылые

  1. Не зверь, не птица,
    А нос – как спица. (Комар) двукрылые

  1. Домовитая хозяйка
    Полетает над лужайкой,
    Похлопочет над цветком
    И поделится медком. (Пчела). перепончатокрылые

  1. Кто над нами вверх ногами
    Ходит - не страшится,
    Упасть не боится, целый день летает,
    Всем надоедает? (Муха) двукрылые

 

  1. В чёрных точках красный плащ

Носит жук. Растеньям — страж.

С вредной тлёй воюет ловко

Эта… (Божья коровка) жесткокрылые


  1. У кошки есть,
    У собаки есть,
    А сколько есть - 
    Никогда не счесть.

Блохи

Теоретические вопросы:( компетенция: научное объяснение явлений)

  1. Почему нельзя уничтожать всех насекомых-вредителей, не­смотря на огромный вред, который они приносят сельскому хо­зяйству?

Элементы ответа: Большинство даже вредных для народного хозяйства насекомых нельзя полностью уничтожать, потому что это повлечёт нарушение необходимых пищевых связей между организмами в природе.

2.Насекомые — наиболее распространенные животные на Земле. Среди них встречаются виды, ведущие одиночный и общественный образ жизни. Какое преимущество дает некоторым насекомым общественный образ жизни?

Элементы ответа: 1) совместными действиями возводят жилища и защищают его обитателей;

 

2) совместными действиями запасают пищу и выкармливают матку и потомство;

 

3) имеет место своеобразное разделение труда между членами колонии;

 

4) к общественным насекомым относятся муравьи, пчёлы, термиты

7. Домашнее задание

Для всех: п.47, прочитать, ответить на вопросы, дополнить схему «Значение насекомых». Решить кроссворд.

По желанию:  1)интересные факты из жизни насекомых.

2) заполнить таблицу «Насекомые – переносчики возбудителей заболеваний».

8.Рефлексия






Приложение
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей