Чтение
3 класс
Тема: «Чудесный мир сказок»
Цель: Обобщение ранее полученных знаний по разделу.
Задачи: - развивать связную речь при составлении ответов на вопросы;
-развивать умение анализировать и обобщать,
- воспитывать бережное и внимательное отношение к окружающим и окружающему миру;
-способствовать нравственному воспитанию учащихся;
-прививать интерес к устному народному творчеству,
- воспитывать бережное и внимательное отношение к окружающим и окружающему миру;
- способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование: презентация, пазлы по сказкам, карточки со словами, картинки по сказках.
Ход урока:
Организационный момент
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь садитесь!
Здравствуйте, ребята! Усаживайтесь, пожалуйста, поудобнее. Мы отправимся в удивительную страну, в которой вы не раз уже бывали и встречались с ее необыкновенными жителями.
II. Актуализация знаний
Там зло с добром не уживается,
И победит всегда добро.
Как же эта страна называется?
Догадались, наверно, давно?
- Конечно, эта необыкновенная страна – страна сказок.
III. Путешествие в волшебный мир сказок
- Но прежде чем отправится в это путешествие, нам нужно как следует размяться (артикуляционная гимнастика).
Задачи: выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов.
Ма-ма-ма – наконец пришла зима.
Су-су-су – стало холодно в лесу.
Са-са-са – под кустом сидит лиса.
Ри-ри-ри – а на ветках снегири.
Ой-ой-ой – зайке холодно зимой.
- Кто напомнит как назывался раздел, который мы недавно закончили изучать? (Чудесный мир сказок)
- А вы любите сказки? Почему вам нравится слушать или читать сказки? ( в сказках разные чудеса; сказки учат нас добру)
- А какие бывают сказки? ( волшебные, про животных. )
- Ребята, а кто сочиняет сказки? (сказки сочиняют авторы и народ).
- А как называются сказки, которые сочиняет народ? (народными)
- А как называются сказки, которые написали авторы? (авторские)
- Так как вы думаете звучит тема нашего урока? ( «Чудесный мир сказок»).
Зрительная гимнастика.(видео)
Задачи: снятие усталости и напряжения; внесение эмоционального заряда .
IV. Работа с учебником.
- А сейчас мы проверим вашу память, вспомните ли вы сказочных героев. У вас на партах лежат конверты. В каждом конверте пазлы. Угадаете ли вы что это за сказки?
1 парта – Лиса и тетерев
2 парта – Храбрый баран
3 парта – Овечка и волк
4 парта – Медведь и пчелы
- А как вы думаете, сказки, которые вы отгадали из конвертов, они какие? (народные)
- Ребята, хотите знать с какой сказкой мы сейчас встретимся? Обратите внимание на доску, все слова перемешались, кто поставит их в правильном порядке и прочитает название сказки? (Лиса и журавль)
- Давайте откроем наши учебники на странице 80. Какого народа эта сказка? (Русская)
- Найдите в тексте и прочитайте, чем же угощала лиса журавля? А что приготовил журавль на обед?
- Прочитайте последнее предложение в тексте (как аукнется, так и откликнется). Как вы его понимаете?
- А в какой еще сказке рассказывается о лисе? На странице 90 сказка «Лиса и куропатка». А какого народа эта сказка? (Французская). Обратите внимание, в правильном порядке расположены картинки? Кто поможет все исправить? Кто хочет рассказать эту сказку по картинкам?
- В этих сказках присутствовал такой персонаж как лиса – а какая она?
- Одинаковый характер у нее в этих сказках? А в каких еще сказках данного раздела мы встречали лису? (Лиса и тетерев, Тигр и лиса)
V. Физкультминутка.
Задачи: снятие усталости и напряжения; внесении эмоционального заряда. .
- Давайте сделаем маленькую остановку в нашем путешествии и немного отдохнем:
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VI. Работа с учебником.
- Продолжаем наше увлекательное путешествие. Ребята, назовите, пожалуйста сказку, которая доставалась вам в пазлах (4 парта).
(Медведь и пчелы)
- Я предлагаю вспомнить ее (страница 87). Какого народа эта сказка?(Башкирская)
- Что же так любил есть медведь?
- Для чего медведю был нужен длинный и пушистый хвост?
- Кто приехал в лес? Что он сделал с медведем?
- Забрал ли человек мед у пчел? Почему? Подтвердите свой ответ текстом.
- О чем попросили пчелы человека?
- Чему учит эта сказка?
-Обратите внимание, после сказки есть поговорка. Кто ее прочитает? («На добро отвечают добром»). Как вы ее понимаете?
- Я знаю, что вы любите загадки, поэтому постарайтесь отгадать героев следующей сказки:
Будто облако резвилось
И на травку опустилось.
Спинка вся в густых колечках,
Бродит по траве ... (Овечка)
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это - ... (Волк)
- Правильно, это сказка «Овечка и волк». А какой народ ее написал? (Украинский) Давайте прочитает ее по ролям. (с. 85)
- Что посоветовала овечка волку?
- Что же с ним произошло?
- К сожалению мы говорили не о всех сказках данного раздела. А какие же сказки вы еще помните? («Храбрый баран», «Лиса и тетерев», «Тигр и лиса», « Куцый хвост», «, Глупый котенок»).
VII Итог урока.
Задачи: умение соотносить цели и результаты собственной деятельности.
- Ребята, а ведь сказки нас чему то учат, помогают нам. Вот на доске даны слова, как вы думаете, какие из них лишние?(добро, доверие, обман, грубость, жестокость, уважение, счастье, обида, помощь, мудрость) Почему?
- Вот и подошло наше путешествие к концу. В этом разделе мы читали много сказок разных народов. Ребята, а какая сказка вам понравилась больше всего? Почему именно эта сказка?
-Для чего нам нужно читать сказки? (Сказки собирают народную мудрость, учат нас добру. Недаром они заканчиваются словами: “Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”).
- Молодцы, ребята! Спасибо за урок!
3