Конспект урока по теме «Что такое экономика?»
Цели | Цель. Сформировать понятие «экономика». Задачи. Обучающие: - создать условия для формирования знаний об экономике; - обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики; - обучить переносу знаний об экономике в повседневные ситуации. Развивающие: --развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение; - развивать умение работать в группе. Воспитательные: - воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и отраслей экономики. - воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: различать отрасли экономики; получат возможность научиться: находить информацию в учебнике, в словаре, анализировать ее содержание. Метапредметные: познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, -ставить проблему поискового характера; -проводить анализ и синтез при знакомстве с отраслями экономики; -проводить рефлексию результатов деятельности; оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные –-слушать и вступать в диалог; -участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем; -управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия; уметь слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение; регулятивные -ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала; -организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Личностные: -ориентирование в межличностных отношениях при работе в группе; -принятие и освоение социальной роли обучающегося; -развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -формирование личностного смысла учения |
Ход урока:
1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, проверка посадки.
- Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей.
Улыбнулись, подтянулись.
На меня все посмотрели
И спокойно, тихо сели.
-Здороваясь, мы пожелали нашим гостям здоровья, а вам я желаю успешной работы на уроке.
-А какие правила успеха вы возьмёте на урок, какие умения необходимы для плодотворной работы?
Д.- умение слушать друг друга,
-не перебивать одноклассников,
-ясно выражать собственные мысли,
-при принятии решения уметь договариваться,
-быть дисциплинированными
-работать дружно
2. Самоопределение к деятельности
- Мы закончили изучение большого раздела, посвященного природе.
- Сегодня мы начинаем знакомство с новым разделом. Откройте учебники и прочитайте его название.
- Чему мы будем учиться, изучая этот раздел? Прочитайте.
- Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить?
- Что кажется трудным и пока непонятным?
- А как мы справимся с трудностями?
- Эти задачи будут стоять перед нами на протяжении нескольких уроков.
3. Актуализация знаний
- Где бы ни жил человек, что бы он не делал, и взрослый, и ребёнок, идя в школу, покупая хлеб, читая книгу, или отправляясь в гости на автобусе – всюду рядом находится…
- Это слово известно всем. Даже не зная его определения, все сталкиваются с его содержанием.
- Определите тему сегодняшнего урока
Какое слово зашифровано?
- Экономика
- Что такое экономика?
Определите цель урока. Для этого используйте начало фразы
- Я думаю, что узнаю…
- Мне хотелось бы узнать …
- Давайте откроем учебник на стр.104 и прочитаем, о чём же мы узнаем на уроке.
- Итак, мы познакомимся с понятием «экономика» и узнаем её составные части.
4. Знакомство со значением слова «экономика». Выбор способов добывания новой информации.
- Где раньше вы встречались с этим термином, где его слышали? (По телевизору, по радио, от взрослых…)
- Давайте попробуем объяснить, что такое экономика, как появилось такое понятие?
- Каким способом можно добыть нужную нам информацию по данной теме? (Можно спросить у взрослых, можно посмотреть в словаре или справочнике, в учебнике, тетради, интернете).
- Добудем информацию о понятии «экономика» разными способами:
1-ая группа – с помощью учебника (стр. 104) находят и записывают определение на карточке.
2-ая группа – с помощью толкового словаря, записывают ответ на карточке.
3-я группа будет разгадывать кроссворд.
Презентация ответов групп.
1-ая группа (по учебнику даётся определение, что «Экономика» – это хозяйственная деятельность людей).
2-ая группа (в толковом словаре –«Экономика» – искусство ведения домашнего хозяйства (производство, распределение, обмен, потребление благ).
3-я группа Разгадывая кроссворд, какое определение слову «Экономика» вы нашли?
Д. -Это хозяйство. Слайд
5. Изучение нового материала.
- Слово экономика произошло от двух греческих слов: «ЭКОС» – дом и «НОМОС» – закон, правило, буквально звучит – правила ведения домашнего хозяйства.
- Еще древние греки понимали, что хозяйство нужно вести по определённым законам и правилам.
- Наша страна – это тоже наш дом. Поэтому мы поговорим с вами об экономике страны.
- В экономике страны всё чётко распределено. Вся экономика поделена на части, которые называют отрасли.
- Каждый день мы сталкиваемся с разными предметами отраслей экономики.
- Давайте попробуем определить название разных отраслей экономики по группам товара.
1. Итак, наша экономика начинается с того, что каждый день мы сталкиваемся с разными предметами: одежда, обувь, мебель, книги, продукты питания. Где для нас это все производят? (фабрики, заводы) Это отрасль называется промышленность.
2. Хлеб, молоко, овощи, мясо? Это к нам приходит откуда? … Да, из сельского хозяйства.
3. Еще одна часть экономики, без которой мы бы с вами не могли жить, так как оказались бы на улице, не было бы заводов, фабрик, не было бы промышленности, так как станки не смогли бы работать круглый год под открытым небом. Это – строительство.
4. Но сама промышленность или сельское хозяйство не пришли к нам в дом. Мы приобрели за деньги их продукты, приходя в различные магазины, рынки, торговые точки и др. Нам помогла, какая отрасль экономики? Это – торговля.
5. Мне и вашим родителям, чтобы попасть на работу, если мы далеко живём, тоже помогла отрасль экономики. С помощью чего мы можем добраться до работы? Это транспорт.
6. Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мальчики потопали.
Девочки похлопали.
Вместе дружно повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
7. Включение в систему знаний и повторение.
- Все произведённые различными отраслями продукты, т.е. товары, можно приобрести за деньги. Экономика не может работать без денег.
- Вот так выглядели первые (товарные) деньги на Руси.
- Первые металлические деньги на Руси назывались гривны. Модницы стали делать из них ожерелье: и красиво; и «кошелёк» всегда под рукой; и видно, какая ты богатая невеста. Первые бумажные деньги изобрели в Китае в VIII веке. А в России они были введены через 1000 лет. Екатерина II в XVIII веке впервые ввела в обращение бумажные деньги со своим портретом достоинством в 100 рублей.
Называют бумажные деньги банкнотами.
8. Применение полученного знания через создание проблемной ситуации.
- Как вы думаете, связаны и отрасли экономики между собой?
- Давайте проверим и ответим на вопрос «Как к нам на стол стакан молока попал?»
- Всем известно, для того чтобы ваш организм был крепким, хорошо развивался, каждый день нужно выпивать стакан молока.
- Подумайте, с какой отрасли начинается путешествие молока к нам на стол? (сельское хозяйство).
- Что дальше происходит с молоком? (отвозят на молокозавод).
- Какая отрасль здесь задействована? (транспорт).
- А как появился молокозавод? (его построили).
- Назовите отрасль (строительство).
- Что происходит с молоком на молокозаводе? (разливают в бутылки).
- К какой отрасли экономики относится? (промышленность).
-Дальше молоко куда везут? (в магазин).
- И здесь опять задействован транспорт.
- Молоко привезли в магазин. Что с ним будет дальше? (его продадут).
- Как называется данная отрасль? (торговля).
- Посмотрите, какой длинный путь проделало наше молоко прежде, чем оказаться у нас дома. Сколько разных людей трудилось, сколько времени прошло с момента его рождения. Мы на этом примере убедились, что ВСЕ отрасли ВЗАИМОСВЯЗАНЫ.
9. Итог урока.
- Давайте подведём итог нашего урока: что такое экономика? (хозяйство)
- Какие отрасли экономики мы с вами узнали?
- Связаны ли между собой отрасли?
10. Рефлексия.
- Если вы всё поняли и у вас всё получилось, поднимите зелёный смайлик.
- Если вы испытывали затруднения, поднимите жёлтый смайлик.
- Если тема для вас была трудная и вы ничего не поняли, поднимите красный смайлик.
11. Домашнее задание
Т-1 № 2 с. 68, № 5 с. 69