«Биотехнология»
10 класс.
Учитель высшей категории
Кушнерёв Андрей Анатольевич
г.Гагарин Смоленской области
Цели:
Подготовить учащихся к дискуссии по проблемам биотехнологии и генной инженерии. Выявить отношение учащихся к данной проблеме.
Развивать исследовательские и коммуникативные навыки учащихся, умение работать с литературой и данными Интернета.
Продолжить формирование представлений о взаимосвязи естественных наук, а также об использовании научных знаний в практической деятельности человека.
Форма обучения: урок-диспут по технологии «Дебаты».
Методы обучения: самостоятельная работа, эксперимент, объяснение.
Оборудование для учителя: проектор мультимедиа, экран.
Подготовительный этап.
Учащиеся разбиваются на группы:
1. Сторонники биотехнологии.
2. Противники биотехнологии.
3. Эксперты.
Каждая группа готовится защищать свою точку зрения. Для этого необходимо:
1. Подготовить компьютерную презентацию или видео, доказывающее точку зрения команды.
2. Подготовить серию вопросов для команды соперника.
3. Сделать эскиз плаката, в котором выражена точка зрения команды.
Ход урока.
Учитель представляет команды и экспертов, которые будут оценивать представленные командами материалы, а также ход дискуссии.
Раунд 1.
Команда защитников биотехнологии использовала фрагменты анимационного фильма «Спасти Джонни» о лечении болезней с использованием стволовых клеток и других методов биотехнологии.
Одно из наиболее важных направлений генной инженерии — производство лекарств нового поколения, представляющих собой биологически активные белки человека. Следует напомнить, что в большинстве случаев для лечения человека можно использовать только белки человека, а не свиньи, коровы и т.д. Вследствие этого возникает проблема получения человеческих белков в нужных количествах.
В связи со сказанным интересна история получения интерферонов. В 1957 г. английские ученые Иссаакс и Линдеман обнаружили, что клетки животных и человека в ответ на вирусную инфекцию выделяют какое-то вещество, которое делает окружающие здоровые клетки устойчивыми к вирусной инфекции. Это вещество получило название интерферона. Они синтезируются в очень небольших количествах: источником их получения может быть либо донорская кровь, либо культура клеток человека. К сожалению, эти источники не позволяли получать интерфероны в количествах, нужных медицине. В 1980 — 1985 гг. в нескольких лабораториях мира, в том числе и нашей стране, были выделены гены человека, определяющие синтез интерферонов, и введены в бактерии. Такие бактерии стали способны синтезировать человеческий интерферон. Из 1 л бактериальной культуры можно выделить столько человеческого интерферона, сколько из 5 — 10 тыс. л донорской крови. Полученный белок абсолютно идентичен интерферону, синтезируемому в организме человека. В 1989г. появилось новое лекарство — человеческий интерферон, в России он выпускается под названием «реаферон». Сегодня это почти единственный препарат, который эффективен против вирусных гепатитов, герпеса, простудных заболеваний и в терапии некоторых видов рака.
Из других препаратов белков человека, получивших широкое медицинское применение, следует назвать инсулин, гормон роста, факторы свертываемости крови, ферменты. В настоящее время в мире получили разрешение на применение более 30 препаратов, созданных методами генной инженерии, и более 200 находятся на разных стадиях клинических исследований.
Медицина использует выращенные «в пробирке» клетки кожи для лечения повреждений кожного покрова, и в первую очередь — при лечении ожоговых ран.
Находят применение в медицине и синтезированные биотехнологами ферменты. Так, в нашей стране для лечения сердечно-сосудистых заболеваний разработан ферментный препарат, который можно вводить в сосуды для растворения образовавшихся в них тромбов.
Большие успехи достигнуты клеточной инженерией в области иммунологии: разработаны методы получения особых гибридных клеток, производящих индивидуальные антитела. Это позволило создать высокочувствительные средства диагностики ряда тяжёлых заболеваний человека, в том числе и рака. Эти антитела имеют не только диагностическое, но и лечебное значение: при аутоиммунных заболеваниях, когда иммунные клетки «ополчаются» против собственных органов и тканей, для лечения рака.
В современной фармацевтической промышленности подобные антитела используют для очистки лекарственных препаратов.
Вакцинация — одна из точек применения биотехнологии.
Антибиотики – очень важные лекарства. Синтезировать антибиотики химически было очень дорого или вообще почти невозможно. И тогда решили для их промышленного производства использовать микроорганизмы, синтезирующие пенициллин и другие антибиотики. Так возникло важнейшее направление биотехнологии, основанное на использовании процессов микробиологического синтеза.
Таковы основные направления биотехнологических разработок в области медицины.
Ведущий. Без преувеличения можно сказать, что центральное приложение новейших биотехнологических подходов — медицина. Однако я читала, что одной из проблем, связанных с белками медицинского назначения, является наличие у них побочных эффектов. Например, аллергические реакции возникают как против «лечебных» белков, так и против антител, даже если их получают на основе человеческих генов.
Команда противников биотехнологии представила проект «Осторожно, биотехнология!»
Недостаточно изучено влияние ГМО на организм человека. Употреблять бездумно и бесконтрольно ГМ-пищу — опасно. Безопасность того или иного воздействия на организм человека может быть подтверждена только через несколько поколений, подвергавшихся этому воздействию. Пока такого опыта с ГМО у человечества нет. Поэтому противники ГМО называют нынешнее поколение “подопытным”.
Чужеродный белок поступивший с пищей, может вызвать у потребителя непредсказуемые аллергические реакции. Приводится статистика, что в странах, где ГМО разрешены, официально в несколько раз чаще выявляют аллергии, чем в странах свободных от ГМ-продуктов. А если еще вспомнить, что белок — это основной строительный материал нашего тела, то существует опасность встраивания в нас “кривых” аминокислот
(с неизвестными пока последствиями).
Некоторые виды модификаций (например, повышающие устойчивость к гербицидам) провоцируют усиленное использование сельхозхимии и накопление ее в растении. Например, соя не крупное растение, а сорняки вокруг нее растут намного выше и пропалывать такие поля затратно и трудоемко. Поэтому в сою внедряют определенный ген, что делает ее устойчивой к пестицидам, и поливают поля с соей отравляющими веществами, чтобы убить сорняки. При этом соя, естественно, остается невредимой. То есть до нас доходит «красивая» соя, но пропитанная химикатами.
ГМ-продукты могут вызывать рак и бесплодие. Есть данные о нескольких опытах над крысами и хомяками, которых кормили ГМ-соей. По результатам этих опытов, у крыс появились раковые опухоли, а у хомяков не появилось потомство в третьем поколении.
Экологическая опасность. Пыльца и семена ГМ-растений переносятся на дикую природу, в результате, начинается смешение “натуральных” растений с ГМ-культурами. А это может привести к тому, что, например, насекомым нечем будет питаться, и они начнут вымирать, а вслед начнут гибнуть птицы, которые останутся без насекомых. Это примитивный пример нарушения пищевой цепочки, к которому может привести повсеместное распространение ГМ-растений.
Раунд 2.
Команды задают друг другу вопросы и высказывают свою точку зрения по проблемам генетически модифицированных продуктов, лечения наследственных заболеваний, использования стволовых клеток человека, клонирования.
Примеры вопросов:
- каковы основные направления современной биотехнологии?
- для чего нужно изучать геномы организмов?
- каковы цели создания трансгенных растений и животных?
- как биотехнология может помочь решить экологические проблемы?
- приведите примеры использования биотехнологии в медицинских целях;
- кто такие химеры и зачем их создают?
- для каких организмов клонирование является уже разработанной технологией и активно применяется?
- кто такие экспланты и каково их происхождение?
- каковы морально-этические проблемы клонирования человека?
Раунд 3.
По эскизу необходимо нарисовать плакат, агитирующий за свою точку зрения.
Подведение итогов дискуссии.
Эксперты, которые оценивали работу команд на протяжении урока, высказывают своё мнение, о том какая из команд была более убедительной.
По итогам обсуждения победили сторонники биотехнологии, которые были более убедительны. Они даже угостили собравшихся печеньем с добавлением генетически модифицированной сои.