10 класс, алгебра ___________
Урок № 25
Тема: Функция у = хn
Урок усвоения новых знаний
Цель: сформировать понятие степенной функции;
Задачи:
1) Образовательная – рассмотреть свойства степенной функции; формировать умение распознавать графики степенной функции; строить эскизы графиков степенных функций;
2) Развивающая - развивать логическое мышление учащихся через формирование умения строить графики функций.
3) Воспитательная – воспитывать графическую культуру учащихся.
Оборудование: учебник
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация опорных знаний
Математический диктант
1. Найдите нули функции
.
2. Возрастающей или убывающей является функция
?
3. Найдите промежутки знакопостоянства функции
.
4. Функция
возрастает. Сравните
и
.
5. Найдите наибольшее или наименьшее значение функции
.
6. Укажите область определения функции
.
7. Укажите область изменения функции
.
4. Изучение нового материала.
Определение степенной функции.
Функция вида у = хn, где
. Область определения функции – множество
.
Функция у = хn для
имеет следующие свойства:
1. Если
,то
.
2. Если
,то
.
3. Если
,то
.
4. Функция
является возрастающей для
.
5. Если
, то
.
6. Функция
непрерывна.
Рассмотрим свойства функции
для
.
Для функций с четным показателем:
,
,
,
,……,
.
Т.е., при четном
функция
четная и ее график симметричен относительно оси Оу.
Для функций вида
с нечетным показателем выполняются такие равенства:
,
,
, ……,
.
Т.е., при нечетном
функция
нечетная и ее график симметричен относительно начала координат.
При
- четном, функция является убывающей на промежутке
и возрастающей на промежутке
.
При
- нечетном, функция является возрастающей на промежутке
.
5. Решение упражнений
Учебник стр.99-100.
Устно: № №3.11- №3.15.
Письменно: № 3.16(аб), 3.17(аб), 3.18(аб), 3.19(а)
3.17. а) Выясните, какой из графиков двух функций:
или
— расположен выше другого на интервале (0; 1).
Решение. Для любых
из справедливости неравенства
следует справедливость неравенства
, поэтому для любых
график функции
расположен выше графика функции
.
3.19. а) Выясните, какой из графиков трех функций:
,
,
— расположен выше, а какой ниже других на интервале (−1; 0).
Решение. Умножим двойное неравенство
сначала на положительное число
, а потом на положительное число
, получим два верных двойных неравенства
и
, из справедливости которых следует, что если
, то
. Аналогично показывается, что
. Это означает, что на промежутке (−1; 0) выше других расположен график функции
, a ниже других — график функции
.
6. Итог урока
• Как расположен на координатной плоскости график функции
, если
- четное число?
- нечетное число?
• Чем отличаются графики функций
и
?
7. Домашнее задание:
п.3.2(выучить определение и свойства степенной функции); №№ 3.16(в), 3.17(вг), 3.18(вг).