Тип урока: изучение нового материала
Цели по содержанию:
Образовательный аспект:
усвоить знания об основных чертах ЭГП, населении, традициях, отраслевой структуре, модели экономического развития;
объяснить суть проблем использования территории, природных и сырьевых ресурсов;
оценить природно-ресурсный потенциал для развития промышленности и сельского хозяйства Японии и стран Корейского полуострова.
Развивающий аспект:
Воспитательный аспект:
формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа;
воспитывать интерес и уважение к культуре других народов.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Технология: компьютерная.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, групповой.
Методы познания: компьютерное моделирование, мультимедийные демонстрации, картографический, статистический анализ, синтез, прогноз, проблемный.
Оборудование: физическая карта Японии, атласы, флаг, японская музыка, карточки, программа Мicrosoft Offise 2007, программа Power Point, материалы из Интернета по Японии, презентация по теме «Япония».
Ход урока.
Орг. Момент.
- Миннасан конничи ва (всем здравствуйте)!
Меня зовут ФИО, работаю я в школе, где учу географии таких же ребят, как и вы.
2. Актуализация знаний.
Эпиграф:
На островах в солёных водах
Лежала древняя страна
От государств, других народов
Так отличалася она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрагалась,
Что люди гибли в тот же час.
Там развивалася культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые –
Не умирало никогда.
Страной Восходящего Солнца
Назвали соседи её.
Встаёт из-за моря здесь солнце,
За горы садиться оно.
- Ребята, о какой стране идёт речь в этом стихотворении?
- Верно, это такая далёкая от нас и в тоже время близкая Япония. Сегодня мы с вами продолжим изучать страны Восточной Азии.
Изучение нового материала.
- Ребята у вас на столах лежат индивидуальные карты – бланки. Возьмите ручки и запишите число и свою фамилию и имя. А тема «Япония и страны Корейского полуострова» у вас уже обозначена. Эти карты помогут нам познакомиться с новым материалом, закрепить и проверить ваши знания полученные за урок.
- Сегодня мы познакомимся с Японией и её ближайшими соседями – странами Корейского полуострова: Корейской Народной Демократической Республикой и Республикой Кореей. Изучим их географическое положение, особенности природы, население, хозяйство, узнаем о некоторых традициях и обычаях японцев.
- Работы на уроке у нас очень много, поэтому будем знакомиться с новой темой все вместе. Откройте учебник на стр. 148, §35 и прочитайте дополнительный материал, который лежит перед вами, в течение 1-2 минут. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
- Ребята, вы готовы? Скажите, пожалуйста, где располагается Япония.
(Япония – страна – архипелаг, расположенная на 4 крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на четырех тысячах мелких островах в Тихом океане. Столица - город Токио.)
- Назовите ближайших соседей Японии.
- Что можно сказать о рельефе Японии?
(Япония – страна гор. Среди них есть низкие и высокие. Японские острова лежат в пределах Тихоокеанского сейсмического пояса. На территории страны около150 вулканов. Вулканом является и священная гора японцев Фудзияма. Землетрясения происходят с регулярностью 4 подземных толчка в день.)
- А цунами и тайфуны характерны для побережий Японии?
(Цунами приносит разрушения островам Хокайдо и Хонсю. А в июле и августе часто проходят тропические ураганы – тайфуны, вызывающие наводнения.)
- Чем отличается климат?
(Располагается в области муссонного климата умеренного и субтропических поясов, средние температуры января на севере - 10˚С, а на юге +10˚С. Летом идут дожди.)
- Но Япония это прежде всего государство, уважаемые «политики» назовите
государственный строй Японии?
(Очень древнее государство. Конституционная монархия. Глава государства – император .Флаг- белое полотно и красный круг в центре. Герб - в виде жёлтой хризонтемы.)
- Что вы скажите о населении?
(Население представлено японцами 99%. Численность – 127 млн человек. Живут в городах на Тихоокеанском побережье.)
В Японии очень мало полезных ископаемых и продородных земель. Но не смотря на это Япония достигла высокого развития благодаря качественным товарам производимым на её территории: вычислительная техника, автомобили, бытовая техника и многое другое.
- Скажите, что является основой культуры любой страны и ее народа?
- Верно ребята – это традиции.
Икебана - искусство составления цветов. Это целая наука, ее преподают в специальных школах. Обучают этому искусству с 6 лет.
Бонсай - миниатюрные сады. Эти маленькие садики не превышают размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клены, лиственницы до 30 см. Выращивают их более 900 лет, передаются они по наследству.
Кимоно - национальный костюм. Его носят и сегодня от мала до велика в праздничные дни. Все радостные и скорбные события заставляют надеть кимоно – парадное или траурное. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для украшения волос, а также веер и зонтик.
Чаепитие - японский обряд, который называется «тя но ю», что означает «чайная церемония».В комнате должен быть полумрак, вся мебель и предметы – старинные, лишь льняной платок и бамбуковый коврик – новые. Все участники церемонии садятся на пол, один из них насыпает в чашку порошок – растертый в пудру зеленый чай, заливает водой и метелочкой взбивает в пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.
Сакура - японская вишня. Плоды ее несъедобны. Сакура цветет один раз в год, один день набухают почки, за один день цветки облетают.
Кэндо – искусство владения мечом. Родилось в 10-12 веках и стало обязательным для самурая. В наши дни основной целью в кэндо является победа над собой, над своими слабостями и пороками.
Подведение итогов .
- Обменяйтесь конспектами по кругу и проверьте работу на уроке, поставьте оценки.
Домашнее задание.
Прочитать учебник § 35
Нанести на контурную карту названия крупнейших островов Японии, столицу, моря, ее омывающие.
Подготовить сообщения о странах Корейского полуострова, используя дополнительный материал.
Заключительная часть урока.
-Но в истории Японии были не только радужные страницы.
- Во время Второй мировой войны США сбросила на два японских города – Хиросиму и Нагосаки – атомные бомбы. Последствия этой трагедии ощущает народ и сейчас.
- После атомной бомбардировки Хиросимы больная лейкемией девочка Садако Сасаки молилась о мире на земле. В больнице Садако складывала журавликов. По легенде, для исполнения желания надо было свернуть тысячу фигурок. Врач сказал девочке, что сделав тысячную, она поправится. Садако успела сделать 644 журавлика...
Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают к подножию ее памятника все новые и новые фигурки.
Вернувшись из Японии, пройдя немало верст,
Бумажного журавлика товарищ мне привез.
С ним связана история, история одна -
Про девочку, которая была облучена.
Припев:
Тебе я бумажные крылья расправлю,
Лети, не тревожь этот мир, этот мир,
Журавлик, журавлик, японский журавлик,
Ты вечно живой сувенир.
“Когда увижу солнышко?” - спросила у врача
(А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча).
И врач ответил девочке: “Когда пройдет зима,
И тысячу журавликов ты сделаешь сама”.
Припев.
Но девочка не выжила и скоро умерла,
И тысячу журавликов не сделала она.
Последний журавленочек упал из мертвых рук -
И девочка не выжила, как тысячи вокруг
Припев:
Тебе я бумажные крылья расправлю,
Лети, не тревожь этот мир, этот мир,
Журавлик, журавлик, японский журавлик,
Ты вечно живой сувенир.
- На моих журавликах написаны имена и телефоны ребят из нашей школы. Они будут рады с вами познакомиться.
- Вот такая она, Япония. Самобытная и неповторимая, где древние традиции переплетаются с современностью.
Япония.
Таинственная, совершенная.
Созерцает, верит, любуется.
Вслушивается в несказанное...
Страна восходящего солнца.
– Наш урок окончен. Оцукарэсама дещта! (Спасибо за урок) Саенара! (До свидания