ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет | Математика | Класс | 5 « а » | Дата: 11.02.2021 |
Тема урока | Деление обыкновенных дробей |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Устанавливать связь между делением и умножением; обыкновенных дробей; Уметь переводить обыкновенную дробь в обратную ей; Правильно употреблять в речи математические термины; Делить одну обыкновенную дробь на другую; Делить обыкновенную дробь на натуральное число; Делить ноль на обыкновенную дробь. | Расширение кругозора Приобретение опыта совместной работы (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда); | Развивать трудолюбие, дисциплинированность, уважение к одноклассникам, формировать интерес к математике. |
Оборудование: | Учебник Математика 5 класс часть 2, Дорофеев Г.В., Петерсон Л. Г. |
Основные понятия | Обратная дробь, натуральное число, взаимно обратные дроби, умножение, деление. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
1. ЭТАП Оргмомент. Цель – активизация учащихся. |
Деятельность учителя Сегодня мы научимся делить дроби. Мы уже знаем, что сложение легче вычитания, а умножения легче деления. Сегодня нам это пригодится. | Деятельность учащихся | Формирование УУД Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) Личностные УУД (самоопределение) |
2. ЭТАП Актуализация знаний. Фронтальный опрос. |
Деятельность учителя: Давайте для начала повторим, как складывать дроби (пишет на доске под диктовку учеников): = Повторение деления с натуральными числами: В общем виде: | Деятельность учащихся: Подсказывают учителю правило сложения дробей. Записывают одновременно с учителем в тетради. | Формирование УУД Познавательные УУД : (Анализ объектов с целью выделения признаков) Личностные УУД: (Формулировать собственное мнение и аргументировать его.) Коммуникативные: вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме |
3 ЭТАП. Целеполагание и мотивация . Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока . |
Мы знаем, как взаимосвязаны умножение и деление. Попробуем применить это к нашей новой теме. Тема урока: Деление дробей Вопрос: Как разделить дробь на дробь? | Записывают в тетради дату и тему урока Ответ: Для того, что бы разделить на , необходимо подобрать такую дробь, которая при умножении на давала бы . | Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования к познавательной задаче. |
|
4 ЭТАП. Изучение нового материала. Опыты. Цель – познакомить учащихся с понятиями «обратная дробь», «деление дробей», «взаимно обратные дроби»; выявить соотношение между ними исследовательским путём. |
Деятельность учителя Что же делать далее? По сочетательному закону умножения в л.ч. скобки можно расставить по другому, как? Правильно, записываем: Переставляем л.ч и п.ч. :
Можем ли мы прировнять л.ч. первого равенства и л.ч. второго равенства? Дроби и , как мы видим «перевернутые». Мы будем называть их обратными. Запишем: Дробь и – обратные. Если дробь является обратной для дроби , то дробь ,очевидно, является обратной для дроби .Пару таких дробей называют взаимно обратными. Правило: Частные случаи: Вместе решим пару задач. №1. Разделить смешанное число на смешанное число. Что надо сделать с правильной дробью? №2 . Разделить правильную дробь на целое число. Как быть с целым числом? | Деятельность учащихся Подсказывают , учитель записывает на доске, ученики в тетрадях. Ответ: Ответ : Да, т.к. их п.ч. равны. Пишут вместе с учителем. Подсказывают п.ч. равенств частных случаев. Решают задачи на местах, учитель у доски. Работают вместе. Ответ: перевести в неправильную дробь. Ответ: записать его в виде дроби. | Формирование УУД КоммуникативныеУУД (Постановка вопросов) Познавательные УУД (самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели) Проводят наблюдение и эксперимент под руководством учителя, анализируют, сравнивают, обобщают факты и явления. Познавательные: (эмпирический эксперимент, формулируют выводы наблюдений, сравнивают). Познавательные: применение полученных знаний в решении практической задачи. |
5 ЭТАП. Усвоение новых знаний Цель – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: «Деление дробей». |
Деятельность учителя Задача на интерактивной доске. 3 мешка картошки. Сколько всего кг картошки в 3-х мешках? 1)Большой - 2)Средний – в раза меньше, чем в большом 3)Маленький – в раза меньше, чем в среднем | Деятельность учащихся К доске выходит один ученик, остальные решают в тетрадях, затем сверяются с записью на доске. | Формирование УУД Познавательные: Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы. Развитие навыков нахождения закономерностей. |
6 ЭТАП. Организация первичного закрепления Цель - Установление правильности и осознанности восприятия темы «Деление дробей». Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
Открываем Учебники на странице 75,выполняем №362 | Ребята выходят по одному к доске, решая по примеру. Остальные решают в тетрадях, сверяя ответы с ответами на доске. | Коммуникативные: Формулировать свои мысли в устной форме. |
7 ЭТАП. Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых |
Деятельность учителя - Что изучали сегодня на уроке? -По какому правилу мы делим дробь на дробь? -Какие бывают частные случаи деления дробей? -Сложнее ли действие деление умножения? - Решим несколько примеров устно | Деятельность учащихся Озвучивают понятия, отвечают на вопросы, приводят примеры. | Формирование УУД Познавательные: Обобщают полученные знания. Регулятивные: Структурируют знания, в диалоге с учителем совершенствуют самостоятельно выбранные критерии оценки. |
8 ЭТАП Домашнее задание. Учебник №419,420,422,423(1) |