СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Формирование единых государств в Европе и России"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока позволяет рационально и дифференцированно организовать работу на уроке с использованием заранее выданного обучающимся материалов к уроку, задействовать возможности интерактивной доски, а также организовать самостоятельную работу с материалом для обучающихся, не успевших проработать материал в классе или пропустивших урок.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Формирование единых государств в Европе и России"»

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНЫХ ГОСУДАРСТВ В ЕВРОПЕ И РОССИИ.

  1. Понятия:

  • Крепостное право с.27 + словарь 2 том,

  • Самодержавие с.27 + словарь 2 том,

  • Коалиция с. 24,

  • Регулярная армия – с. 25

  1. Повторение:

  • Централизованное государство,

  • Людовик XI,

  • Карл Смелый,

  • Филипп IV Красивый,

  • Генеральные штаты,

  • Парламент,

  • Абсолютизм,

  • Сословная монархия (сословно-представительная),

  • Холопы,

  • Натуральное хозяйство,

  • Сословия.

  1. Колониальная империя - промышленно развитая страна (метрополия), под властью которой находился ряд зависимых стран (колоний) в XVI—XX веках.

  2. Регулярная армия – постоянно действующие военизированные силы государства, предназначенные для ведения боевых действий и выполнения других задач в случае войны или защиты его независимости от внешних угроз.

  3. Предпосылки формирования единых государств в Западной Европе (с. 21):

  • ………………………………………………………………………………………..……..,

  • ………………………………………………………………………………………………,

  • ………………………………………………………………………………………………..

Таким образом, натуральное хозяйство в связи с развитием городов и торговли переставало быть основой экономики западноевропейских стран. Для них это были ………………………………… предпосылки.

  1. Предпосылки формирования единых государств в России (с. 22):

  • ………………………………………………………………………………………………,

  • ………………………………………………………………………………………………..

В отличие от Западной Европы, в России образование единого государства происходило при полном господстве натурального хозяйства и отсутствии тесных хозяйственных контактов между регионами страны.

  1. «Новое государство» в Западной Европе – читать стр. 22

  2. Иван III – повторение, + с. 25. ИЛЛЮСТРАЦИЯ с. 22

  3. При Иване III:

  • Усиливается княжеская власть, которая к концу его правления стала безграничной,

  • С принятием в 1497г. Первого общерусского свода законов – Судебника – оформилось законодательство единой страны.

Что было изображено на гербе, который Иван III выбрал для своего государства? Символом чего это стало?(устно с. 23). Иллюстрация с. 23

  1. В России в начале XVI в. идёт усиление власти великого князя, а для Западной Европы характерен процесс складывания абсолютной монархии (абсолютизма).

Основная идея абсолютизма – с. 23:

  • ……………………………………………………………………………………………………….,

  • …………………………………………………………………………………………………….....,

  • ……………………………………………………………………………………………………….,

  • ……………………………………………………………………………………………………….

Вспомните причину созыва первых Генеральных штатов во Франции? Кем и когда они созваны? О какой форме правления это говорит? (устно)

  1. Общие черты европейского абсолютизма и российского самодержавия: с. 24

  • …………………………………………………………………………………………………….,

  • …………………………………………………………………………………………………….,

  • ……………………………………………………………………………………………………..

  1. Различия европейского абсолютизма и российского самодержавия: с. 24

  • …………………………………………………………………………………………………….,

  • ……………………………………………………………………………………………………..,

  • ………………………………………………………………………………………………………

  1. Роль сословий читайте с. 24

В Западной Европе

В России

Высокая плотность населения и отсутствие свободной территории


Противоречия между сословиями обострялись



Сословия давили на власть для получения и закрепления привилегий и прав сословий


Утверждалась система вассалитета (повторите права и обязанности сеньоров и вассалов)

При Иване III территория увеличилась в 5 раз



Противоречия между различными слоями ощущались не так остро


Не было стимула объединиться для борьбы против центральной власти за привилегии


Усиливалась роль государства

Утверждалась система государственного подданства, которая предполагала отсутствие любых закреплённых в законе прав и привилегий сословий



  1. ИТОГИ – выпишите в тетрадь! С.25

  2. Стр.27 «Думаем, сравниваем, размышляем» - вопрос №4, на вторую часть вопроса ответ см. на стр.23