СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "Что такое фонетическая транскрипция"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Что такое фонетическая транскрипция"»

Тема: Что такое фонетическая транскрипция.

Урок № 50

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока: формировать представление о понятии «фонетическая транскрипция», умение составлять фонетическую транскрипцию, познакомить с правилами транскрипции.

Задачи урока: изучение понятия «фонетическая транскрипция»; формирование лингвистической компетентности: составлять фонетическую транскрипцию; формирование умения работать с текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации; развитие интереса к русскому языку; воспитание бережного отношения к языку, как к основному средству общения.

Оборудование к уроку: учебник, тетрадь, раздаточный материал (карточки с заданием).


Ход урока


1. Организационный момент.

Приветствие учеников. Создание благоприятного эмоционального климата в классе.

-Добрый день! Ребята, давайте поприветствуем друг друга, пожелаем удачи.

-Какое у вас настроение? (ответы учеников)

-Зафиксируйте его с помощью смайла на полях.

-Запишите, пожалуйста, число и классная работа в тетрадь.

Работа с журналом (фиксация отсутствующих и опоздавших учеников).

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Что изучает фонетика? 

-Звуки
- Что изучает орфоэпия? 

-Правильное произношение
- На какие 2 группы делятся звуки? 

-Гласные и согласные
- Какими признаками обладают гласные звуки? 

-Ударные или безударные
- Какими признаками обладают согласные звуки? 

-Мягкость / твердость, глухость/звонкость, парность/непарность
- Назовите только мягкие и только твердые звуки 

-Й,ч,щ / ц,ж,ш
- Назовите буквы, не передающие звуков 

-Ь, ъ
- Как передается мягкость звука на письме без Ь? 

-Апостроф
- Назовите буквы, передающие в особых случаях 2 звука

-Я,ю,е,ё – в начале слова, после гласной, ь, ъ

3. Целеполагание, постановка проблемы и формулирование темы урока.

На доске в столбик записаны слова «белки», «гвоздики», «духи», «хлопок», «пропасть».

-Прочитайте эти слова, проанализируйте их произношение.

Читают слова вслух, делают вывод о значении ударения.

Моделирование проблемной ситуации:

-Так как же нам понять, какие слова перед нами, в письменной речи? Есть ли способ записать слова так, чтоб их значение было понятным?

Отвечают, что в письменной речи такие слова отличает постановка ударения. И изобразить это можно при помощи транскрипции.

-Давайте с вами попробуем сформулировать цели урока.

Формулируют цели урока (устно).

Помощь учащимся в формулировании целей урока:

- научиться составлять фонетическую транскрипцию слов;

- научиться читать фонетическую транскрипцию слов.

-Так, кто уже готов назвать тему нашего урока?

- Фонетическая транскрипция.

4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

- Давайте обратимся к теоретическому материалу, который находится в учебнике на стр.150.

-Что за условный знак нам встречается?

-Ключ

-Что он обозначает?

-Основной теоретический материал.

-Давайте его прочитаем. Есть желающие прочитать вслух?

-Чтобы записать речь так, как она слышится, для наблюдений над звучащей речью учёные создали особый вид письма — транскрипцию. В орфографическом письме пишут по правилам, а в транскрипции — так, как слышат.

-Отлично! Посмотрите на сноску в учебнике, где написано, что слово транскрипция латинского происхождения, и образовано от слова transcriptio, что означает «переписываю».

-Обратим внимание на правила транскрипции, это будет нашим планом при фонетическом разборе слова.

1. Фонетическая запись заключается в квадратные скобки: [жыл].

2. Используются буквы русского алфавита: [сыр].

3. В словах, в которых более одного слога, ставится ударение: [волны].

4. Прописная буква не используется: Марк — [марк].

5. Вместо й употребляется всегда мягкий звук [j’].

6. Буквы е, ё, ю, я не употребляются, так как они могут

обозначать два звука: [j’a], [j’o], [j’y], [j’a] или звуки [э], [о],

[у], [а] после мягких согласных.

7. Используются специальные значки:

[’] — мягкость согласного звука: есть — Ц’эс’т’];

[— ] — долгота согласного звука: ванна — [вана].

Усвоение правил транскрипции. Выделение важных моментов при выполнении фонетической записи.

- В таблице упр. 189 - «Двойная роль букв е, ё, ю, я» обратите внимание на то, что буква И после Ь обозначает два звука [j’и]. Например, воробь[j’и].

-Давайте сформулируем и запишем правило — когда буквы е, ё, ю, я обозначают

два звука, а когда — один звук и мягкость предшествующего согласного.

-Буквы е,ё,ю,я обозначают два звука когда стоят в начале слова, после гласных, ь и ъ знака.

-Буквы е,ё,ю,я обозначают один звук когда если стоят после согласного и указывают на его мягкость.

5.Физическая минутка.

-Ребята, давайте немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста, из-за парт.

«Сколько звуков в слове»

-Подпрыгните столько раз, сколько звуков в слове осень.

-Приседайте столько раз, сколько букв записано в этом слово.

(Новый год)

-Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж.

-Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.

(Ёлка)

6. Закрепление изученного материала.

- Хорошо, теперь поучимся применять правило на практике. Выполним упр. 190.

-Алина, прочитай нам задание в этом упражнении.

-Сейчас два человека выйдут к доске и будут работать там, остальные работают в парах с проговариванием алгоритма вслух.

Решают типовые задания, работая в парах с проговариванием алгоритма

Вслух.

-Выполним проверку по эталону.

На экране появляется слайд, с правильно выполненным заданием.

-Молодцы!

-Ну а теперь потренируемся делать фонетическую запись всего слова. Запишите к себе в тетрадь упр.191. Первые три слова выполним у доски по цепочке.

Первые три слова по цепочке выходят к доске, остальное - в тетради.

- Выполним проверку по эталону.

На экране появляется слайд, с правильно выполненным заданием.

-Хорошая работа! Теперь обратите внимание на упр.192, его выполним устно. Но прежде чем приступить к выполнению, кто готов подсказать, что обозначает этот условный знак, записанный рядом с номером.

-Задание повышенной сложности.

-Будьте внимательны!

Четко проговаривают звуки, произносят слова.

7.Рефлексия деятельности (итог урока).

- Какую цель вы поставили в начале урока?

- научиться составлять фонетическую транскрипцию слов

- научиться читать фонетическую транскрипцию слов

- Смогли ли мы их достигнуть?

-Смогли.

-Что было трудным на уроке? Что было интересным?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

-Поставьте смайлик настроения за урок. Изменилось ли оно по сравнению с началом урока?

Различные ответы детей.

Выставление отметок с комментированием.

8.Домашнее задание.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание:

-Уч. стр. 152 Упр.193.