СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока для 8 класса по истории России

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для учебника автора Данилов,Косулина

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 8 класса по истории России»







Тема урока:

Общественное движение при Александре I



(план-конспект урока)















Горбунова А.Д.

Студентка группы ИО-13-1

УлГПУ им. И.Н. Ульянова







ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ

Конспект урока в 8 классе Б

Тема: Общественное движение при Александре I

Тип: комбинированный урок

Вид: урок с элементами самостоятельной работы учащихся.

Методы: беседа, рассказ, работа с текстом учебника

Цель урока: показать причины зарождения, идейные основы и основные этапы эволюции общественного движения в стране в первой четверти XIX в.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. раскрыть учащимся ситуацию, сложившуюся в обществе после Отечественной войны 1812 года;

  2. познакомиться с личностями, входившими в тайные общества;

  3. проанализировать основные идеи документальных проектов устройства России;

2. Развивающие:

  1. Формировать умение работать с таблицами;

  2. Формировать эмоционально-ценностное отношение к деятельности тайных обществ: «Южное общество», «Северное общество».

  3. Применить аналитический подход в процессе рассмотрения деятельности тайных организаций

3. Воспитывающие:

  1. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну

  2. Воспитывать уважение к гражданским ценностям, правам и свободам личности.

Ожидаемые результаты:

Предметные результаты:

1. Определить причины возникновения общественного движения в России;

2. Рассмотреть деятельность первых тайных организаций и проанализировать их программные документы.

  1. Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к деятельности тайных организаций будущих декабристов

  2. Формирование патриотических чувств к родной стране

Метапредметные:

  1. умение выделять главное из большого объёма текста;

  2. умение обобщать и давать общую характеристику каким-либо событиям;

  3. умение анализировать и конкретизировать особенности (исторических) явлений;

Оборудование: школьная доска, учебник, компьютер +проектор+ презентация «Общественные организации при Александре I»

Учебная литература: Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 287 с

Ключевые понятия: общественное движение; либерализм; тайное общество; разделение властей; конституция.

Основные даты: 1816—1818 гг. — Союз спасения;

1821—1822 гг. — создание Южного и Северного обществ;

1822 г. — указ о запрете тайных организаций.

План урока:

I. Организационный момент.(2 мин.)

II. Актуализация знаний (повторение пройденного материала) (15 мин)

III. Основная часть (изучения нового материала): (20 мин)

  1. Зарождение организационного общественного движения.

  2. Первые тайные общества.

  3. «Конституция Н. Муравьева» и «Русская правда» П. Пестеля.

  4. Власть и тайные общества.

IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия (3 мин.)

Ход урока

I. Орг. момент.

Приветствие учителя. Проверка отсутствующих. Запись даты и темы урока в тетрадь.

II. Актуализация знаний.

Тест. Социально – экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

  1. Для развития системы путей сообщения в период 1800-1825 гг. в России

А) была построена шоссейная дорога Москва – Нижний Новгород

Б) весь речной флот переводился на использовании энергии пара

В) вводились в строй каналы между реками

Г) строились железные дороги

2. В 1815 г. Александр I даровал конституцию

А) Франции

Б) Украине

В) Польше

Г) всей Российской империи

3. Что в XIX веке называли военным поселением?

А) военный лагерь в сельской местности на время учений

Б) деревню, где в 1812 г. размещался отряд партизан

В) военную крепость, созданную в горной местности во время Кавказской войны

Г) деревню, в которой крестьяне совмещали хозяйственную деятельность с военной службой

4. К истории России первой половины XIX в. относится понятие

А) «семибоярщина»

Б) «аракчеевщина»

В) «бироновщина»

Г) «земщина»

5. Феодальные повинности крестьян характеризует понятие

А) «выкуп»

Б) «выгон»

В) «оброк»

Г) «откуп»

6. Государственные, дворцовые крестьяне, прикрепленные к заводам, на которых они работали, в XVIII – первой половине XIX в. назывались

А) «капиталистыми»

Б) «помещичьими»

В) «приписными»

Г) «фабричными»

7. После войны 1812 г. упадок крестьянский хозяйств усилился из-за того, что

А) в ожидании отмены крепостного права крестьяне отказывались выполнять феодальные повинности

Б) помещики стремились восполнить убытки за счет нажима на крестьян

В) крестьяне стремились заниматься предпринимательской деятельностью

Г) на крестьян была возложена обязанность строить железные дороги

8. Основное противоречие политики Александра I состояло в стремлении сочетать

А) победу над Наполеоном – с сохранением революционных настроений в Европе

Б) либеральные реформы – с сохранением основ самодержавия

В) освобождение крестьян – с принятием указа о «вольных хлебопашцах»

Г) интересы дворян – с развитием мануфактурной промышленности

9. Установите соответствие между понятиями и их определениями

А) тариф

1) условие, ограничивающее участие человека в осуществлении тех или иных прав

Б) устав

2) роспись количества доходов и расходов государства, организации или отдельного человека

В) бюджет

3) свод правил, определяющий устройство, порядок деятельности организации или государственного органа


4) норма взимания налога или платы за пользование чем то



10. установите соответствие между именами исторических деятелей исторических деятелей и характеристиками их деятельности.

А) А.А. Аракчеев

1) воспитывался швейцарцем Лагарпом, идеалом правителя России считал Екатерину II, в первое десятилетие своей политической деятельности стремился к проведению либеральных реформ, а затем повернул к реакционному курсу

Б) Н.Н. Новосильцев

2) с 1815 г. фактически руководил Государственным советом и деятельностью министерств, автор плана по созданию военных поселений

В) М.И. Кутузов

3) участник Негласного комитета, к 1820 г. по поручению Александра I разработал проект конституции – «Уставную грамоту Российской империи»


4) военную службу начал в 15 лет. Воевал против турок, поляков, французов. Был дважды ранен. Генерал. Дипломат. Вынудил Турцию признать освобождение Бессарабии.



11. Какие из перечисленных ниже мероприятий были проведены в период правления Александра I? Укажите два верных мероприятия из пяти предложенных (обведите)

А) учреждение Государственного совета

Б) принятие указа «о трехдневной барщине»

В) принятие «Жалованной грамоты дворянству»

Г) учреждение министерства коммерции

Д) созыв Уложенной комиссии



КЛЮЧ:

1-3, В

2 – 3 В

3 – 4 Г

4 – 2 Б

5 – 3 В

6 – 3 В

7 – 2 Б

8 – 2 Б

9 – 432

10 – 234

11 – 14

Беседа с учащимися.

– Ребята, вспомните, какие настроения в российском обществе преобладали после Отечественной войны 1812 года?

– Почему в это время Александр I отказывается от реформ?

– Как можно оценить внутреннюю политику Александра I в этот период?

III. Основная часть( Изучение нового материала)

1. Зарождение общественного движения.

Учитель:

СЛАЙД 2 Зарождение общественного движения началось еще при Екатерине II. После войны началась новая волна общественного движения. Причинами этого было:ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

  1. Последствия заграничных походов русской армии.

  2. Реформаторская деятельность Александра I.

  3. Проникновение либеральных идей в дворянскую среду;

Нерешительность действий Александра I подталкивала наиболее нетерпеливых сторонников реформ к созданию тайных обществ и кружков.

Первые тайные общества, ставившие своей целью подготовку и осуществление преобразований, появились почти сразу после окончания заграничного похода русской армии.

2. Первые тайные общества.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ Первым крупным тайным обществом стал «Союз спасения» (1816–1818), принявший после утверждения своего устава наименование «Общества истинных и верных сынов отечества».

СЛАЙД 3 ЗАДАНИЕ: Прочитайте материал на стр. 53 и запишите в тетрадь основателей тайного общества, их цели и задачи.

Его основателем был молодой полковник Генерального штаба А.Н. Муравьев, а членами — С.П. Трубецкой, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, Н.М. Муравьев, М.С. Лунин, П.И. Пестель, И.И. Пущин и др. (всего 30 человек). Своими целями участники организации считали уничтожение крепостного права и ограничение самодержавия. Шли споры о путях достижения этих целей. Свою главную задачу члены тайного общества видели в поддержке реформаторских усилий правительства, хотя время от времени в их рядах звучали и призывы к заговору и цареубийству.

СЛАЙД 4 Осознание важности широкой общественной поддержки планов либеральных преобразований привело к роспуску «Союза спасения» и созданию на его основе «Союза благоденствия» (1818–1821). Он насчитывал уже около 200 членов, во главе его были те же лица. Программа «Союза» была изложена в его уставе, получившем название «Зеленая книга». По-прежнему считая необходимым бороться против крепостничества и самодержавия, члены «Союза» более четко определились в путях достижения этой цели. Они считали себя обязанными помогать правительству в реформировании общества и придавали первостепенное значение вопросам образования и воспитания населения с целью распространения либеральных идей.

Для этого предполагалось создавать просветительские общества, издавать книги, журналы, открывать школы и т. д. Этот союз был распущен, когда стало ясно, что правительство Александра I отказалось от реформ. Они впервые задумались о военном перевороте. На это их наталкивали известия об успешных военных переворотах в странах Западной Европы, которые произвели там сторонники перемен.

  1. «Конституция Н. Муравьева» и «Русская правда» П. Пестеля.

СЛАЙД 5 ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ В 1821 -1822 гг. были созданы 2 новых общества – Южное и Северное.


СЛАЙД 6 Работа с учебником: вместе с учениками заполнить таблицу

Вопросы для сравнения

Стр 56-57

Стр. 54-55

Северное общество. «Конституция»

Южное общество. «Русская правда»

Автор

Н.М. Муравьев

П.И. Пестель

Центр общества

Санкт-Петербург

Украина, Тульчин

Государственное устройство

Конституционная монархия, федерация из 15 держав

Республика, единое государство

Местное управление

Федеративный принцип

Унитарное государство

Социально-экономическое устройство.

Крепостное право

Отменялось , но крестьянам выдавалось лишь по 2 десятины

Отменялось, крестьяне освобождались с землей, достаточной для ведения хозяйства

О собственности и землевладении


Частная собственность

Земля делится на общественную и частную (общественная бесплатно раздавалась крестьянам)

Гражданские свободы

Свободы выбора, веры, печати, передвижений, равенство перед законом

Свободы выбора, веры, печати, передвижений, равенство перед законом

Сословный строй

Ликвидировать

Ликвидировать

СЛАЙД 7. ВОПРОС К УЧЕНИКАМ– Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях?

  1. Власть и тайные общества.

ЗАДАНИЕ: Прочитать текст на стр. 57.

ВОПРОС К УЧЕНИКАМ Как строились отношения властей с тайными обществами?

IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия

ЗАПИСЬ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ : Параграф 8, учить, вопросы в конце параграфа отвечать устно

Продолжи фразу

Я понял, что…

Меня удивило…

Мне хочется…

Мне было интересно…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!