Государственное учреждение образования
«Средняя школа №23 г. Могилёва»
Предметная неделя географии и обществоведения
Конспект урока географии в 9 "С" классе
«Япония – страна восходящего Солнца»
Подготовила: учитель географии
С.М. Сёмочкина
Могилёв, 2018
Тема урока: «Япония – страна восходящего Солнца»
Цель урока:
Предполагается, что по окончании урока учащиеся будут:
характеризовать природные условия территории, особенности населения и хозяйства Японии;
называть природные ресурсы, крупнейшие агломерации, отрасли специализации хозяйства, внешнеэкономических партнёров Японии;
объяснять особенности демографической политики, размещения населения, концентрации промышленного и сельско-хозяйственного производства.
Составят «Путеводитель по Японии».
Задачи урока:
Обучающие – усвоение знаний об основных чертах ЭГП, природных условиях региона, количественном и качественном составе и размещении населения; выявление особенностей экономического развития страны.
Развивающие - развитие у учащихся умения самостоятельно добывать знания, используя различные источники географической информации, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять данные тематических карт, делать выводы.
Воспитательные – воспитание уважительного отношения к культуре японского народы.
формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народы.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: физическая и экономическая карта Японии на доске, атласы, путеводители по Японии, инструктивные карточки для 3 групп, дополнительный материал, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Япония», в кабинете фотовыставка "У нас в гостях Япония".
Методы обучения: картографический, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Методы осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
Средства обучения: компьютер, географические карты, учебное пособие, дидактический материал.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
Организационный момент.
Взаимное приветствие учащихся, фиксация отсутствующих.
Определение темы урока. Слайд: №1.
Актуализация знаний и целеполагание. Слайд: №2.
- Сегодня мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно – «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
- О какой стране идет речь? Вы догадались?
- Да, это Япония.
- Сегодня мы попытаемся понять и узнать эту своеобразную страну и составим путеводитель по ней.
-Какие образы приходят вам на ум при упоминании слова «Япония»?
-Что бы вы хотели ещё узнать об этой стране?
Запишите это в таблицу, имеющуюся в «Путеводителе по Японии».
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
| | |
4. Изучение нового материала.
Актуализация знаний – знакомство с визитной карточкой Японии. Заполнение соответствующего раздела путеводителя по Японии. Слайд: №3.
- рассказ с элементами беседы
Древнее название страны – Ямато, что означает «путь гор». Японцы называют свою страну «Страной восходящего Солнца». Красный солнечный круг на белом фоне на японском флаге и круглая хризантема (национальный цветок японцев) на государственном гербе страны также символизируют восходящее Солнца. Слайд: №4.
Фронтальная устная работа с картой - эвристическая беседа по вопросам географического положения страны.
Вывод: Япония – страна-архипелаг, расположена на 4 крупных островах – Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и на почти 4 тысяч мелких островов и омывается водами Тихого океана и 3 морей.
Письменная работа на контурной карте в путеводителе – нанесение на контурную карту элементов, характеризующих географическое положение Японии.
Фронтальная устная работа с картами - постановка проблемных вопросов о природных условиях Японии их решение. Слайд: №5 - 10.
Вопросы к учащимся:
-Как вы думаете, какая форма рельефа преобладает в стране?
-Какие причины определили эту особенность?
-Какие ещё процессы может вызывать данный вид тектонического движения?
-Какова обеспеченность Японии минеральными ресурсами?
-В пределах, каких климатических поясов, находится Япония?
-Каковы основные характеристики климата страны?
-Какой преобладает тип климата? Какова его особенность?
-Какова обеспеченность Японии внутренними водами?
-Каковы отличительные черты рек Японии?
-Какой преобладающий тип природной растительности характерен для страны?
-Дайте оценку обеспеченности Японии природными ресурсами.
-Каким неблагоприятным проявлениям природных процессов приходится противостоять населению страны?
Вывод: Япония – островная страна, расположенная в сейсмо- и тайфуноопасной зоне, слабо обеспечена минеральными ресурсами.
Письменная работа по закреплению полученных знаний о природных условиях Японии - заполнение многомерной системы в "Японском навигаторе"
Групповая работа по инструктивным карточкам с использованием учебного пособия, атласов и дополнительных материалов. (приложение)
Группа №1: Особенности населения Японии.
Группа №2: Хозяйство Японии. Промышленность.
Группа №3: Сельское хозяйство Японии и рыболовство.
Слайд: №11 (музыкальный).
Защита групповой работы №1- устная индивидуальная работа. Слайд: №12-14.
Вывод: Япония – моноэтническая страна с высокой плотностью населения и высокой долей горожан, абсолютное большинство которых проживает в пределах мегаполиса Токайдо. Япония – страна высокой культуры.
Письменная работа по закреплению полученных знаний о населении Японии - заполнение многомерной системы в "Японском навигаторе".
Физкультминутка – приветствия народов мира. Слайд: №15.
Защита групповой работы №2- устная индивидуальная работа. Слайд: №16-17.
Вывод: Сегодня Япония занимает ведущие позиции в мировой экономике. Важной особенностью экономического развития является быстрый рост сферы услуг. Обрабатывающая промышленность работает на привозном сырье. В Японии отраслями международной специализации являются автомобиле-, судостроение, робототехника, электроника.
Письменная работа по закреплению полученных знаний о промышленности Японии - заполнение многомерной системы в "Японском навигаторе".
Защита групповой работы №3- устная индивидуальная работа. Слайд: №18.
Вывод: Сельское хозяйство Японии носит ярко выраженный растениеводческий характер. В растениеводстве по сборам доминирует рис, затем идут пшеница, соя, овощи. Из отраслей животноводства быстро развивается свиноводство и бройлерное птицеводство. Традиционно велико значение рыболовства, развивается аквакультура.
Письменная работа по закреплению полученных знаний о сельском хозяйстве и рыболовстве Японии - заполнение многомерной системы в "Японском навигаторе".
Фронтальная устная работа с картой - постановка проблемных вопросов о роли различных видов транспорта в груза- и пассажира-перевозках, внешнеторговых партнёрах страны и их решение. Слайд: №19-21.
Вопросы к учащимся:
-Как вы думаете, какой вид транспорта лидирует во внутренних пассажира-перевозках? В международных пассажира-перевозках?
-Какой вид транспорта лидирует в грузоперевозках? Почему именно этот?
-Какие виды транспорта не развиваются в Японии?
Вывод: Япония – страна технически передового транспорта. В транспортном обслуживании все большую роль играют высокоскоростной автомобильный и железнодорожный транспорт. В целом развиваются все виды транспорта за исключением трубопроводного и речного.
Вывод: За короткий срок Япония добилась колоссальных успехов на пути развития национальной экономики, науки, техники, заняв ведущие позиции в мире.
Письменная работа по закреплению полученных знаний о транспорте и внешнеэкономических связях Японии - заполнение многомерной системы в "Японском навигаторе".
5.Рефлексия – возвращение к заполнению таблицы «ЗХУ» в столбце «Узнали». Определение - на все ли поставленные себе в начале урока вопросы был получен ответ.
6. Релаксация - просмотр видеофрагмента об обычаях и традициях японского народа.
7.Подведение итога урока в форме заполнение синквейна "Япония для меня". Учащиеся делятся своими впечатлениями о проделанном путешествии.
8.Домашнее задание. Изучить § 17. Если после изучения темы, остались вопросы без ответов, то дома продолжить поиск ответов на эти вопросы самостоятельно.
Приложение
Поклоны и улыбки
У японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45º, коллеги кланяются друг другу под углом 15º, встречают клиентов и покупателей под углом 30º - значит каждому свой угол. Еще мать, по япо
Чаепитие
Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя но ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более пяти человек. В комнате даже днем должен быть полумрак, а вся мебель и предметы – старинные, лишь белоснежный платок и бамбуковый коврик подчеркнуто новые. Все участники церемонии садятся на пол, один из них насыпает в чашку порошок – растертый в пудру зеленый чай, заливает водой и метелочкой взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое снимание уделяется качеству воды.
Икебана
Приблизительный перевод – искусство цветов. Это целая наука, ее преподают в Японии в специальных школах. Обучают детей этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Проникновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара – тонкого зрительного восприятия ее едва уловимых свойств.
Бонсай
Есть в Японии настоящее чудеса. Одна из них – миниатюрные сады. Эти маленькие садики по своим размерам не превышают размеры комнаты. Растут в них карликовые деревья, дубы, клены, лиственницы до 30 см. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей. Передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них все свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжелого трудового дня. Существование такого крохотного садика может быть объяснено стремлением людей познать красоту большого мира, иметь ее рядом с собой.
Кимоно
У японцев свой национальный костюм – кимоно. Его носят и сегодня от мала до велика, в праздничные дни. Оно передается по наследству , одно для всех: нет различия – мужское лил женское. Все радостные события: рождение ребенка, свадьбы, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно – парадное или траурное. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для волос, а также веер и зонтик.
Сакура
Особый интерес у японцев вызывает японская вишня – сакура. Плоды ее несъедобны. Она цветет один раз в год, один раз набухают почки, за одни день цветки облетают. Весна не приносит с собой на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды превращают равнину в безбрежные моря. Долгожданная пора пробуждения
природы начинается здесь внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Ее розовое соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от мельчайшего дуновения.
СОЦИОЛОГИЯ
Женщины в Японии работают только до замужества. Выйдя замуж, женщина занимается в основном семьей. Законы дают ей равные права с мужчинами, но в жизни в семье все еще сохраняются старые патриархальные порядки. До сих пор больше половины молодежи вступает в брак по предварительному сговору родителей и при содействии свата, а не по взаимному согласию самих молодых людей.
ОБРАЗ ЖИЗНИ ЯПОНЦЕВ
Древние традиции и в наше время являются частью современного японского образа жизни. Бывшие рыцарские военные приемы стали национальными видами спорта. Весной семьей за город, чтобы полюбоваться цветением дикой вишни – сакуры. Этот день стал национальным праздником в стране. Крошечные садики с прудами и камнями часто устраивают в современных гостиницах, офисах компаний, учебных заведениях. Красота природы всегда была основной темой японской живописи.
О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Демографическая политика, проводимая правительством из-за перенаселенности государства, не позволяет иметь более одного ребенка каждой семье. Ребенок в семье – царь и бог. Но длится такое воспитание до 10 лет. В каждом ребенке воспитывается сдержанность, аккуратность и обязательность. С детьми обращаются мягко, их никогда не наказывают, им дают большую свободу, но правила этикета прививают с первых лет жизни. Ни одна шалость или небрежность не остается без внимания или молчаливого порицания. Дети вырастают сдержанными и дисциплинированными. В школу в шесть лет ребенок уже приходит таким собранным и организованным, что учителю не трудно работать с классом, где учится 40-50 детей.
ЯПОНСКАЯ КУХНЯ
Традиционной основой питания японцев всегда был рис. И в наши дни главное блюдо во всех домах – рассыпчатый, вареный без масла или каких либо приправ рис. Все остальные блюда считаются дополнительными. При приготовлении стараются как можно меньше менять природные качества продуктов и охотнее всего едят их в сыром виде, в том числе и морские продукты кальмаров, осьминогов, моллюсков, креветок. Овощи мелко режут, трут, солят, маринуют, реже – варят и жарят. Блюда из мяса и птицы возникли как походная, охотничья еда и не употреблялись в ежедневном домашнем питании. В японской кухне мало не только мяса, но и жиров, немного едят и молочных продуктов.
ТРАДИЦИИ ЯПОНИИ
Многие японские традиции связаны со средневековыми правилами рыцарской чести – бусидо. Этот кодекс правил проповедует суровый аскетизм, презрение к страданиям и смерти, верность долгу в любых обстоятельствах, а в случае неудачи – готовность к мучительному самоубийству – харакири. Из рыцарских воинских упражнений появились каратэ, борьба дзюдо, фехтование кендо, стрельба из лука. Японские монахи создали философию дзэн, тоже строгую и аскетичную, требующую отказа от мирской суеты. Они превратили в искусство и любование “садом камней”, сделанным из волнистого белого песка и валунов – символизирующих житейское море.
ПИСЬМЕННОСТЬ ЯПОНИИ
Японские иероглифы сродни китайским или вьетнамским. Всего их 2000. Каждый может обозначать как 1 букву, так и слово, или целое изречение. Пишут их кистью на рисовой бумаге или тканях черной или красной тушью. Научиться красиво писать – дело нелегкое. Каллиграфию – древнее искусство красивого письма – преподают в японских школах, при храмах, кружках художественной самодеятельности.
ОБ ОДЕЖДЕ И ОБУВИ ЯПОНЦЕВ
Больше всего изменилась одежда японцев. В городе все чаще носят обычную европейскую одежду. Но существует и традиционная одежда – кимоно. Она используется как нарядная выходная одежда для женщин. Существует и мужское кимоно, но его в современной жизни уже не носят. А вот женщины до сих пор носят национальную одежду дома или на отдыхе. Традиционные соломенные шляпы в виде конуса встречаются теперь только в деревне. А традиционную обувь – деревянные сандалии – скамеечки (гэта) на двух брусках, со шнурком между пальцами – до сих пор носят даже с европейской одеждой. Под них надевают носки, сшитые в форме варежки, где большой палец отдельно.
ОБ АРХИТЕКТУРЕ
Интересным является у японцев своеобразный тип жилища. С давних времен и до наших дней в японском доме постоянными бывают только две, а то и одна стена. Вместо боковых стен, а иногда и фасада дома – раздвижные щиты с окнами или без них. В старину дома тоже сдавали внаем без боковых стен. Жильцы привозили их с собой вместе с немногочисленной мебелью. В жару стены отодвигают, и дом превращается в открытую беседку, продуваемую ветром. Вдоль постоянных стен устраивают полки, которые в современных домах представляют собой большие стенные закрытые шкафы.
Гостиные комнаты в современных домах обставлены по европейски: кресла, письменный стол, тумбочки. Но в спальнях все по-прежнему. Пол в них устлан татами – ковриками из рисовой соломы. Днем на них сидит, а на ночь здесь стелят постель, которая на день убирается в шкафы.
Литература.
Ю.В.Гладкий , В.В.Николина География Современный мир 10-11классы. Москва «Просвещение» 2011 г.
О.И. Ануфриева Экономическая и социальная география мира 10 класс. Волгоград «Учитель» 2003 г.
Н.Н.Перепечева Нестандартные уроки географии. Волгоград «Учитель АСТ» 2004 г.
http://folk.uio.no – марлевая повязка в Японии
http://www.prokavkaz.com – синтоистский храм
http://www.torrentshunt.ru – буддийский храм
http://www.wallpampers.ru – Будда
http://kolizej.at.ua – чаепитие
http://lacetti.com.ua – чаепитие
http://www.murrclan.ru – чаепитие
http://hobbiesforall.ru – икебана
http://hobbiesforall.ru – икебана
http://www.catalogdesign – икебана
http://onua.com.ua – бонсай
http://qiq.ws – бонсай
http://zhenskiyray.ru – бонсай
http://anijoin.by – кимоно
http://fanparty.ru – кимоно
http://matcars.ru – автомобили
http://www.cultline.ru – судостроение
http://forexaw.com – высокоскоростной транспорт
http://bestjapaneseproducts.ru – сбор риса
http://rus.ruvr.ru – рыболовство
http://bigfon.com - природа
http://japananime.carguru.ru – флаг
http://natiq.at.ua – герб