СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока для 8 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 8 класса»

Класс 8А, 8Б № урока 8

тема урока Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекс и рефлекторная дуга.

дата –27.09

  • цели: деятельностная –  создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

  • создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

  • содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;

  • содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность

содержательная- создать условия для формирования представления о строении и функциях нервной системы, о рефлекторном характере деятельности нервной системы, а также ознакомиться со строением нейрона, строением рефлекторной дуги

модуль «Школьный урок»- воспитание бережного отношения к собственному организму, содействовать повышению уровня мотивации на уроках

тип урока Урок открытия нового знания

вид урока беседа

применяемые технологии информационные коммуникативные технологии

оборудование, проектор, экран, компьютер, презентация, учебник

организационный этап

проверка д/з

карточки Жданова, Жидков, Кучеренко, Перминов-8а

Устный опрос –Бычкова, Рымбалович, Титова, Удовенко, Панченко

Абдураимов, Маслиев, Налбантов, Погуляев -8Б

Устный опрос-Бариева, Ногай, Османова, Феттаев

Актуализация

Какая наука изучает функционирование органов и организма вцелом?

Какие системы органов вы знаете?

  • Мы уже знаем, что системы органов  образуют единое целое – организм. Что заставляет все физиологические процессы в организме человека работать согласованно

(регуляция процессов жизнедеятельности при помощи нервной и эндокринной системы)

Мотивация

Человек шел босиком, наступил на острый предмет, и его нога моментально отдёрнулась; внезапно зазвонил телефон, и вы протягиваете руку к телефонной трубке; при зажигании света в тёмной комнате человек зажмуривается.

Сядьте, согнув ноги под углом 90 градусов и скрестив руки на груди. Попытайтесь встать не нагибая корпуса вперед. Это невозможно.

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

"Открытие" нового знания

Что такое «рефлекс»?

Какие бывают: При прикосновении к губам новорожденного у него возникают сосательные движения. Как вы думаете, почему это происходит? Ведь у ребенка еще нет опыта такого питания: до рождения все необходимые вещества он получал через пуповину. Фото лимона. Заполняем схему.

Признаки

Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

Врождённые или приобретённые

врождённые

приобретённые

Видовые или индивидуальные

видовые

индивидуальные

Постоянны или непостоянны

постоянны

непостоянны

Раздражитель

Специфичный

любой

Месторасположение


Спинной мозг и ствол головного мозга

Кора больших полушарий головного мозга

Биологическая роль

Обеспечивает приспособительное поведение к постоянным условиям среды

Помогает приспосабливаться к меняющимся условиям среды

Примеры

Пищевые, половые, оборонительные, ориентировочные

Слюноотделение на запах пищи

Физкультминутка

Безусловный присесть, условный –потянуться

Кашель, игра на музыкальном инструменте, чтение, отдергивание руки от горячего утюга

Формирование рефлекторной дуги.

Дома делать схему рефлекторной дуги простой и сложной.

Все вы смотрели фильмы ужасов и наиболее запоминающимися являются сцены ужаса. Вспомните ваши ощущения при просмотре этих сцен? (страх, крик, закрытие глаз, хватание за руку соседа и т.д.).

Почему это происходит? (ответная реакция организма на раздражение). То есть в ответной реакции организма участвует нервная система.

А теперь вспомните ваши ощущения после просмотра такого фильма (боязнь заходить в темноту, страх).

Почему вы себя так чувствуете, ведь внешний раздражитель уже отсутствует? Что же является причиной такого вашего состояния?

Значит кроме нервной системы есть еще что-то в организме человека, что участвует в его регуляции.

Сравнение нервной и гуморальной регуляций организма.

  1. Механизм регуляции

Осуществляется с помощью нервной системы

Осуществляется с помощью химических веществ, поступающих в кровь (эндокринная система)

  1. Быстрота реакции

Нервные импульсы распространяются с большой скоростью (до 120 м/с)

Химические вещества передвигаются медленно (0,5 м/с)

  1. Направленность процесса

Чёткая локализация нервных влияний

Действие химического вещества не локализовано

  1. Эволюционный возраст

Эволюционно более молодой

Эволюционно более древний механизм

  1. Экономичность процесса

Требует минимальных затрат энергии, т.к.мгновенно включается и быстро выключается

Требует относительно много времени для своего осуществления и не может обеспечить быстрой и точной реакции организма на раздражители

  • Первичное закрепление нового знания.

Тест, взаимопроверка

  • Включение в систему знаний и умений.

Между нервной и гуморальной регуляцией существует равновесие в организме.

Что это вам напоминает? (рычажные весы). Показываются рычажные весы, чашки которых очень легко смещаются то в одну, то в другую сторону. .

Что произойдет при смещении равновесия? (перевес чашки весов).

Уже Пифагор говорил о равновесии качеств, присущих живому: “Жди беды, если нарушаться пропорции. В устройстве человеческого тела всякое нарушение порядка ведет к расстройству равновесия, опрокидывающее незримую гармонию”.

Что может привести к этому нарушению? (образ жизни и роль среды).

Особо подчеркивал значение образа жизни и роли внешней среды в развитии заболеваний Гиппократ. Он утверждал, что большинство болезней зависит от действий, поступков, мыслей человека, условий его жизни и природных факторов.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

Знаю..

Понимаю…

Что было самое тяжелое?

Самое легкое?


1. Функция рибосом:

1) образование белков

2) синтез энергии

3) хранение и передача наследственной информации

4) перенос веществ внутри клетки

2. Снаружи клетка покрыта:

1) плазматической мембраной

2) клеточной стенкой

3) цитоплазмой

4) гиалоплазмой

3. Энергетическими станциями клеток называют:

1. ядро

2. митохондрии

3. лизосомы

4. ЭПС

5. рибосомы

4. К какому типу ткани относят кровь?

А. Мышечной
Б. Эпителиальной
В. Соединительной

5. Из чего состоит ткань:

А. Только из клеток
Б. Только из межклеточного вещества
В. Из клеток и межклеточного вещества



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!