СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока физики в 7 классе "Механическая работа"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  физики в 7 классе "Механическая работа".  В данном конспекте   сохранены все этапы урока по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики в 7 классе "Механическая работа"»

1.Мотивационный.

Проверить готовность обучающихся к уроку; мотивировать на учебную деятельность, погружение в работу.

Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости. Я рада видеть вас на уроке физики

Урок я хочу начать с притчи: Ребята, сейчас весна, нужно пахать огороды, сеять , сажать. А у одного мужчины перестал работать трактор. Все попытки и его и соседей починить машину были напрасны. Наконец он позвал специалиста. Тот осмотрел трактор, попробовал, как действует стартер, поднял капот и все тщательно проверил. Затем взял молоток, прицелился, один раз ударил по мотору и привел его в действие. Мотор затарахтел, будто он и не был испорчен. Когда мастер подал крестьянину счет, тот, удивленно взглянув на него, возмутился: — Ты хочешь сто монет только за один удар молотком?! — Дорогой друг, – ответил мастер, – за удар молотком я запросил только одну монету, а остальные девяносто девять монет я беру с тебя за мои знания, благодаря которым я исправил поломку, сделав всего лишь один удар по нужному месту.

- Как вы думаете, о чём притча? - О знаниях.

- А откуда берутся знания?- Знания берутся из того, как мы работаем над собой.

Знания – это каждодневная работа, наблюдения, изучение, упражнения


Сегодня на уроке нас ждет интересная работа.



2.Постановка учебных задач. Подготовить обучающихся к самостоятельному формулированию темы, цели и задач урока; создать проблемную ситуацию.

-А что означает для вас слово «работа»? Можете привести примеры?


Ученики: всякий полезный труд рабочего, учёного, инженера, учащегося. Например: лазить по деревьям, читать книгу, писать упражнение, решать задачи копать огород и т.д.

В обыденной жизни словом «работа» мы называем всякий полезный труд врача ученого, рабочего и.т.д. (Слайд 3)

- В словаре В.Даля работа трактуется как - «труд, занятие, дело, упражненье, деланье, т.е всякое полезное действие человека или устройства».

Например, решив трудные задачи по физике, ученик чувствует усталость и с гордостью за самого себя говорит: «Сегодня я сделал такую большую работу!». Но, с точки зрения физики, никакой работы ученик не совершили. 

Так что же такое работа ?

Может быть, мы чего-то не знаем о работе с точки зрения физики? Значит, нам это нужно узнать! Следовательно, тема урока… (Слайд )


тема урока «Механическая работа» ( по ходу изучения темы вы создатите Кластер) заготовки у вас на столах.


-Сегодня мы будем говорить о новой физической величине. Что мы должны знать о ней?

Постановка цели занятия перед учащимися:

  • дать понятие механической работы,

  • в каких единицах измеряется работа;

  • выяснить способы совершения положительной, отрицательной работы;

  • выяснить условия необходимые для совершения работы;

  • обобщить знания о работе, закрепить изученный материал;

  • проверить и закрепить полученные знания.


-Совершенно верно. Цели мы перед собой поставили. А теперь будем их выполнять


3.Актуализация знаний







(

Понятие работы в физике несколько иное. В физике прежде всего изучают механическую работу.

Термин «механическая работа» был введен в физику в 1826 г французским математиком, механиком и инженером Жаном Понселе. (Слайд )

Для того чтобы ответить на вопрос: Что же такое механическая работа? , необходимо вспомнить некоторые определения и понятия, которые изучались ранее.

. Актуализация знаний учащихся (Слайд )(Проводим фронтальный опрос)

Учитель: Что является причиной изменения скорости?

УченикПричина изменения скорости является сила?

Учитель: как заставить тело двигаться?

Ученик: действовать на него с какой-то силой.

Учитель: Что такое сила?

Ученик: Сила – мера взаимодействия тел.

Учитель: От чего зависит результат действия силы на тело?

Ученик: Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления, точки приложения.

Учитель: Какие типы сил Вам известны?

Ребята, а сейчас поработаем в ИНТЕРНЕТ в программе ЛЁнинг Эпс. Я подготовила вам викторину

На тему Масса и сила»

https://learningapps.org/2036240


4. Содержательный (усвоение новых знаний). Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися форм записи алгоритма

Учитель: Ребята! Мы повторили с вами силы природы. Под действием различных сил изменяется положение тела. Тела могут двигаться с ускорением, но если равнодействующая сил равна нулю, то тела, либо покоятся, либо движутся по инерции.

Ребята, поработаем с учебником. СТР ___, 3 абзац «Рассотрим примеры механической работы»

  • Поезд движется под действием силы тяги

  • Санки движутся под действием силы мускул

  • При полете сила давления сгорающих газов перемещает ракету

  • Подъёмная сила действует на воздушный шар (Слайд )

Учитель. Какой вывод можно сделать?

Механическая работа совершается, только когда на тело действует сила, и тело перемещается под действием этой силы.

Проведем опыты

Давайте выясним, как зависит работа от пройденного пути и от приложенной силы. Для этого проведем опыт.

Опыт 1. Нагруженная тележка под действием силы перемещается сначала на расстояние 0,5 м, а затем под действием той же силы на расстояние 1 м.

Вывод: Работа зависит и от расстояния, чем оно больше, тем больше и работа.

Опыт 2. Нагруженная тележка под действием силы перемещается на 1 м. Фиксируют значение силы, совершающей работу. Нагрузку тележки увеличивают и опыт повторяют. Динамометр отмечает возросшее значение силы. (Слайд 12)

Вывод: Чем больше приложенная сила, тем больше и совершенная работа.

Учитель: Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. Работа обозначается буквой А, сила - F, перемещение - S. Формула работы А = F S. (Слайд 13)

Механической работой называется физическая величина, равная произведению силы и перемещения тела по направлению действия этой силы

Учитель: В каких единицах измеряется работа? ( Слайд ).

 В системе СИ: сила измеряется в Н, перемещение в м 

Единица измерения работы в системе СИ: 1 Н×м = 1 Дж. Она названа в честь английского физика Джоуля. Джеймс Прескотт. Джоуль- английский физик (19 век) изучал природу тепла, и обнаружил её связь с механической работой. -

1 Дж– это работа совершаемая силой в 1 Н. на пути в 1 м

Пример. Приводит пример работы в 1Дж

Сердце человека за одно сокращение совершает приблизительно 1 Дж работы,
что соответствует работе, совершенной при поднятии груза массой 10 кг на высоту 1 см.



Производные единицы:

1 кДж= 1000Дж; 1 МДж = 1000 000Дж; 1Дж =0,001 кДж, 1Дж=0,000001 МДж. (Слайд 14)

Из формулы для расчета работы можно найти силу а также путь , по известному значению работы А,

F=A/S; S=A/F.(Слайд16,17)

Учитель: При каких условиях совершается работа, а когда нет? (Слайд18)

Учитель: Формула А = F S применяется в том случае если сила постоянна и совпадает с направлением движения тела.

А 0,если направление движения тела совпадает с направлением действия силы на него.

Учитель: Как вы думаете, может быть так, что сила направлена против движения? А сила трения, сопротивления может совершить работу?

Ученик: Да может. Это сила трения, сила упругости, сила тяжести, если тела движется вверх.

Учитель: Как определить работу в этом случае? Не мешает ли нам сила трения, например, передвигать шкаф? (Слайд20)

Ученик: Сила трения направлена против движения и в этом случае говорят, сила трения совершает отрицательную работу. (Слайд 23)

Учитель: А сила тяжести при поднятии груза помогает? А при опускании? (Слайд21,22)

Ученик: При поднятии сила тяжести совершает отрицательную работу, так как сила и перемещение тела противоположно направлены; а при опускании – положительную. Слайд 22)

А , если направление движения тела противоположно направлению действия силы.

А = 0, если на тело не действуют силы или перемещение тела равно нулю, а также, если направление движения перпендикулярно направлению действия силы.

Пример: толкаем шкаф ,путь =0, А=0

Ребята, какую важную дату отмечал весь Мир ,12 апреля?(День Космонавтики)

Ровно 60 лет назад наш Юрий Гагарин стал первым человеком который отправился на орбиту. 12 апреля 1961 года корабль Восток стартовал с Космодрома Байканур и за 108 минут аппарат сделал один виток вокруг Земли. Имя 1 космонавта узнал весь мир.

Так, при вращении спутника по орбите сила тяжести не выполняет над ним работу: сила и перемещение перпендикулярны:




\

Вывод. Если сила   перпендикулярна перемещению  , то эта сила не выполняет работы:  .





5.Физическая пауза.

Прежде, чем приступить к закреплению (решению задач), проведём "Гимнастику для глаз" (Слайд ).

  • Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

  • Делайте круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх - налево - вниз. Повторите 10 раз.

  • Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

  • Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.


6.Практический (проверка усвоения нового учебного материала). Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала;

выявить пробелы и произвести своевременную коррекцию знаний

1. Решение задач на доске с комментированием.

Ребята, давайте попробуем применить полученные знания на практике.

«Хитрая задача».1. Вовочке с другом Сашей поручили выкачать бочку воды ведром до самого дна. Вовочка решил схитрить и предложил Саше выкачивать воду первым. Когда бочка опустела наполовину, стал работать Вовочка. Выкачав несколько ведер воды, он сказал: «Какой же я глупый, надо было качать первому!». Почему так решил Вовочка?

Задача 1.Мешок с картошкой перетащили на 2 м, при этом совершили работу в 1кДж Какую силу для этого пришлось приложить?

2.Выразите в джоулях работу:

0,25 кДж=

2,2 кДж=

0,15 МДж=

1,2 МДж=

3.Решите задачу упр.28 (3)


7.Контрольно-оценочный (контроль и самоконтроль знаний). Оценить первичное усвоение новых знаний.

-А теперь давайте проверим, как вы усвоили понятие механической работы.

Работа с Сайтом ЯКласс

Физика 7 класс Раздел III? Пункт 1, Работа Единицы .З адания. на «5» нужно набрать 7 балов, на «4» -6 баллов. Задачи разно уровневые.

Тест:

Рефлексия. Оценить работу каждого обучающегося с обязательным указанием положительных моментов; выставить отметки за работу на уроке.

Самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности.


-Достигли ли мы цели, какую поставили в начале урока?

Подводит учащихся к самостоятельной формулировке итога урока по методике «Закончи предложение…»

Чт что нового вы узнали на уроке? (обозначение работы, формулу для её вычисления, единицы измерения).


Раздать опорные карточки с кратким содержанием нового материала.


Спасибо за работу на уроке. Запишите домашнее задание.

Информация о домашнем задании.

Комментарии домашнего задания. (Слайд 7)

§ 53, Задание в Электронной тетради ссылка в Эл журнале и в группе.


\



















КЛАСТЕР

ТЕМА УРОКА _____________________________________________________________________




Определение______________________________



ФОРМУЛА

















ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ РАБОТЫ

СИ:



ДОЛЬНЫЕ КРАТНЫЕ

1кДж=






УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ РАБОТЫ:


ВЫВОД: