СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Экономика семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Экономика семьи"»

Тема урока «Экономика и семья. Бюджет моей семьи»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование представления о семейной экономике, семейном бюджете.

Задачи урока: рассмотреть соотношение доходов и расходов и объяснить последствия их равенства или неравенства.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа.

Предполагаемый результат: научатся: определять, что такое ресурсы семьи, каковы важнейшие из них;
из чего складываются доходы семьи; значения понятия «бюджет».

Получат возможность научиться: строить логические цепочки рассуждений; ставить учебные задачи; самостоятельно искать пути решения проблемы.

Педагогические технологии: частично-поисковый метод

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Основные понятия: ресурсы семьи, бюджет.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организация начала занятия


Приветствие учащихся.

Начало урока.

Проводит беседу по обсуждению темы, целей и плана урока

План урока:

1. Ресурсы семьи

2. Что такое семейный бюджет

3. На что семьи тратят деньги

4. «Без нужды живет, кто деньги бережет»

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Записывают тему и план урока в тетрадь.

2.

Актуализация знаний



Организует диалог с учащимися по вопросам:

- Что такое семейное хозяйство?

- Что такое бюджет?

- А может ли семья обойтись без своего бюджета?

- Как составить бюджет?

Отвечают на вопросы.


5.


Первичное усвоение новых знаний

















1. Ресурсы семьи

Из чего же складывается экономика семьи?

Семья располагает рядом ресурсов: материальными, трудовыми, энергетическими, информационными, финансовыми. Они и составляют основные источники доходов семьи.

Доходы бывают фиксированные и переменные.

Ресурс семьи с фиксированным доходом составляют:

  1. Заработная плата

  2. Социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии)

  3. Доходы от владения собственностью.

  4. Доходы от сбережений, помещенных в банки и ценные бумаги.

Переменные доходы зависят от количества и качества труда членов семьи, успешности коммерческой деятельности, а также банка или компании, в которые вложены сбережения семьи и т.п.

Как связаны между собой ресурсы, потребности и трудовая деятельность семьи?

Большинство семей живет в условиях ограниченных ресурсов, не позволяющих удовлетворить многочисленные, постоянно растущие потребности домочадцев.

Притча «Старый мудрец» (Приложение 1).

Вопросы:

  1. Какие секреты использовал в своей жизни мудрец, чтобы стать богатым?

  2. Как эти секреты помогли ему?

  3. Могут ли подобные секреты помочь современному человеку?

Но это притча. А в жизни многие подростки стремятся заработать дополнительные средства, чтобы помочь своей семье.

Какие права у тебя есть?

В Трудовом кодексе РФ записано, что подросток с 14 лет имеет право трудиться по договору с согласия одного из родителей, в свободное от учебы время. При этом рабочее время не должно превышать 2,5 часа, 16-18-летнего – 3,5 часа, ночной труд запрещен. Работа не должна угрожать здоровью, мешать учебе.

Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал. Отвечают на вопросы, делают записи в тетради.




Выполняют задание 5 в рабочей тетради.

















Читают притчу и отвечают на вопросы.










Делают записи в тетради.

6.

Первичное закрепление









Посчитаем:

В семье Серёжи пять человек.

Папа зарабатывает 35 тыс. р. Мама временно не работает, так как ухаживает за маленьким Серёжиным братом, которому всего семь месяцев. Она получает пособие по уходу за ребёнком в размере 11 тыс. р.

Серёжина бабушка уже не работает и получает пенсию в размере 8 тыс. р. Бабушка живет с семьей Серёжи, но у неё есть своя квартира, которую она сдает за 18 тыс. р. в месяц.

Сколько составляет суммарный доход семьи?

35 000+11 000+8 000+18 000=72 000 рублей.

Сколько составляет средний доход на одного члена семьи в месяц?

72 000: 5 = 14 400 рублей в месяц.

Много это или мало?

Прожиточный минимум в Калининградской области составляет 9 629 рублей в месяц.

Решают задачу.



7.

Первичное усвоение новых знаний




















2. Что такое семейный бюджет

Бюджет (англ. «денежная сумка», «кошелёк») – предварительно составленная роспись будущих доходов и предполагаемых расходов. Бюджет необходим семье, чтобы оценить желательные расходы в соответствии с предполагаемыми доходами.

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. О доходах мы уже говорили, теперь поговорим о расходах.

3. На что семьи тратят деньги

Все расходы семьи можно условно поделить на две группы: обязательные и произвольные.

К обязательным относятся:

1. расходы на питание

2. расходы на одежду

3. оплата жилья и коммунальных услуг

4. расходы на транспорт

5. расходы на лекарства

6. (если есть) оплата кредитов.

Произвольные расходы:

1. приобретение товаров и услуг, облегчающих ведение домашнего хозяйства

2. затраты на уход за собой и своими домашними животными

3. затраты на досуг и отдых

4. затраты на коллекционирование

5. покупка предметов роскоши

6. затраты, связанные с повышением количества и качества расходов, перечисленных в обязательном списке.

Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал. Отвечают на вопросы, делают записи в тетради.
























8.

Первичное закрепление


Проверяет задание 5 в рабочей тетради

Предлагает выполнить практическое задание (Приложение 2)

Выявляют границы применения новых знаний, работают по кластеру.

9.

Первичное усвоение новых знаний


4. «Без нужды живет, кто деньги бережет»

Эта пословица в полной мере относится к ресурсам семьи, ведь возможности семьи не безграничны.

Поэтому и возникает вопрос: как рационально организовать домашнее хозяйство?

Задание

Определите последствия перечисленных ниже ситуации, предложите действия, которые следует предпринять в этих случаях, и объясните свой выбор:

  • если доходы больше расходов...

  • если доходы меньше расходов...

  • если доходы равны расходам....

Практический совет по составлению семейного бюджета:

1. серьезно обдумать и обсудить с другими членами семьи, сколько придется потратить на те или иные нужды;

2. составлять бюджет так, чтобы намечаемые расходы были равны ожидаемым доходам, а лучше – меньше.

Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал. Отвечают на вопросы, делают записи в тетради.







Подвести учеников к пониманию необходимости составлять семейный бюджет.

10.

Первичное закрепление


Посчитаем:

Чему равны доход и расход семьи, если:

Зарплата мамы и папы – 25 000 р.;

Пенсия бабушки – 8 000 р.;

Истратили на продукты – 11 000 р.;

Заплатили за квартиру, телефон, свет – 6 000 р.;

Заплатили за ремонт холодильника – 700 р.;

Купили подарок сыну – 2 000 р.

Вопрос: куда можно потратить эти деньги?

Решение:

Доход – 33 000 р., расход – 16 700 р.

Решают задачу.

Отвечают на вопрос.

11.

Итоги урока. Рефлексия













Проводит беседу по вопросам:

1. Что такое ресурсы семьи?

2. Из чего складываются доходы семьи?

3. Какие расходы могут быть у семьи?

4. Зачем семье нужен бюджет?

Домашнее задание:

Параграф 14 выучить


Анализируют деятельность по достижению цели.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.







2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!