(Ф). 1. – Что такое свет? Темнота? - Чем отличаются свет и темнота? - Отчего всем нам светло? А как наступает темнота? - А можно ли сказать, что ночью абсолютная темнота и ничего не видно? Почему? - Какие источники света вы можете назвать? Что нам светит ночью? 2. - Какие предметы были в коробке? свеча, спички, фонарик, зажигалка. - Чем можно объединить все эти предметы? - А чем они отличаются? Проблемный вопрос: - Какие источники света являются природными, созданными природой? - Какие источники света искусственные, т.е. созданы руками человека? Вывод: свет бывает искусственный и естественный. Сообщение педагога. Давным –давно люди жили в пещерах,разводили огонь,накотором готовили пищу и грелись. От костра в пещере было светло и тепло. Прошло много-много лет,люди стали жить в домах. Костер пришлось спрятать в печь из камня и кирпича. Да, это было не очень удобно,и люди придумали свечу. - Как вы думаете, много ли света давала свеча? С помощью демонстрации показать неудобство свечи в использовании. (Э) Зажечь свечу, подставить под пламя стекло или блюдце. Определить, что на блюдце? (Сажа.) Вывод:если в комнате горит много свечей, то становится тяжело дышать, кружится голова. 3. Презентация «Источники света» Сообщение педагога. Со временем люди изобрели керосиновую лампу. Рассмотреть на картинке или показать настоящую и рассказать, как она работает. (Керосиновая лампа — бытовой источник освещения на основе сгорания керосина в воздухе. Устройство лампы весьма несложно. В металлическую емкость заливается керосин, в который опущен одним концом фитиль. Верхний конец фитиля снабжен механизмом, обеспечивающим небольшое перемещение его по вертикали и помещенном в металлической же горелке, сконструированной таким образом, чтобы обеспечить подвод воздуха в область, ниже верхнего кончика фитиля. Над горелкой устанавливается ламповое стекло в виде трубы переменного диаметра. Колба обеспечивает тягу, и защищает пламя от ветра.) В домах стало намного светлее. А на улице? Вот и придумали люди уличные фонари. По трубам подводили к фонарям газ, вечером человек,взбираясь по лесенке зажигал, каждый фонарь, а утром тушил. Это было неудобно. Что придумали люди потом, узнаете из загадки: Дом – стеклянный пузырек, А живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется. (фонарь) К) Создателем электрической лампочки стал русский ученый Александр Николаевич Лодыгин. Он первым в 1879 году предложил откачивать из стеклянной колбы воздух и спираль изготовил из металлической нити. Томас Эдисон усовершенствовал лампу Лодыгина и в 1880 году поставил их в производство. К)Исследовательская работа. Пронаблюдаем за различными источниками света и составим диаграмму «Что даёт нам больше света». Перед вами свеча, фонарик, электрический свет в классе, солнце за окном. Покажите на диаграмме по мере возрастания различные источники света. Сравните. Сделайте вывод. Дескрипторы: -наблюдает за различными источниками света -работает с диаграммой -сравнивает различные истояники света -делает вывод 4. Работа с учебником. - Рассмотрите картинки. Что вы видите? - Назовите источники света, данные в учебнике. - Какие из этих источников естественные? Искусственные? Дескрипторы: -отвечает на вопросы 5. Прием «Чтение с остановками». - Что такое свет? - Для чего нужен свет людям? Растениям? - Чем освещали помещения люди в прошлом? - Как освещают помещения сейчас? - Что нам дает тепло? - Все ли предметы, излучающие свет, дают нам и тепло? Дескрипторы: -Отвечает на вопросы 6. Прием «Чтение с остановками». «Горячий и холодный свет» - Какие предметы выделяют тепло? - Что мы чувствуем от огня, спички, свечи? СВЕТ бывает и холодным – рыбы, растения, насекомые, лампы, газы. |