Урок биологии
9 класс
Питание и здоровье
Учитель Забавка Н.А.
МБОУ «Завет-Ленинская
школа-детский сад»
с. Завет-Ленинский
2019 г.
Цели урока: - ознакомить учащихся с основными требованиями норм питания;
-рассмотреть последствия недостаточного питания и ожирения;
- установить факторы, негативно влияющие на процессы обмена вещ-в;
-научиться анализировать индивидуальный рацион питания;
-формировать потребность в здоровом образе жизни.
Базовые понятия
и термины: рациональное питание, норма питания, энергетический баланс.
Ход урока:
I. Орг. момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
Здоровье человека, его трудоспособность, долголетие, адаптация к изменчивым условиям окружающей среды в значительной степени зависит от правильного питания.
Из курса «Основы здоровья» вы помните пирамиду потребностей человека и , конечно, не забыли, что еда относится к физиологическим потребностям, только на основе которых возможна реализация социальных, познавательных, эстетических и других потребностей.
Что же является основой рационального питания? Нам предстоит сегодня узнать (сообщение темы и целей урока, запись в тетрадь).
Домашним заданием на сегодня вам нужно было продемонстрировать любимое блюдо вашей семьи (рассказ учащихся). К концу урока вы сможете выяснить, полезно ли ваше блюдо и стоит его часто готовить.
III. Изучение нового материала.
Рассказ учителя (демонстрация слайдов)
Рациональное питание – своевременное и правильно организованное обеспечение организма разнообразной и вкусной пищей, которая содержит оптимальное количество питательных для жизнедеятельности, роста, развития и повышения трудоспособности организма.
Впервые о правилах рационального питания упоминается в трудах известного арабского доктора Авиценни (980-1037).Особое внимание он уделял нормам питания.
Норма питания – количество еды, ее компонентов, которое обеспечивает нормальное состояние здоровья человека любого возраста, разного пола и рода деятельности и отвечает биологической природе человека.
Как чрезмерное так и недостаточное питание негативно сказывается на здоровье человека.
Т. е. должен соблюдаться энергетический баланс – равное соотношение энергии, которое поступает с пищей и энергии, которая затрачивается в результате деятельности.
Ученые утверждают, что люди, масса тела которых на 30% превышает норму, живут на 10-15 лет меньше, чем люди с нормальной массой.
Ожирение может вызвать сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания, болезни желудочно-кишечного тракта. Оно принадлежит к так называемым «болезням цивилизации», которая сейчас распространена во многих странах.
А что же происходит, если организм вместе с едой получает меньше необходимой энергии?
Тогда затраченная энергия восполняется за счет внутренних резервов, что в свою очередь приводит к уменьшению массы тела, к нарушениям функций отдельных систем органов, истощению организма, снижению иммунитета.
ІV. Практическая работа № 5 «Антропометрические измерения» (стр. 31 задание 1).
Вывод: отклонение от средних величин роста массового показателя свидетельствует об увеличении или уменьшении массы тела за счет массы мускулатуры или жировых отложений.
Помните, что недостаточное питание детей и подростков может быть причиной задержки роста, физического и психического развития, нарушения полового созревания, повышения утомляемости, ухудшения состояния кожи, волос, ослабления защитных сил организма.
К сожалению, под влиянием социально-экономических условий и рекламы молодежь часто игнорирует полноценную еду, заменяя ее пищей быстрого приготовления (бутербродами, хотдогами и т. д.) или сладостями; употребляет немало консервантов, газированных и так называемых энергетических напитков. Последствия этого – различные заболевания: гастрит, язва желудка, холецистит и т. д.
То, что ест и пьет человек – это его пищевой рацион. Он должен быть разнообразным, потому что различные продукты содержат различные вещества, необходимые организму.
(Сообщения учащихся) Углеводы, белки, жиры, вода, минералы, витамины.
(Слайды – питательные вещества, дополнительные питательные вещества, витамины).
Чтобы быть здоровым, надо соблюдать принципы рационального питания:
- соответствие пищевого рациона энергетическим потребностям организма;
- оптимальное соотношение и достаточное употребление жизненно необходимых продуктов;
- соблюдение правильного режима питания;
- максимальное разнообразие рациона питания
Самостоятельная работа в тетрадях «Проверь себя» (стр. 33)
Работа в группах: используя цветные журналы изготовить коллаж:
І группа по теме «Полезно для организма»;
ІІ группа - «Вредно для организма».
Закрепление материала.
Защита проектов.
Ответ на вопрос урока: полезны ли любимые блюда?
Д/з: Проанализировать суточный рацион питания, его соответствия затратам. Практическая работа № 6