Дата_______________ Класс___ Группа ____
№ _________
Тема урока: «Дом. Квартира. Мебель»
Цель: Уточнение представления о квартире, мебели.
Планируемые результаты: личностные (учить практическому усвоению детьми слов, обозначающих действия; формировать умение у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них; выполнять простые устные инструкции учителя; выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя; отвечать на простые вопросы; применять элементарные правила речевого общения; уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя; использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях)
Предметные: уточнить представления о квартире, мебели; активизировать и расширять словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «домашние птицы»; закреплять навык практического употребления существительных единственного и множественного числа в творительном и родительном падежах без предлога и с предлогом; закрепить навык образования относительных прилагательных; развивать связную речь и навык составления простых описательных рассказов; развитие понимания речи; развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции; развитие речевого слуха; развитие общей моторики, координации речи с движением; развитие фразовой речи; развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, логического мышления, мимики, эмоций, мелкой моторики рук; развитие внимания.
Оборудование: изображение кухни, спальни, гостиной, изображение мебели для каждого ребенка, нарисованные коврики (на каждого ребенка) с вырезанным фрагментом, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Л о г о п е д. Сядет тот, кто повторит за мной ряд слов:
Стол - шкаф - кровать.
Стул - полка - тумбочка.
Столик - диван - кресло. И т.д.
Сегодня мы поговорим про квартиру и мебель.
II. Основная часть.
1. Игра «Хлопни, если услышишь».
Л о г о п е д. Хлопните, если услышите название мебели: стол, береза, скатерть, тарелка, телефон, кровать, диван ...
2. Игра «Расставь мебель».
Логопед вывешивает на доску изображение кухни, спальни, гостиной, детям раздает изображения мебели.
Л о г о п е д. Мы с вами живем в квартирах. Какие комнаты есть в квартире? (Прихожая, гостиная, спальня, кухня, детская, туалет, ванна.)
Вспомните, что у вас в квартире стоит в этих комнатах, и давайте расставим мебель в этих помещениях.
Дети прикрепляют мебель к картинке комнаты, объясняя свои действия (кровать мы поставим в спальню).
3. Игра « Части мебели».
Логопед выставляет на доску изображения стола и стула.
Л о г о п е д. Давайте назовем части мебели.
(Вызывает двух детей, дети показывают и называют части - ножки, сиденье, спинка; ножки, столешница.)
Л о г о п е д. У какой еще мебели есть ножки? Сиденье?
4. Физкультминутка.
Раз - ступенька, Два - ступенька, | Дети маршируют на месте |
Три - ушиблена коленка. | Трут коленку |
На четвертой на ступеньке Я встаю на четвереньки. | Встают на четвереньки |
Пусть ступеньки высоки, высоки, На коленках синяки, синяки. | Встают, тянутся руками к потолку, Бьют себя по коленкам |
Я по лестнице поднялся, Остальное - пустяки! | Маршируют, улыбаются |
Игра с мячом «Какой, какая, какие?».
Мебель из дерева - деревянная.
Мебель из пластмассы –
Столешница из стекла –
Ножки из металла - и т.д.
Игра «Заплатка».
Логопед раздает детям нарисованные коврики (на каждого ребенка) с вырезанным фрагментом.
Л
о г о п е д. Посмотрите на рисунок коврика и нарисуйте «заплатку» .
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
ДОМ
1. Пальчиковая гимнастика
Дом стоит с трубой и крышей.
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх. Кончики мизинцев касаются друг друга.
МЕБЕЛЬ
1. Пальчиковая гимнастика
Стул
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стол на удивленье.
Поставить левую ладонь вертикально. Правую сжать в ку лак и приставить к нижней части левой.
Стол
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
Левую руку сжать в кулак. Сверху опустить правую ладонь с выпрямленными пальцами.
2. Артикуляционная гимнастика
Лягушка Хоботок Лягушка хоботок Окошко
Лопаточка Иголочка Лопаточка – иголочка
На счет 1–2 чередовать упражнение «Лопаточка» и упражнение «Иголочка».
Упражнения для развития речевого дыхания
Сделав полный вдох, на выдохе произносить слогосочетания:
· па, папа, па па па, па па па па;
· па по, па по пу, па по пу пы, па по пу пы пэ;
· папапопопупу, папапапопопопупупу.
Слогосочетания сначала следует произносить равноударно, ритмично, отрывисто. Затем сделать ударение на первый слог, последовательно перемещая его на второй, третий и т.д.