Тема: Звуки [ф], [ф’], буква Ф.
Чтение слов, предложений и текстов с изученными буквами.
Цели и задачи: обобщить , систематизировать знания учащихся о звуках [ф],[ф’], букве ф; формировать навыки чтения, работы с текстом; работать над четкостью дикции, выразительностью речи, постановкой логического ударения; воспитывать интерес детей к учебной деятельности, развивать умение работать в парах; развивать умение обосновывать свои ответы, находить и исправлять собственные ошибки; развивать умение выслушивать и анализировать ответы одноклассников , оценивать свои достижения.
Ожидаемые результаты:
Предметные: формирование навыка чтения слов, предложений, текстов с изученными буквами; получение знаний по правилам дорожного движения.
Коммуникативные: формирование умения работать в парах, в коллективе, обосновывать свою точку зрения
Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Личностные: мобильность, самостоятельность, толерантность, умение принимать точку зрения другого ученика.
Познавательные: формирование умения строить речевые высказывания, работать с информацией, рефлексивность.
Формы организации работы детей: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Формы организации работы учителя: организационная, регулирующая, контролирующая.
Ход урока:
1.Мотивация
- Громко прозвенел звонок -
Начинаем наш урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Я попрошу вас проверить свои рабочие места. Вспоминаем, как правильно сидеть, следим за осанкой и приступим к работе.
- Сегодня на уроке вы будете сами оценивать свою работу. А помогут вам это сделать вот эти разноцветные кружки. С каким настроением мы начинаем занятие? (Рефлексия, кружки)
2. Актуализация знаний
Игра «Доскажи словечко».
- Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Доскажи словечко».
- Наша речь состоит из ... (предложений).
- Звуки делятся на ... (гласные и согласные).
- Гласные звуки бывают ... (ударные и безударные).
-Согласные звуки бывают ... (глухие и звонкие, твердые и мягкие).
-Только мягкий звук обозначают согласные буквы…(й, ч, щ).
-Только твердый звук обозначают согласные буквы…(ж, ш, ц).
- Твердость согласных звуков обозначаем гласными буквы... (а, о, у, ы,э).
- Мягкость согласных звуков обозначают гласные буквы... (е, ё, ю, я,и).
- Буквы е, ё, ю, я в начале слова ...(обозначают два звука).
- Не имеет никакого звука буква…(мягкий знак.)
- Буква ь нужна в русском языке для…( обозначения мягкости согласного ).
- С какой буквой познакомились на предыдущем уроке?
- Есть ли здесь эта буква? (слайд 2)
- Какие буквы здесь спрятались?
- Какие звуки обозначаем этой буквой на письме? (одеваем Звуковичка)
Физкультминутка Игра «Не ошибись»
-Если услышите слово, в котором есть звук [ф] топаете, [ф'] - то хлопаете.
(фартук, кефир, вата, фильм, фонтан, ферма, фокус, воздух, фикус,
физика, телевизор, конфета, вафли, фиалка, варежки, фантики, салфетки, трава, кофта).
3.Определение темы и целей урока
- Как вы думаете, если вчера мы знакомились с новой буквой, что мы будем делать сегодня, продолжая эту тему?
Учиться читать слова с этими буквами, работать с текстами. А чтобы читать чётко, выразительно, правильно произносить звуки, надо поработать над дикцией, нашим произношением.
Работа над дикцией
- В этом нам поможет чистоговорка:
Аф-аф-аф – в Африке живёт жираф.
Фа-фа-фа – мы пропели ноту «фа».
Фе-фе-фе – пишем буквы мы в графе.
(Слайд 3)
4. Работа по теме урока
а) чтение слогов (Слайд 4,5)
б) чтение слов
Флажок, вилка, шарф, конфета, шофёр, буквы, флора, фауна, слон. (Работа в парах. Слова на листочке, дети читают слова, подчёркивают, те в которых есть буква ф)
Самоанализ
- Значение каких слов вам не понятно?
Флора - это все виды растений, которые появились на определенной территории. (слайд 6)
Фауна - это все виды растений, которые появились на определенной территории.
- Очень много слов в русском языке с этой буквой, но эти слова пришли в наш язык из других языков.
Флора, фауна из латинского языка, конфета – итальянского.
в) словарная работа
– Ещё одно слово пришло к нам из греческого языка. А какое вы узнаете, отгадав загадку.
У него глаза большие
Во все стороны глядят,
Говорят они машинам:
«Пропустите-ка ребят» … (Светофор свет + форос несущий. греч.)
(слайд 7)
Историческая справка
Первый светофор был установлен в Лондоне 10 декабря 1868 года, это было 152 года назад. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами зелёным, цвета менялись вручную полицейским. (Слайд 8 )
В России первый светофор установили 15 января 1930 года в городе Санкт-Петербурге, он был электрическим. (Слайд 9 )
г) работа в тетради: напечатать слово, поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные, составить схему.
- Как определяем количество слогов?
Самоанализ
Действительно, светофор – это очень важный объект на дороге. Для чего он нужен?
- А сейчас ребята расскажут вам, как важен светофор для пешеходов.
Посмотри на светофор
Аппарат серьезный.
Говорит он с давних пор:
«Будьте осторожны!»
Красный свет – опасный свет,
Если он горит: стойте люди!
Хода нет!
Путь для всех закрыт!
Жёлтый солнышком сияет,
Смотрит ласково в окне,
Всех людей предупреждает:
«Подожди секунды две».
Но зато зеленый нежно
Улыбается тебе:
«Проходить ребята можно!
Верьте, люди, только мне!»
Физ. минутка « Сигналы светофора»
- Зарядку нам поможет провести светофор. Зеленый свет – мы шагаем. Красный свет – садимся. А желтый свет – стоим на месте.
д) работа по учебнику (стр. 72)
Чтение стихотворения В. Берестова
- Сейчас мы прочитаем ещё одно стихотворение . В нём речь идёт не о пешеходах, а о водителях.
Дети читают стихотворение «Три цвета …» (2 раза, про себя и вслух).
.Обсуждение прочитанного текста
- Нужен светофор водителям?
е) работа с текстом с. 73
1) Знакомство с текстом (чтение учителем).
Беседа по прочитанному.
- На соседней странице рассказ, который тоже называется «Светофор».
- О чем этот рассказ (о светофоре)
- Для кого был светофор в этом тексте, для пешеходов или водителей?
- На какой сигнал светофора машины могут ехать, а пешеходы идти?
- На что был похож светофор? С чем сравнивают светофор герои этого рассказа?
(на фонарик)
- От чьего имени ведётся рассказ? (мальчика)
2) Чтение текста учащимися. Работа над выразительным чтением.
Задание: определить действующих лиц этого рассказа.
3) Чтение текста по ролям.
4) Вывод о необходимости знать и соблюдать ПДД.
5. Рефлексия
- Возьмите кружочки. Если вам понравился урок, и вы считаете, что мы хорошо поработали - покажите зелёный. Если вы считаете, что мы работали хорошо, но могли бы ещё лучше – жёлтый. Если вы считаете, что мы плохо поработали, и было совсем неинтересно – красный.
6. Систематизация и повторение
- Я вижу, что всем урок понравился. А какая буква нам помогла узнать много нового и интересного?
Давайте ещё раз повторим всё про эту букву.
7. Итог урока
1) Светофорчик на память.
Дети из кружочков делают закладку – светофорчик, что должно служить напоминанием об этом уроке и ПДД .
2) Дети получают памятки по ПДД , читают и тоже оставляют на память с рекомендацией ещё раз прочитать эти правила дома.