9а - 9б - 9в - 9г –
Тема. Работа.
Цель урока: познакомиться с работой как новой физической величиной; вывести формулу для ее расчета; Изучить теорему о кинетической энергии; Развить умения решать задачи на работу
Задачи:
- обучающие
- сформировать понятие механической работы;
- формирование умений наблюдать и объяснять физические явления;
- формировать умение обосновывать свои выводы.
- развивающие
- развивать умение анализировать учебный материал;
- развивать интерес учащихся к физике.
- воспитательные
- содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Ход урока
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Второй закон Ньютона, записанный на языке проекций, будет иметь стандартный вид:
Если движение носит равноускоренный характер, то есть сила не зависит от времени и координат, то работу с учетом приведенных формул можно представить в виде:
,
где S – модуль перемещения. Для того чтобы связать изменение скорости с работой силы, вспомним кинематику, а точнее формулу, связывающую модуль перемещения с ускорением и скоростями тела в начальный и конечный моменты времени (формула с исключенным временем):
Подставив это выражение в формулу для работы, получим:
Эта формула связывает квадрат скорости с работой силы. Обратим внимание на величины, которые стоят в правой части этого равенства. И уменьшаемое, и вычитаемое представляют собой половину произведения массы тела на квадрат его скорости, причем в уменьшаемое входит квадрат конечной скорости , в вычитаемое – квадрат начальной скорости тела.
Величина, равная половине произведения массы тела на квадрат его скорости, называется кинетической энергией тела:
Теорема об изменении кинетической энергии
Последнее равенство говорит о том, что работа силы, действующей на тело, равна разности между кинетической энергией в конечный момент времени и кинетической энергии в начальный момент времени. Сформулируем последнее утверждение более строго: работа силы или равнодействующей всех сил равна изменению кинетической энергии тела:
Данное выражение называется теоремой об изменении кинетической энергии. Проанализируем эту теорему. Когда сила, действующая на тело, направлена в сторону движения тела и, следовательно, совершает положительную работу, то конечная кинетическая энергия больше, чем начальная кинетическая энергия:
3. Закрепление изученного материала
1.Ответьте на вопросы в каких случаях выполняется механическая работа:
1.Луна, двигаясь вокруг Земли.
2.Гиря, висящая на шнуре.
3.Пассажир, едущий в автобусе.
4.Муха, летающая по комнате.
5.Магнитофон, перематывая кассету.
6.Девочка, играя на скрипке.
7.Ветер, гонящий по небу облака.
8.Вода, давящая на стенку сосуда.
9.Компьютер, решая задачу.
10.Земля, двигаясь по орбите вокруг Солнца.
2. Выразите в Джоулях работу:
0,25 кДж= 250 Дж
2,2 кДж= 2200 Дж
0,15 МДж=150000 Дж
1,2 МДж=1200000 Дж
3.Решение задач
№15.1, 15.2, 15.3
5.Домашнее задание: п. 15, № 15.4