Конспект
урока русского языка
«Число имён существительных», 3 класс
(УМК Школа России)
Учитель начальных классов:
Чугуевская Е.Ф.
Цели деятельности учителя:
формирование знаний об имени существительном как части речи;
формирование умения определять число имен существительных, изменять их по числам.
Планируемые результаты
Предметные:
повторить, что такое имя существительное как часть речи;
уметь определять число имен существительных и изменять их по числам.
Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
проявлять интерес к учебной деятельности.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: программа: «УМК Школа России»; учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс, 2 часть; тетрадь, раздаточный материал,
Ход урока
I.Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Какой у нас сейчас урок?
– Для чего нужно изучать русский язык? (Чтобы быть грамотным, чтобы знать родной язык, гордиться им, потому что народ должен гордиться родным языком)
– С чего начинаем каждый урок русского языка? (С записи числа, классной работы, минутки чистописания.)
– Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа.-
Минутка чистописания.
Дд Дн Ду …
Днепр Дунай Днестр
- О каких особенностях начертания букв нужно помнить? (Высота буквы, наклон, закругление элементов.)
- Запишите пары букв, самую красивую и правильную подчеркните.
- Какие орфограммы встретились в словах? (Заглавная буква.)
II. Актуализация опорных знаний.
Сегодня 25 января. Классная работа.
- Какую большую тему мы с вами сейчас изучаем?( Имя существительное).
- Что вы узнали об имени существительном? Составьте алгоритм ответа.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ написано на доске
ЭТО____________________
ОБОЗНАЧАЕТ___________
ОТВЕЧАЕТ______________
ИЗМЕНЯЕТСЯ___________
В ПРЕДЛОЖЕНИИ_______
-На доске слова
Прочитайте слова
Птицы, холодная, корм, дерево, голодные.
- Найдите лишние слова. (Холодная, голодные)
- Почему? (Все имена существительные, а холодная и голодные – имена прилагательные.)
- Запишите имена существительные к себе в тетрадь.
-А сейчас посмотрите на слова записанные в тетрадь, какое слово лишнее, подчеркните его.?(птицы-одушев)
- Что ещё вы можете сказать о других именах существительных? (неодущ.,нариц.)
-Что вы еще знаете о именах существительных? (собственные и нариц-е)
-Приведите примеры.
III. Самоопределение к деятельности.
Формулировка задачи.
-Прочитайте слова.
лес, страны, леса, книга, реки , страна, река, книги
- Разделите их на две группы. (запишите)
- Какие имена сущ. вы отнесли к первой группе? Почему именно эти существительные? (Впервой группе имена существительные обозначают один предмет )
- Какие имена сущ. вошли во вторую группу? (а во второй группе — несколько предметов.)
Определите тему урока.
- Какие цели вы можете перед собой поставить?
- Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов :
1. Узнать больше об… (имени существительном).
2. Научиться определять число имён существительных.
2. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.).
- Напишите над именами существительные по столбикам: ед. ч. мн.ч.
- Какая значимая часть в слове указывает на изменение его числа? Выделите окончания.
Вывод. При изменении имени существительного по числам изменяется его окончание.
Изменение имен существительных по числам – это грамматический признак имени существительного.
На стр.20 в учебнике, прочитайте вывод (Вспомните!)
VI .Закрепление изученного материала.
Наблюдение над изменением имён сущ. по числам
Игра «Наоборот»
- Я называю один предмет, а вы называете много предметов, и наоборот, когда я называю много предметов, вы называете один предмет.Записываем в тетрадь полувшиеся слова.
Школа, вёдра, яблоко, воробей, поля, шапки, учителя, рисунок, газеты, тетрадь, шкафы, стол, диваны.
(
2. Физминутка.
Учитель:. Я буду называть существительное единственного и множественного числа.
Если назову существительное единственного числа, то приседают девочки.
Если назову существительное множественного числа, то приседают мальчики.
Слова: дом, дома, город, города, улицы, улица, тюльпаны, тюльпан, загадка, загадки, земля, лебедь, горы.
3. Работа по учебнику (с. 20 у.28)
- Прочитайте задание. В чём сходство и различие слов в каждой паре?
Пчела – пчёлы девочка – девочки
Учитель – учителя книга - книги
Озеро – озёра страна - страны
Деревня – деревни кресло – кресла
- Как определить в каком числе употребляется каждое им. сущ.?
- Какая значимая часть в слове указывает на изменение его по числам?
- Спишите. Над именами сущ. укажите их число. Выделите окончания
1. Дифференцированная работа
1-ый уровень: уч. С. 21 у. 29.
Проверка:
- Прочитайте предложения, которые вы написали.
- Какие изменения произошли со словами?
- Прочитайте распространённое предложение.
2-ой уровень: работа у доски
- Поставить сущ. в форму мн. ч.
Пирог – альбом -
Яблоко – конверт -
Дорога - огород –
Проверка: Кому было трудно выполнять задание?
- Кто не испытывал трудностей?
4.- А сейчас поработаем в паре, переверните в учебнике страницу, найдите упражнение № 33. Прочитайте. Рассмотрите рисунки. Что заметили. (Они не
изменяются по числам)
-Приведите свои примеры слов, которые не изменяются по числам. (Мёд, молоко, творог, соль, ножницы, духи)
5. (Дополнительно).Работа по учебнику Упр. 31 (с. 21). 3 пары слов. (Самостоятельное выполнение. Проверка).
-Прочитайте пары имён существительных, которые вы выписали.
-Прочитайте предложение, которое вы составили.
V. Рефлексия
Эстафета. Ребята, а сейчас мы проведем эстафету, в которой вы проявите свои знания и умения. Вы получаете карточку со словами, каждый из вас определяет и указывает число одного слова и передает карточку следующему. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит.
Облако – Подушки – Книга - Травы – Ковёр – Девочки- Флаг – Озеро – Дороги- | Облака Учителя – Диван – Книги – Лошадь – Дома – Горы – Конфета – Яблоко - | Ручка – Столбы – Улицы – Ветер – Кресла – Берег- Яблоки - Города – Мальчик - |
Игра на внимание. Работа со словом пальто.
пальто (карточка на доске)
- Что вы можете о нём сказать?(Имя сущ., ед. ч., неодуш., нариц., трёхсложное, словарное)
-Слово пальто не изменяется по числам. Это имя сущ. ср. рода имеет окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи .
- Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны.
Всегда, всегда, всегда «пальто»
Оканчивается на «о».
Но вас сегодня, так и быть,
Я постараюсь с толку сбить.
Все гости разошлись. Но кто
Оставил в комнате …?
Пурга на улице люта,
Замёрзнуть можно без…
И всё ж ни сразу, ни потом
Гость не вернулся за …
С тревогой к вешалке иду,
Иду к забытому…
Ну, кто его оставил, кто?
Ах, это же моё …!
- Составьте предложение со словом пальто. (уч-ся придумывают и говорят вслух)
- А мы запишем предложение:
VI. Итог урока.
-Вот и закончился урок!
-Подведём скорей итог!
Что узнали на уроке?
Чему научились?
-Как изменяются имена существительные? (По числам.)
Чем отличаются сущ. в ед. ч. от сущ. во мн. ч.(Сущ. в ед. ч. обозначают один предмет, им. сущ. во мн. ч. обозначают несколько предметов)
- Что изменяется у существительного при изменении по числам? (Окончание
- Какие тайны скрывает число имён существительных?(есть им. сущ., которые употребляются только в форме ед. ч. И им. сущ., которые употребляются только в форме мн. ч.)
- Где нам пригодятся полученные знания? (при выполнении к/р, на уроках, в жизни, при написании писем)
IX. Домашнее задание. с.21 у.32
Карточка 2 «Задание «Определи число существительного».
Прочитайте слова. Определите число имён существительных. Запишите в тетрадь:
1вариант записывает имена существительные в единственном числе,
2 вариант записывает имена существительные во множественном
числе.
Школа, вёдра, яблоко, воробей, поля, шапки, учителя, рисунок, газеты, тетрадь, шкафы, стол, диваны.
________________________________________________________________________________
Карточка 2 «Задание «Определи число существительного».
Прочитайте слова. Определите число имён существительных. Запишите в тетрадь:
1вариант записывает имена существительные в единственном числе,
2 вариант записывает имена существительные во множественном
числе.
Школа, вёдра, яблоко, воробей, поля, шапки, учителя, рисунок, газеты, тетрадь, шкафы, стол, диваны.
______________________________________________________________________________
Карточка 2 «Задание «Определи число существительного».
Прочитайте слова. Определите число имён существительных. Запишите в тетрадь:
1вариант записывает имена существительные в единственном числе, 2 вариант записывает имена существительные во множественном
числе.
Школа, вёдра, яблоко, воробей, поля, шапки, учителя, рисунок, газеты, тетрадь, шкафы, стол, диваны.
________________________________________________________________________________
Карточка 2 «Задание «Определи число существительного».
Прочитайте слова. Определите число имён существительных. Запишите в тетрадь:
1вариант записывает имена существительные в единственном числе,
2 вариант записывает имена существительные во множественном
числе.
Школа, вёдра, яблоко, воробей, поля, шапки, учителя, рисунок, газеты,
Тетрадь, шкафы, стол, диваны.
13