10 класс, алгебра ___________
Урок № 25
Тема: Функция у = хn
Урок усвоения новых знаний
Цель: сформировать понятие степенной функции;
Задачи:
1) Образовательная – рассмотреть свойства степенной функции; формировать умение распознавать графики степенной функции; строить эскизы графиков степенных функций;
2) Развивающая - развивать логическое мышление учащихся через формирование умения строить графики функций.
3) Воспитательная – воспитывать графическую культуру учащихся.
Оборудование: учебник
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация опорных знаний
Математический диктант
1. Найдите нули функции .
2. Возрастающей или убывающей является функция ?
3. Найдите промежутки знакопостоянства функции .
4. Функция возрастает. Сравните и .
5. Найдите наибольшее или наименьшее значение функции .
6. Укажите область определения функции .
7. Укажите область изменения функции .
4. Изучение нового материала.
Определение степенной функции.
Функция вида у = хn, где . Область определения функции – множество .
Функция у = хn для имеет следующие свойства:
1. Если ,то .
2. Если ,то .
3. Если ,то .
4. Функция является возрастающей для .
5. Если , то .
6. Функция непрерывна.
Рассмотрим свойства функции для .
Для функций с четным показателем:
, , , ,……, .
Т.е., при четном функция четная и ее график симметричен относительно оси Оу.
Для функций вида с нечетным показателем выполняются такие равенства:
, , , ……, .
Т.е., при нечетном функция нечетная и ее график симметричен относительно начала координат.
При - четном, функция является убывающей на промежутке и возрастающей на промежутке .
При - нечетном, функция является возрастающей на промежутке .
5. Решение упражнений
Учебник стр.99-100.
Устно: № №3.11- №3.15.
Письменно: № 3.16(аб), 3.17(аб), 3.18(аб), 3.19(а)
3.17. а) Выясните, какой из графиков двух функций: или — расположен выше другого на интервале (0; 1).
Решение. Для любых из справедливости неравенства следует справедливость неравенства , поэтому для любых график функции расположен выше графика функции .
3.19. а) Выясните, какой из графиков трех функций: , , — расположен выше, а какой ниже других на интервале (−1; 0).
Решение. Умножим двойное неравенство сначала на положительное число , а потом на положительное число , получим два верных двойных неравенства и , из справедливости которых следует, что если , то . Аналогично показывается, что . Это означает, что на промежутке (−1; 0) выше других расположен график функции , a ниже других — график функции .
6. Итог урока
• Как расположен на координатной плоскости график функции , если - четное число? - нечетное число?
• Чем отличаются графики функций и ?
7. Домашнее задание:
п.3.2(выучить определение и свойства степенной функции); №№ 3.16(в), 3.17(вг), 3.18(вг).