I. Орг. момент (мотивация) II. Сообщение темы и целей урока III. Словарно-орфографическая работа IV. Актуализа-ция знаний V. Совместное открытие знаний - имя существитель-ное -имя прилагательное Релаксация -глагол -местоимение VI. Физкульт-минутка VII.Самостоя-тельное применение знаний VIII. Подведе-ние итогов Дополнитель-ный материал | Здравствуйте, ребята! Ну-ка вместе подтянулись И друг другу улыбнулись, Тихо сели на урок. Тетрадь с наклоном положу Ручку правильно держу, Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь. -Запишите сегодняшнее число – второе марта; классная работа. Тема урока – «Части речи». - Сегодня на уроке русского языка мы продолжим знакомство с тайнами родного языка, повторим изученные части речи и попытаемся выяснить какие из них самые важные и нужные, будем изучать особенности каждой части речи, учиться грамотно писать и правильно выражать свои мысли. - Девиз нашего урока прочитайте на доске. (Грамотную речь приятно слушать). - Согласны ли вы с этим высказыванием или нет? Почему? - Запишите девиз урока. - Исследуйте предложение и найдите «опасные» места. Обозначьте знакомые вам части речи. - Какую часть речи, мы называем именем существительным? ( Часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто?, что?) - Приведите примеры имён существительных. - Дайте определение имени прилагательному. (Часть речи, обозначает признаки предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?) - Приведите примеры. - Какая часть речи называется глаголом? ( Часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать?, что сделать? и др. вопросы) - Приведите примеры. - С давних пор существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя. Однажды жители этих частей заспорили, кто из них нужнее и важнее. Первым вступило в спор имя существительное. Ученик(ца) (на голове шапочка с названием части речи): Имя существительное – самая главная часть речи. По наблюдениям ученых, именно имя существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Человек с самого рождения смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает. - Я предлагаю вам провести грамматическое исследование и сделать вывод о значении имен существительных в нашей речи. Внимательно послушайте отрывок из стихотворения А.А. Фета Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. - Мальчики сосчитают все слова в стихотворении (22 слова). - Девочки сосчитают имена существительные (14 слов). - Давайте сравним количество имен существительных в стихотворении и всех слов в нем и сделаем вывод о значении имен существительных в нашей речи. - Итак, мы выяснили, что имена существительные важны и нужны в нашей речи. Покажите, как вы научились давать характеристику имени существительного. Выполним морфологический разбор имён существительных из стихотворения. Положите перед собой схему-опору для разбора имени существительного. Ручья – (чего?),н.ф. ручей, сущ., неодуш., нариц., м.р., 2-е скл., ед.ч., в Р.п., второст. член предл. Лица – (чего?), н.ф., лицо, сущ., неодуш., нариц., ср.р., 2-е скл., ед.ч., в Р.п., второст. член предл. - Проверим и оценим самостоятельную работу… - Вы показали умение давать характеристику имени существительного и сделали вывод о значимости его в речи. Но в спор вступила другая часть речи – имя прилагательное. Ученица (на голове шапочка с названием части речи): Имя прилагательное – самая важная и нужная часть речи. Чтобы вы не делали, где бы вы ни были, вы постоянно стремитесь не только назвать предмет, но и оценить его. Когда вы научитесь пользоваться именами прилагательными, тогда ваша речь станет ярче и красивее. -Прочитайте высказывание А.Н. Толстого и вы сами в этом убедитесь. Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего дождя, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. - Найдите в тексте имена прилагательные, которые использовал автор для оценки русского языка. - Сделайте вывод о роли имени прилагательного в нашей речи. - Давайте учиться делать нашу речь яркой и красивой, используя имена прилагательные. Запишем высказывание, преобразовав его в предложение с прямой речью. Слова автора поставим впереди. Вспомним схему полученного предложения. Немного отдохнём, сделаем гимнастику для глаз. Вверх-вниз, влево-вправо Раскрашивание - Итак, мы сделали вывод о важности имени прилагательного в нашей речи и показали умение выполнять их разбор. Но в спор вступила еще одна часть речи – глагол. Ученик(ца) (на голове шапочка с названием части речи): Глагол – самая важная и нужная часть речи. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Все в действие придет. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады. И хлеб в полях растет. - Чтобы выяснить, прав ли глагол, я предлагаю вам провести грамматический опыт. Прочитаем высказывание А.М. Горького: Любите книгу, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, человеку. - Какой полезный совет дает автор? Выскажите свое мнение. - Назовите глаголы, которые встретились в тексте. - Прочитайте текст, убрав глаголы. Что вы заметили? - Какой вывод можно сделать из проделанного грамматического опыта? - Рассмотрите картинки. Подберите к ним подходящие слова-действия. Запишите словосочетания, через запятую. - Обменяйтесь тетрадями в парах и проверьте правильность выполнения задания. - Мы сделали вывод о важности глагола в нашей речи и показали умение выполнять их разбор. Но в спор вступила еще одна часть речи – местоимение. Диалог между именем существительным и местоимением: Сущ.: - Будьте любезны, займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило… - Действительно, чтобы не повторятся в речи много раз и не быть назойливым, Существительные вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители имён работящие и разносторонние, так что в речи они употребляются чаще своих начальников, а уж Местоимения ОН, ОНА, ОНО могут заменить любое Существительное. Ученик (ца) (на голове шапочка с названием части речи): Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена! - Для того чтобы убедиться в значимости местоимения в речи, предлагаю вам выполнить следующее задание. Прочитайте текст. – Правильно ли он составлен? – Почему? Спешите, заменяя, где необходимо, выделенные существительные местоимениями. Старушка поскользнулась и упала. Мальчики сразу подбежали к старушке. Мальчики помогли старушке встать. Старушка поблагодарила мальчиков. - Прочитаем текст, который у вас получился. - Какой поступок совершили мальчики? - Сделаем вывод, какая же часть речи важнее и нужнее? - Нужно ли спорить жителям страны Речь? - А теперь немного отдохнём, встаньте и выйдите из-за парт. Если я произнесу имя существительное, вы должны хлопать в ладоши. Если глагол – присесть, а если имя прилагательное - покружиться вокруг себя. - Сегодня мы повторяем части речи и изучаем их особенности, доказываем, что все они важны и нужны в нашей речи. Выполните следующие задания и докажите, что вы были внимательны на уроке и всё запомнили. Задание №1 Назовите алгоритм написания безударных окончаний имён существительных. Докажите, что вы умеете пользоваться этим алгоритмом. Выполним упражнение №3 на стр.104. Проверти выполненное вами упражнение с упражнением выполненным на доске. Задание №2 - С какой частью речи согласуется имя прилагательное? В каких грамматических категориях они согласуются? Выполним упражнение №4 на стр.144. Задание №3 - Вспомните, какое значение придаёт глаголу частица не? Как она пишется с глаголом? Выполним упражнение №4 на стр.137. - Прочитайте предложение о себе. Если с чем-то не согласны, придайте действию отрицательный смысл. Запишите предложение самостоятельно. Вы справились со всеми заданиями и показали, что умеете учиться, добывать знания, применять их в жизни. - Какой вывод о значении частей речи мы сделали? - Что было интересным? - Что показалось трудным? - Работу кого из одноклассников вы сегодня отметили? Почему? Выставление отметок за урок. Д/з. Стр. 182, упр. №5. Необходимо найти и исправить речевые ошибки. - Впереди у нас еще много нераскрытых тайн родного языка. Я желаю вам успехов, потому что грамоте учиться – всегда пригодится. Я благодарю вас за работу на уроке. | Слайд №1 Добиться тишины и внимания Следить за осанкой уча-ся Учащийся у интер. доски с комментирова-нием Фронтальная беседа Требовать полных ответов учащихся Слайд №2 (1,2,3) Слайд №3 Игровой приём для заинтересован-ности учащихся к предстоящей работе Проблемное обучение Слайд №4 Беседа Высказывания учащихся Слайд №5 Наглядный У доски с комментирова-нием выполняют один ученик Самостоятельно у доски работает другой ученик Проблемное обучение Слайд №6 Чтение подготовленным учащимся Беседа Высказывания детей Наглядный метод Слайд №7 Упражнения для снятия усталости глаз) Проблемное обучение Хоровое чтение Слайд№8 Беседа Требовать полных ответов учащихся Слайд№9 Наглядный метод Взаимопроверка в парах Проблемное обучение Беседа Слайд№10 Самостоятель-ная работа Беседа Высказывания детей Слайд№11 Упражнение Беседа Самостоятель-ная работа Самопроверка Беседа У доски 4 человека с комментирова-нием Беседа Самостоятель-ная работа Оказание индивидуальной и дифференци-руемой помощи Беседа Слайд№12 |