Тема: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»
Тип урока: Изучение басни
Цель: Создание условий для понимания учащимися морали басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»
Задачи урока:
Образовательные: познакомить обучающихся с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», формировать умение слышать и слушать, находить мораль;
Воспитательные: воспитывать трудолюбие;
Развивающие: развивать произвольное внимание, мышление, речь, память, творческие способности.
Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийная лоска, флажки (красные, жёлтые и зелёные), листочки для индивидуального задания.
Ресурсы: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова 2 класс 1 часть (стр.107)
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Арина Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
Актуализация знаний
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством «дедушки Крылова». Так называет его народ, выражая этим своё уважение и любовь к нему. Великий русский баснописец, в своих баснях он дал нам советы как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее.
Крылов был очень трудолюбив. Он мог стать актёром, художником, прекрасно рисовал. Очень рано выучился он играть на скрипке. У него были большие способности к математике. Но решил он стать писателем. За 30 лет работы он написал 205 басен. Они переведены более чем на 50 языков.
Вступительная беседа
И сегодня мы с вами познакомимся с одной из басен Ивана Андреевича Крылова. Ребята, а что же такое басня? (ответы детей)
Да, все верно, басня – это небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.
А как называется нравоучение в басне? (ответы детей) Да, всё верно, это мораль.
Что осуждается в морали? (ответы детей) Да, действительно в морали могут осуждаться зависть, лень, ложь, глупые поступки и многое другое.
Ребята, а кто же подразумевается под героями басен? (ответы детей) Все правильно, под героями басен на самом деле подразумеваются люди.
Ну а сейчас мы с вами познакомимся с новой для вас басней Ивана Андреевича Крылова. Но чтобы узнать, как она называется, отгадайте загадку:
Без работы хоть убей,
Жить не может … (муравей)
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт-
Золотистые глаза
Кто же это? (стрекоза)
Да, всё верно, сегодня мы с вами поговорим о басне Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей».
Словарная работа
Ребята, но прежде чем приступить к чтению басни, давайте проведём словарную работу. В тексте вы встретитесь со следующими словами и словосочетаниями:
Зима катит в глаза — неожиданно наступила зима
В мягких муравах - в мягкой траве (молодая трава)
Лето красное — тёплое, красивое, солнечное лето
Кум – обращение к знакомому мужчине.
Кума – обращение к знакомой женщине.
До вешних дней — до весны
Голову вскружило — обо всём забыла
Помертвело чисто поле – опустело поле
Злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена
Первичное восприятие текста
Ну а теперь, ребята, когда вы знаете значение неизвестных слов, откройте учебник на странице 107. Приступим к чтению басни.
Я начну читать текст. Ваша задача – внимательно слушать и представлять, что услышите. (чтение учителем)
Итак, ребята, вам понравилось произведение? (ответы детей)
Ну а теперь пришло время вам немножко отдохнуть и размяться.
Физкультминутка
Нёс однажды Муравей
Две травинки для дверей.
На полянке под кустом
Муравьишка строит дом.
Лишь снежок запорошит
Стрекоза к нему спешит.
Ты, кума, не торопись,
А за дело-ка возьмись.
1,2,3,4,5 — начинаем приседать.
Вторичное восприятие текста
А теперь давайте проанализируем это произведение, ответив на следующие вопросы:
Кто является главными героями произведения? (стрекоза и муравей)
Опишите каждого героя. (муравей: трудолюбивый; стрекоза: ленивая, легкомысленная)
Что делала стрекоза летом? (бездельничала)
Что изменилось, когда пришла зима? (стрекоза перестала петь, стало нечего есть, она пошла к муравью)
Что делал летом муравей? (трудился, работал, делал запасы на зиму)
Найдите и прочитайте мораль басни.
Как вы думаете, чему учит это произведение? (басня учит читателей трудолюбию, серьёзно относиться к делам и думать о последствиях своих действий)
(использование выборочного чтения)
Творческая работа.
Ребята, вы молодцы, а сейчас я каждому из вас раздам листочек, на нём написаны слова, характеризующие стрекозу и муравья. Слова, которые подходят под описание муравья подчеркните зелёным, а те, которые подходят под описание стрекозы - синим. Как выполните задание поднимите руку. Я соберу у вас листочки и проверю.
Обобщающая беседа
А сейчас мы с вами прочитаем пословицы с экрана и выберем из них
те, которые подходят к нашему произведению:
Хлеб всему голова.
Делу — время, а потехе — час.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Сделал дело — гуляй смело.
Лето прохлопали, осень протопали, а тут и снег на голову.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Какие же пословицы подходят к нашему рассказу? Почему вы так думаете?
Итог урока
Итак, ребята, наш урок подходит к концу. С каким произведением мы сегодня познакомились, и кто его автор? (ответы детей) Чему оно учит? (ответы детей) Да, ребята, все верно, это произведение учит читателей трудолюбию, серьёзно относиться к делам и думать о последствиях своих действий.
11.Рефлексия
А сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. У каждого на парте лежит три флажка – красный, жёлтый и зелёный. Если вы всё поняли и считаете, что хорошо поработали, то поднимите зелёный флажок. Если у вас были затруднения, то поднимите жёлтый флажок. А если вы ничего не поняли, то красный флажок. Поднимите флажки. (Дети поднимают свои флажки)
Домашнее задание.
Итак, ребята, мы с вами изучили басню, к следующему уроку вам необходимо выучить её и по желанию нарисовать героев произведения в своих тетрадях.