СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: Число имён существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Число имён существительных»





















Конспект

урока русского языка

«Число имён существительных», 3 класс

(УМК Школа России)





























Учитель начальных классов:



Чугуевская Е.Ф.



































Цели деятельности учителя: 

  • формирование знаний об имени существительном как части речи;  

  • формирование умения определять число имен существительных, изменять их по числам.

Планируемые результаты

Предметные:

  • повторить, что такое имя существительное как часть речи;

  • уметь определять число имен существительных и изменять их по числам.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

  • проявлять интерес к учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: программа: «УМК Школа России»; учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс, 2 часть; тетрадь, раздаточный материал,


Ход урока

I.Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Какой у нас сейчас урок?

– Для чего нужно изучать русский язык? (Чтобы быть грамотным, чтобы знать родной язык, гордиться им, потому что народ должен гордиться родным языком)

– С чего начинаем каждый урок русского языка? (С записи числа, классной работы, минутки чистописания.)

– Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа.-

Минутка чистописания.

Дд Дн Ду …

Днепр Дунай Днестр

- О каких особенностях начертания букв нужно помнить? (Высота буквы, наклон, закругление элементов.)

- Запишите пары букв, самую красивую и правильную подчеркните.

- Какие орфограммы встретились в словах? (Заглавная буква.)


II. Актуализация опорных знаний.

Сегодня 25 января. Классная работа.

- Какую большую тему мы с вами сейчас изучаем?( Имя существительное).

- Что вы узнали об имени существительном? Составьте алгоритм ответа.



ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ написано на доске

ЭТО____________________

ОБОЗНАЧАЕТ___________

ОТВЕЧАЕТ______________

ИЗМЕНЯЕТСЯ___________

В ПРЕДЛОЖЕНИИ_______

-На доске слова

Прочитайте слова


Птицы, холодная, корм, дерево, голодные.


- Найдите лишние слова. (Холодная, голодные)

- Почему? (Все имена существительные, а холодная и голодные – имена прилагательные.)

- Запишите имена существительные к себе в тетрадь.

-А сейчас посмотрите на слова записанные в тетрадь, какое слово лишнее, подчеркните его.?(птицы-одушев)

- Что ещё вы можете сказать о других именах существительных? (неодущ.,нариц.)

-Что вы еще знаете о именах существительных? (собственные и нариц-е)

-Приведите примеры.

III. Самоопределение к деятельности.

Формулировка задачи.

-Прочитайте слова.

лес, страны, леса, книга, реки , страна, река, книги

- Разделите их на две группы. (запишите)

- Какие имена сущ. вы отнесли к первой группе? Почему именно эти существительные? (Впервой группе имена существительные обозначают один предмет )

- Какие имена сущ. вошли во вторую группу? (а во второй группе — несколько предметов.)


Определите тему урока.

- Какие цели вы можете перед собой поставить?

- Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов :

1. Узнать больше об… (имени существительном).

2. Научиться определять число имён существительных.

2. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.).


- Напишите над именами существительные по столбикам: ед. ч. мн.ч.

- Какая значимая часть в слове указывает на изменение его числа? Выделите окончания.

Вывод. При изменении имени существительного по числам изменяется его окончание.

Изменение имен существительных по числам – это грамматический признак имени существительного.

На стр.20 в учебнике, прочитайте вывод (Вспомните!)


VI .Закрепление изученного материала.

  1. Наблюдение над изменением имён сущ. по числам

Игра «Наоборот»

- Я называю один предмет, а вы называете много предметов, и наоборот, когда я называю много предметов, вы называете один предмет.Записываем в тетрадь полувшиеся слова.

Школа, вёдра, яблоко, воробей, поля, шапки, учителя, рисунок, газеты, тетрадь, шкафы, стол, диваны.

(

2. Физминутка.

Учитель:. Я буду называть существительное единственного и множественного числа.

Если назову существительное единственного числа, то приседают девочки.

Если назову существительное множественного числа, то приседают мальчики.

Слова: дом, дома, город, города, улицы, улица, тюльпаны, тюльпан, загадка, загадки, земля, лебедь, горы.

  1. 3. Работа по учебнику (с. 20 у.28)

- Прочитайте задание. В чём сходство и различие слов в каждой паре?

Пчела – пчёлы девочка – девочки

Учитель – учителя книга - книги

Озеро – озёра страна - страны

Деревня – деревни кресло – кресла

- Как определить в каком числе употребляется каждое им. сущ.?

- Какая значимая часть в слове указывает на изменение его по числам?

- Спишите. Над именами сущ. укажите их число. Выделите окончания

1. Дифференцированная работа

1-ый уровень: уч. С. 21 у. 29.

Проверка:

- Прочитайте предложения, которые вы написали.

- Какие изменения произошли со словами?

- Прочитайте распространённое предложение.

2-ой уровень: работа у доски

- Поставить сущ. в форму мн. ч.

Пирог – альбом -

Яблоко – конверт -

Дорога - огород –

Проверка: Кому было трудно выполнять задание?

- Кто не испытывал трудностей?





4.- А сейчас поработаем в паре, переверните в учебнике страницу, найдите упражнение № 33. Прочитайте. Рассмотрите рисунки. Что заметили. (Они не

изменяются по числам)

-Приведите свои примеры слов, которые не изменяются по числам. (Мёд, молоко, творог, соль, ножницы, духи)


5. (Дополнительно).Работа по учебнику Упр. 31 (с. 21). 3 пары слов. (Самостоятельное выполнение. Проверка).

-Прочитайте пары имён существительных, которые вы выписали.

-Прочитайте предложение, которое вы составили.

V. Рефлексия

Эстафета. Ребята, а сейчас мы проведем эстафету, в которой вы проявите свои знания и умения. Вы получаете карточку со словами, каждый из вас определяет и указывает число одного слова и передает карточку следующему. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит.



Облако –

Подушки –

Книга -

Травы –

Ковёр –

Девочки-

Флаг –

Озеро –

Дороги-




Облака

Учителя –

Диван –

Книги –

Лошадь –

Дома –

Горы –

Конфета –

Яблоко -


Ручка –

Столбы –

Улицы –

Ветер –

Кресла –

Берег-

Яблоки -

Города –

Мальчик -

Игра на внимание. Работа со словом пальто.

пальто (карточка на доске)

- Что вы можете о нём сказать?(Имя сущ., ед. ч., неодуш., нариц., трёхсложное, словарное)

-Слово пальто не изменяется по числам. Это имя сущ. ср. рода имеет окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи .

- Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны.

Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате …?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без…

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

С тревогой к вешалке иду,

Иду к забытому…

Ну, кто его оставил, кто?

Ах, это же моё …!

- Составьте предложение со словом пальто. (уч-ся придумывают и говорят вслух)

- А мы запишем предложение:



VI. Итог урока.

-Вот и закончился урок!

-Подведём скорей итог!

Что узнали на уроке?

Чему научились?
-Как изменяются имена существительные? (По числам.)

Чем отличаются сущ. в ед. ч. от сущ. во мн. ч.(Сущ. в ед. ч. обозначают один предмет, им. сущ. во мн. ч. обозначают несколько предметов)

- Что изменяется у существительного при изменении по чис­лам? (Окончание

- Какие тайны скрывает число имён существительных?(есть им. сущ., которые употребляются только в форме ед. ч. И им. сущ., которые употребляются только в форме мн. ч.)

- Где нам пригодятся полученные знания? (при выполнении к/р, на уроках, в жизни, при написании писем)


IX. Домашнее задание. с.21 у.32


































Карточка 2 «Задание «Определи число существительного».

Прочитайте слова. Определите число имён существительных. Запишите в тетрадь:

1вариант записывает имена существительные в единственном числе,

2 вариант записывает имена существительные во множественном

числе.

Школа, вёдра, яблоко, воробей, поля, шапки, учителя, рисунок, газеты, тетрадь, шкафы, стол, диваны.

________________________________________________________________________________

Карточка 2 «Задание «Определи число существительного».

Прочитайте слова. Определите число имён существительных. Запишите в тетрадь:

1вариант записывает имена существительные в единственном числе,

2 вариант записывает имена существительные во множественном

числе.

Школа, вёдра, яблоко, воробей, поля, шапки, учителя, рисунок, газеты, тетрадь, шкафы, стол, диваны.

______________________________________________________________________________


Карточка 2 «Задание «Определи число существительного».

Прочитайте слова. Определите число имён существительных. Запишите в тетрадь:

1вариант записывает имена существительные в единственном числе, 2 вариант записывает имена существительные во множественном

числе.

Школа, вёдра, яблоко, воробей, поля, шапки, учителя, рисунок, газеты, тетрадь, шкафы, стол, диваны.

________________________________________________________________________________


Карточка 2 «Задание «Определи число существительного».

Прочитайте слова. Определите число имён существительных. Запишите в тетрадь:

1вариант записывает имена существительные в единственном числе,

2 вариант записывает имена существительные во множественном

числе.

Школа, вёдра, яблоко, воробей, поля, шапки, учителя, рисунок, газеты,

Тетрадь, шкафы, стол, диваны.




13