СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Чебурашка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Чебурашка"»

Технологическая карта урока литературы

Класс 2

Образовательная система: УМК «Школа России»

Тема урока: Э. Успенский. «Чебурашка» (из сказки «Крокодил Гена и его друзья»)

Цель урока: знакомство с отрывком из повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья»;

развивать навыки выразительного беглого чтения, память, внимание, мышление

Задачи:

Предметные: сформировать целостное представление о читаемом произведении, развивать навыки беглого, осознанного, правильного чтения, развивать навык устной речи.

Метапредметные: совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию, устанавливать причинно-следственные связи событий, описанных в тексте, развивать речь детей, навык чтения, умение работать с текстом; 

Личностная: содействовать воспитанию у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям, товарищества и уважения к друзьям.

Оборудование: игрушка Чебурашки, презентация, учебник

УУД:

Личностные­ формировать интерес к чтению как особому способу изображения действительности, эмоционально «проживать», понимать 
эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам.

Регулятивные:­ умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять и формулировать цель деятельности с 
помощью учителя, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий, работать со словарем и с материалом предварительного чтения. 

Познавательные: ­умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; умение на основе анализа объектов делать выводы, ориентироваться в 
содержании учебника. 

Коммуникативные­: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать других; умение работать в паре, группе, участвовать
в выразительном чтении по ролям. 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный этап

Организую учащихся, устанавливаю порядок и дисциплину.

- Здравствуйте, ребята! Подготовьтесь к началу урока, присаживайтесь.

- настраиваются на урок.

Л: положительное самоопределение к деятельности

Актуализация знаний



Проверка восприятия материала предыдущего урока.

- Скажите, как называется раздел учебника, по которому мы читаем произведения на протяжении последних уроков?

- Вспомните, с каким сказочным героем мы познакомились на прошлом уроке?

- Кто придумал историю, про этого медвежонка и его друзей?

- А кто научил Винни - Пуха разговаривать по – русски?

- Кто такой Винни- Пух?

- Ребята, какое было домашнее задание? Вы подготовили выразительное чтение песенок?

Перед тем как прочитать, давайте с Вами сделаем речевую разминку.



- «И в шутку, и всерьез»




- Винни- Пухом


- Алан Милан


- русский писатель Борис Заходер

- Плюшевый медвежонок

- выразительное чтение песенки, или сочинить самим


Дыхательная и речевая разминка

Дыхательная гимнастика.

Представьте, что перед Вами именинный торт, давайте задуем свечи.

Сначала задуйте одну большую свечу.

* Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.

* Представьте, что на торте стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

*Представьте, что на нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки

- Прочитайте с утвердительной интонацией, с вопросительной интонацией, быстро, по слогам.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

















Проверка домашнего задания

- Давайте проверим, как вы подготовили дома выразительное чтение. Посмотрите у меня такая перчаточная кукла, её можно надеть на руку и представить, что вы Винни – Пух и прочитать песенки от лица мишки.

Кто самостоятельно сочинил, поднимите руки? (при наличии слушаем у доски спрашиваю 2 человек)


- выразительно читают



Проблемная ситуация, целеполагание

- Кто были друг другу\ кем были герои произведения «Винни пух и все, все, все»?

- Сделайте предположение, о чем будет наш сегодняшний урок?

- А кто будет следующей сказочный герой, кто расскажет о дружбе, угадайте, отгадав загадку.

Этот милый, странный душка
Безымянною игрушкой
Был когда - то в магазине,
Сказки ждал он на витрине.
И дождался. Стал известным
Своей сказкою чудесной.
Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены - ....

- Верно это Чебурашка. (показываю игрушку)

- Что вы знаете об это литературном герое?

- А вы знаете, что начиная с 2004 года талисманом российских спортсменов на Олимпийских играх являлся чебурашка.

- А вы знаете, кто папа Чебурашки?

- Эдуард Успенский

– Сформулируйте тему нашего урока.

- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- друзьями


- о дружбе, о друзьях


- чебурашка















- варианты детей





- Эдуард Успенский


- Сегодня мы будем изучать отрывок “Чебурашка” из повести-сказки “Крокодил Гена и его друзья” Э.Успенского.

Регулятивные УУД: формируем умение прогнозировать предстоящую работу

Основной этап

Знакомство с биографией писателя

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. (Портрет) Писателем он стал не сразу. Он закончил авиационный институт, где и начал писать свои произведения. Успенский на редкость весёлый писатель и к тому же удивительно добрый человек. Всю свою жизнь он посвятил детям, написал много для них книг. Многие его произведения послужили для создания мультфильмов, например: Простоквашино, Крокодил Гена.

Выставка книг Э.Н. Успенского.

– Посмотрите сколько произведений написал Эдуард Успенский, здесь представлены самые известные и любимые его произведения.

  • “Крокодил Гена и его друзья”.

  • “Дядя Федор, пес и кот”.

  • “Тетя дяди Федора”.

  • “Любимая девочка дяди Федора”.

  • “Про Веру и Анфису”.

  • “Разноцветная семейка” и др.

Словарная работа в парах на карточках

- Перед чтением отрывка произведения, давайте выясним значение некоторых слов, соедините слово и его определение.

Тропики - наиболее жаркий пояс земного шара.

Тропический лес – жаркий влажный лес.

Уцененные (товары)- товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Брак, бракованная (игрушка) – товар, оказавшийся негодным, порченным.

Витрина - в переводе с фр. – хранилище для чего –нибудь под стеклом.

Гиппопотам- толстокожее африканское животное, бегемот.

Каюта– помещение на корабле.























- Вслух соотносят определения


Физминутка

А теперь мы отдохнем. 
Мы теперь не второклашки, (пальчиком показали –нет, а потом руками показали ушки)
Мы теперь все Чебурашки. 
Утром в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног) 
И в лесу грибы нашли, (размеренное приседание) 
Наклонялись, собирали, (наклоны вперед) 
По дороге растеряли (разведение рук в стороны).




- Вы хорошо знаете, что Чебурашка жил в городе, но как он туда попал? Мы узнаем если прочитаем первую главу из книги Э. Успенского.

Прочитайте как называется эта книга.

Чтение текста с учителем.

–Следите за чтением.

Читает или учитель, или сильный ученик.

Первичная проверка понимания текста.

- Вам было интересно слушать?

- Вы узнали, что – то для себя новое о Чебурашке?

- Кто является главным героем этого отрывка?

- Какому жанру можно отнести это произведение?

Чтения большими отрывками детьми.

-У меня появились вопросы, но, чтобы на них ответить давайте вместе ещё раз перечитаем 1 главу книги.

(Чтение большими отрывками.

-Проверим кто был самым внимательным читателем, ответьте на вопрос фразами сказки.

- Как Чебурашка оказался в магазине?


-Почему у главного героя такое странное имя?


- Почему его не приняли в зоопарк?


- Куда потом директор магазина отнес Чебурашку?


- Что предложили Чебурашке делать в этом магазине?

- Где он стал жить?

Почему Чебурашке некому было позвонить?


- Как вы думаете, Чебурашка нашёл друзей?

Давайте посмотрим отрывок из мультфильма.

Просмотр отрывка мультфильма

- Как вы думаете, кто стал первым другом Чебурашки?

- Предположите о чём будет произведение?


- А кто бы хотел узнать, что будет дальше с Чебурашкой?

– Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте её дома.


- Зачем чебурашке были нужны друзья?

- Какую основную мысль Успенский хотел передать?



- А вам важно иметь друзей?

- Чебурашка хотел иметь много друзей, давайте дадим ему совет, как найти

настоящих друзей и как сохранить крепкую дружбу. А сделаем мы это с помощью

пословиц

В конверте у вас лежат пословицы. Вам необходимо собрать их и объяснить их смысл. (Выразительное чтение пословиц)

  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

  • Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.

  • Хочешь дружить – сам будь другом.

  • Доброе братство – лучше богатства.

- Вы с ними согласны?

- Какой вывод сделаем?





- Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова еще одного замечательного героя кота Леопольда

Все: Ребята, давайте жить дружно!

Только у добрых людей бывает много друзей.




- Крокодил Гена и его друзья.





Высказывают мнение

- варианты ответов

- Чебурашка

- повесть -сказка






- Его привезли в ящике с апельсинами

- Он все время падал, чебурахался

- Не знали, куда его поместить

- В магазин уцененных товаров

- Стоять в витрине и привлекать покупателей.

- В телефонной будке

- Он никого еще не знал, у него не было друзей





- крокодил Гена


- о дружбе Крокодилы Гены и Чебурашки






- варианты

ТРУДНО ЖИТЬ ОДНОМУ, ХОРОШО, КОГДА РЯДОМ ЕСТЬ

ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ

- да














Сделаем вывод: ТРУДНО ЖИТЬ ОДНОМУ, ХОРОШО, КОГДА РЯДОМ ЕСТЬ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ


Рефлексия











- Оценки

- Самооценка

- Дом.задание

– Какое произведение мы читали на уроке?



– Кто его автор?

– Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Э.Н. Успенский?

- Лесенка успеха. Оцените свою деятельность на уроке.


- ЧЕБУРАШКА из сказки Крокодил Гена и его друзья

- Эдуард Успенский

- ТРУДНО ЖИТЬ ОДНОМУ, ХОРОШО, КОГДА РЯДОМ ЕСТЬ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ