Дата Урок № 32 5 класс
Тема: Деление в столбик
ЦЕЛИ:
Образовательные:
Обобщение и систематизация приобретенных по теме знаний и умений: умение делить многозначные числа столбиком, делить нацело; знание правил нахождения неизвестных компонентов.
Развивающие:
Развивать вычислительные навыки, устную и письменную математическую речь, память
Воспитательные:
Содействовать воспитанию интереса к математике, активности.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь выполнять деление в столбик и выполнять проверку умножением; уметь применять алгоритм деления в столбик с нулями
Личностные: формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе, настойчивость в достижении цели.
Метапредметные: способствовать развитию способности определять цели и отстаивать свое мнение; определять цель выполнения заданий на уроке.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
Ход урока:
Организационный момент:
Актуализация знаний.
Математический диктант
1) от перестановки множителей произведение чисел меняется;
2) если число разделить само на себя, то получится 0;
3) число, на которое умножают, называется множителем;
4) если число умножить на 1, то число изменится;
5) неизвестный множитель находят с помощью действия умножения;
6) 0 можно разделить на любое натуральное число;
7) число, которое делят, называется делителем;
8) в частном х : 20, делимым является х.
Правильные ответы: 0, 0, 1, 0, 0, 1, 0, 1.
Формирование темы и целей урока.
Для того чтобы узнать тему урока отгадайте ребус. Запишите тему урока: Деление в столбик. Какие цели поставим перед собой? (Учащиеся формируют цели урока)
Изучение нового материала
Для деления чисел из двух и более цифр (знаков) применяют деление в столбик.
По традиции, разбираться как делить столбиком будем на примере.
Вычислить:
Для начала запишем делимое и делитель в столбик. Выглядеть это будет так:
Их частное (результат) будем записывать под делителем. У нас это цифра 8.
Начинаем делить 512 на 8 следующим образом:
Определяем неполное частное. Для этого слева направо сравниваем цифры делимого и делитель.Берём 5. Цифра 5 меньше 8, значит нужно взять еще одну цифру из делимого.
51 больше 8. Значит это неполное частное. Ставим точку в частном (под уголком делителя).
Запомните
Для того, чтобы избежать ошибок, не забывайте определять количество цифр в частном.
Для этого посчитаем сколько цифр осталось в делимом, после неполного частного. У нас после 51 стоит только одно цифра 2. Значит и добавляем в результат ещё одну точку.
Приступаем к делению. Вспоминая таблицу умножения на 8, находим ближайшее к 51 произведение.
6 · 8 = 48
Записываем цифру 6 в частное.
Записываем 48 под 51.
Запомните!
При записи под неполном частным самая правая цифра неполного частного должна стоять над самой правой цифрой произведения.
Между 51 и 48 слева поставим «−» (минус). Вычтем по правиламвычитания в столбик48 и под чертой запишем результат.
В остатке получилось 3. Сравним остаток с делителем. 3 меньше 8.
Запомните!
Если остаток получился больше делителя, значит мы ошиблись в расчете и есть произведение более близкое, чем то, которое взяли мы.
Спишем из делимого 512 цифру 2 к 3.
Число 32 больше 8. И опять по таблице умножения на 8, найдем ближайшее произведение.
8 · 4 = 32
В остатке получился ноль. Значит числа разделились нацело (без остатка).
Первичное закрепление знаний
Карточка №1
1 вариант
Билет в общий вагон
(370 + 122): (317 – 313) – 23
1) 429 2) 4 3) 123 4) 100
Билет в купе
91793 : 307 :23 + 138
1) 299 2) 13 3)151
Билет в вагон - люкс
(2356 + 809 – 2841)*106 : 159
1) 3165 2)324 3)34344 4)216
2 вариант
Билет в общий вагон
(458 + 22): (230 – 218) + 60
1) 480 2) 12 3) 40 4) 100
Билет в купе
1092 : 39 * 26 – 577
1)28 2)728 3) 151
Билет в вагон – люкс.
111 + (1485 – 1248)*175:395
1)237 2)41475 3)106 4) 216
Итак, сколько же стоит билет в общий вагон? в купе? вагон – люкс? Сколько у нас человек поедут в общем вагоне? в вагоне – купе? в вагоне – люксе?
Итоги урока
Домашнее задание
Изучить п. ___, решить №
Рефлексия
3