Тема урока: Рост и развитие ребенка
Тип урока по ФГОС: Урок открытия нового знания
Вид урока: урок смешанного типа
Тип урока (по способу организации): урок-беседа
Тип урока (по дидактической цели): комбинированный
Цели урока: проследить этапы развития ребенка после рождения, выяснить причины, их определяющие.
Задачи урока:
образовательные: изучение этапов развития человека после рождения, их причин и закономерностей, закрепление полученных на уроке знаний;
развивающие: развитие логического мышления, умения формулировать выводы на основе имеющихся знаний;
воспитательные: формирование научного мировоззрения.
Планируемые результаты обучения
Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение вредного влияния алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье, на потомство.
Познавательные: Умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные носители
Коммуникативные: Использование для решения поставленных задач различных источников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества
Регулятивные: Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, медиапроектор, презентация, видеоурок «Рост и развитие ребенка после рождения».
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап | | Подготовка к уроку |
Проверка выполнения домашнего задания | 1.Проверка наличия домашнего задания в рабочих тетрадях. 2.Актуализация знаний учащихся о естественных и искусственных биоценозах (фронтальная беседа с использованием таблиц и слайдов презентации предыдущего урока ) | |
| 1.что такое беременность и каковы ее основные признаки? | Ответы в соответствии с записями в рабочей тетради |
| 2.каковы основные условия нормального протекания беременности? |
| 3.какова роль плаценты в период беременности? |
| 4.охарактеризуйте особенности внутриутробного развития плода? |
Подготовка к активной познавательной деятельности | Вам нужно сформулировать самостоятельно, пользуясь предложенными подсказками (слайды 1-5). Учащиеся должны подобрать слово, объединяющее смысл всех подсказок: метаморфозы, превращения, изменения. Как вы думаете, ребята, о чем сегодня пойдет речь? Давайте попробуем выделить основные задачи нашего урока. Что мы сегодня будем изучать? | Учащиеся определяют задачи урока. |
Усвоение новых знаний | При изучении нового материала учитель использует словесные методы (рассказ, рассказ с элементами беседы), наглядные (демонстрация видеоурока, слайдов презентации), практические (работа в тетради, работа с учебником). Примерное содержание. | |
а) изучение понятия «возрастные периоды » | Просмотрите фрагмент видеоурока. Ответьте на вопрос «какие возрастные периоды выделяют в развитии ребенка после рождения?». Составьте схему, используя текст с. 234 учебника | Просмотр фрагмента. Работа с текстом учебника. Записывают схему. |
б) изучение особенностей развития ребенка в различные возрастные периоды | Работа с учебником - прочитайте стр. 234 - 237 1 вариант – период новорожденности 2 вариант – ясельный период 3 вариант – дошкольный период 4 вариант – школьный период 5 вариант – подростковый период Заполните таблицу (слайд 8) | Работа в парах. Заполнение таблицы. (после заполнения ознакомиться с таблицей приложение 1) |
Закрепление знаний | Обсуждение и проверка выполнения самостоятельной работы с уточнениями и дополнениями учителя (презентация) Учитель (обобщение ответов учащихся). В течение месяца после рождения ребенок считается новорожденным. В это время происходит приспособление его к жизни вне организма матери. В этот период тело ребенка непропорционально: большая голова, короткие руки и ноги. Кости черепа несросшиеся (роднички); позвоночник без изгибов; тазовые кости несросшиеся. Проявление первых врожденных рефлексов: первый вдох, сосание. Через месяц после рождения и до года ребенок считается грудным. В первый год жизни значительно увеличиваются длина и масса тела, усложняются движения. Происходит образование изгибов позвоночника, в следствии различных движений (держит голову, садится, встает, ходит). Появляются первые молочные зубы. Ребенок овладевает основами общения. Произносит первые слова. Значительно повышается его устойчивость к неблагоприятным факторам. К году ребенок способен самостоятельно ходить. Ясельный период (1-3 года) характеризуется: изменениями пропорций тела (уменьшение головы, удлинение конечностей); зарастанием родничков, развитием головного мозга; выраженными эмоциями; членораздельной речью и т.д.) Для дошкольного возраста (3-7 лет) характерно: смена молочных зубов на постоянные; развитие коры больших полушарий; согласованные движения; речь, связанная с мышлением; формирование условно-рефлекторных центров речи и письма. Младший школьный возраст для девочек – 6-12 лет, для мальчиков – 6-13 лет. В этот период завершается дифференцировка клеток головного мозга, срастание костей таза к 10 годам. Развитие абстрактного мышления. Подростковый период (юноши – 13-17 лет, девушки – 12-16 лет) – это период, когда человек перестает быть ребенком, становится взрослым, - период расцвета. Этот период характеризуется половым созревание организма. Происходит максимальный рост, увеличение массы тела. Появляются вторичные половые признаки. Изменения деятельности коры больших полушарий и желез внутренней секреции вызывает психологические изменения (преобладание процессов возбуждения над торможением) и физиологические (у мальчиков – поллюция, у девочек – менструация). В юношеский период (девушки – 16-20 лет, юноши – 17-21 год) развития завершается формирование организма. | |
Обобщение и систематизация знаний | Каковы причины происходящих изменений? Учебник с. 237 Выполнение заданий «Вопросы», «Подумайте» Фронтальная проверка. | генетическая программа, влияние условий внешней среды, возрастные гормональные сдвиги работа в парах |
Контроль и самоконтроль знаний | Выполнение тестовых заданий (приложение 2). Текст – на отдельных листах (раздаточный материал). Самоконтроль – проверка по эталону (слайд презентации). Фронтально: поднимите руку, кто получил «5», «4», «3»? | Учащиеся выполняют задание (индивидуально); осуществляют самопроверку по эталону, выставляют отметки простым карандашом; сдают работы учителю. |
Домашнее задание | Изучить § 57, ответить на вопросы в конце параграфа, дополнить словарь, выполнить задание 1-5 в рабочей тетради | |
Подведение итогов, рефлексия | Какую тему изучали? Какие задачи урока решали? Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение 1) Я сам не смог справиться с затруднением; 2) У меня не было затруднений; 3) Я только слушал предложения других; 4) Я выдвигал идеи…. | |
Приложение 1.
Периоды | Возраст | Характеристика |
Новорожденный | 1-10 дней | Вскармливание ребенка молозивом |
Грудной возраст | 10 дн. - 1 год | Вскармливание молоком. Рост увеличивается в 1,5 раза, масса - в 3 раза. В 6 месяцев прорезываются молочные зубы. |
Раннее детство | 1-3 года | В 2 года заканчивается прорезывание молочных зубов. |
Первое детство | 4-7 лет | В 6 лет появляются первые постоянные зубы. |
Второе детство | М.: 8-12 лет Д.: 8-11 лет | Появляются половые различия, рост увеличивается в длину, начинают развиваться вторичные половые признаки. |
Подростковый возраст | М.: 13-16 лет Д.: 12-15 лет | Половое созревание, вторичные половые признаки. Скачок роста - пубертатный скачок. |
Юношеский возраст | М.: 17-21 год Д.: 16-20 лет | Завершается процесс роста и формирование организма. |
Приложение 2.
Тест по теме «Размножение и развитие человека»
1. Мужские половые железы:
1)яичники | 3)семенники |
2)сперматозоиды | 4)яйцеклетки |
2. Женские половые клетки:
1)яичники | 3)семенники |
2)сперматозоиды | 4)яйцеклетки |
3.В ядрах мужских половых клеток содержится:
1)46 хромосом | 3)28 хромосом |
2)36 хромосом | 4)23 хромосомы |
4.Половой гормон мужского организма:
1)адреналин | 3)эстрадиол |
2)тестостерон | 4)тироксин |
5.Развитие зародыша в организме матери происходит в:
1)яйцеводе | 3)матке |
2)семенниках | 4)яичниках |
6.Плод человека, находясь в организме матери, получает кислород через:
1)кожу | 3)трахею и бронхи |
2)легкие | 4)плаценту и пуповину |
7.Ускоренное физическое и половое развитие детей:
1)акселерация | 3)адаптация |
2)акклиматизация | 4)овуляция |
8.Этап развития человека, характеризующийся нравственной устойчивостью, умением контролировать собственное поведение в семье и обществе:
1)психологическая зрелость | 3)половая зрелость |
2)физическая зрелость | 4)социальная зрелость |
9.Этап развития человека, при котором сформирован сознательный полноценный член общества, с завершенным образованием, начавший трудовую деятельность, экономически состоятельный:
1)психологическая зрелость | 3)половая зрелость |
2)физическая зрелость | 4)социальная зрелость |
10.Установите соответствие между полом и характеризующим его признаком.
Признак пола | Пол |
А.Половые хромосомы ХХ | 1. Мужской |
Б.Половой гормон - тестостерон |
В.Таз широкий. Кости тонкие. Грудная клетка широкая и короткая. |
Г.Половые клетки - сперматозоиды | 2.Женский |
Д.Половые железы - яичники |
Е.Половые хромосомы XY |
Приложение 3 .Список литературы.
1.Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс/Сост. Н.А. Богданов. – 3-е изд. – М., ВАКО, 2017. – 112 с.
2.Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология. 8 класс. Линия жизни (ФГОС) – М.: Просвещение, 2014.
3.Пасечник В.В. Рабочая тетрадь. Биология. Линия жизни. 8 класс. – М.: Просвещение, 2014.
4.Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Уроки биологии. 8 класс. Пособие для учителя.
5. Рабочая программа ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Дрофа 2014 Автор: В.В. Пасечник Биология. 5–9 классы: программа. — М.: Дрофа, 2014
Интернет-ресурсы.
1. individualnoe_razvitie.doc
2.kopilkaurokov.ru›Биология›Уроки›…-urok-po-fgos
3.urok_metamorfozy_na_sayt.doc