СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока географии по теме "Япония"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит план-конспект урока географии по теме "Япония", инструктивные карточки для учащихся, дополнительную информацию, презентацию по теме урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №23 г. Могилёва»






Предметная неделя географии и обществоведения









Конспект урока географии в 9 "С" классе

«Япония – страна восходящего Солнца»










Подготовила: учитель географии

С.М. Сёмочкина


















Могилёв, 2018


Тема урока: «Япония – страна восходящего Солнца»

Цель урока:

Предполагается, что по окончании урока учащиеся будут:

характеризовать природные условия территории, особенности населения и хозяйства Японии;

называть природные ресурсы, крупнейшие агломерации, отрасли специализации хозяйства, внешнеэкономических партнёров Японии;

объяснять особенности демографической политики, размещения населения, концентрации промышленного и сельско-хозяйственного производства.

Составят «Путеводитель по Японии».

Задачи урока:

Обучающие – усвоение знаний об основных чертах ЭГП, природных условиях региона, количественном и качественном составе и размещении населения; выявление особенностей экономического развития страны.

Развивающие - развитие у учащихся умения самостоятельно добывать знания, используя различные источники географической информации, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять данные тематических карт, делать выводы.

Воспитательные – воспитание уважительного отношения к культуре японского народы.

формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: физическая и экономическая карта Японии на доске, атласы, путеводители по Японии, инструктивные карточки для 3 групп, дополнительный материал, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Япония», в кабинете фотовыставка "У нас в гостях Япония".

Методы обучения: картографический, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методы осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Средства обучения: компьютер, географические карты, учебное пособие, дидактический материал.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Взаимное приветствие учащихся, фиксация отсутствующих.


  1. Определение темы урока. Слайд: №1.


  1. Актуализация знаний и целеполагание. Слайд: №2.

- Сегодня мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно – «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

- О какой стране идет речь? Вы догадались?

- Да, это Япония.

- Сегодня мы попытаемся понять и узнать эту своеобразную страну и составим путеводитель по ней.

-Какие образы приходят вам на ум при упоминании слова «Япония»?

-Что бы вы хотели ещё узнать об этой стране?

Запишите это в таблицу, имеющуюся в «Путеводителе по Японии».

Знаем

Хотим узнать

Узнали





4. Изучение нового материала.

  1. Актуализация знаний – знакомство с визитной карточкой Японии. Заполнение соответствующего раздела путеводителя по Японии. Слайд: №3.

- рассказ с элементами беседы

Древнее название страны – Ямато, что означает «путь гор». Японцы называют свою страну «Страной восходящего Солнца». Красный солнечный круг на белом фоне на японском флаге и круглая хризантема (национальный цветок японцев) на государственном гербе страны также символизируют восходящее Солнца. Слайд: №4.

  1. Фронтальная устная работа с картой - эвристическая беседа по вопросам географического положения страны.

Вывод: Япония – страна-архипелаг, расположена на 4 крупных островах – Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и на почти 4 тысяч мелких островов и омывается водами Тихого океана и 3 морей.

  1. Письменная работа на контурной карте в путеводителе – нанесение на контурную карту элементов, характеризующих географическое положение Японии.

  2. Фронтальная устная работа с картами - постановка проблемных вопросов о природных условиях Японии их решение. Слайд: №5 - 10.

Вопросы к учащимся:

-Как вы думаете, какая форма рельефа преобладает в стране?

-Какие причины определили эту особенность?

-Какие ещё процессы может вызывать данный вид тектонического движения?

-Какова обеспеченность Японии минеральными ресурсами?

-В пределах, каких климатических поясов, находится Япония?

-Каковы основные характеристики климата страны?

-Какой преобладает тип климата? Какова его особенность?

-Какова обеспеченность Японии внутренними водами?

-Каковы отличительные черты рек Японии?

-Какой преобладающий тип природной растительности характерен для страны?

-Дайте оценку обеспеченности Японии природными ресурсами.

-Каким неблагоприятным проявлениям природных процессов приходится противостоять населению страны?

Вывод: Япония – островная страна, расположенная в сейсмо- и тайфуноопасной зоне, слабо обеспечена минеральными ресурсами.

  1. Письменная работа по закреплению полученных знаний о природных условиях Японии - заполнение многомерной системы в "Японском навигаторе"

  2. Групповая работа по инструктивным карточкам с использованием учебного пособия, атласов и дополнительных материалов. (приложение)

Группа №1: Особенности населения Японии.

Группа №2: Хозяйство Японии. Промышленность.

Группа №3: Сельское хозяйство Японии и рыболовство.

Слайд: №11 (музыкальный).

  1. Защита групповой работы №1- устная индивидуальная работа. Слайд: №12-14.

Вывод: Япониямоноэтническая страна с высокой плотностью населения и высокой долей горожан, абсолютное большинство которых проживает в пределах мегаполиса Токайдо. Япония – страна высокой культуры.

  1. Письменная работа по закреплению полученных знаний о населении Японии - заполнение многомерной системы в "Японском навигаторе".

  2. Физкультминутка – приветствия народов мира. Слайд: №15.

  3. Защита групповой работы №2- устная индивидуальная работа. Слайд: №16-17.

Вывод: Сегодня Япония занимает ведущие позиции в мировой экономике. Важной особенностью экономического развития является быстрый рост сферы услуг. Обрабатывающая промышленность работает на привозном сырье. В Японии отраслями международной специализации являются автомобиле-, судостроение, робототехника, электроника.

  1. Письменная работа по закреплению полученных знаний о промышленности Японии - заполнение многомерной системы в "Японском навигаторе".

  2. Защита групповой работы №3- устная индивидуальная работа. Слайд: №18.

Вывод: Сельское хозяйство Японии носит ярко выраженный растениеводческий характер. В растениеводстве по сборам доминирует рис, затем идут пшеница, соя, овощи. Из отраслей животноводства быстро развивается свиноводство и бройлерное птицеводство. Традиционно велико значение рыболовства, развивается аквакультура.

  1. Письменная работа по закреплению полученных знаний о сельском хозяйстве и рыболовстве Японии - заполнение многомерной системы в "Японском навигаторе".

  2. Фронтальная устная работа с картой - постановка проблемных вопросов о роли различных видов транспорта в груза- и пассажира-перевозках, внешнеторговых партнёрах страны и их решение. Слайд: №19-21.

Вопросы к учащимся:

-Как вы думаете, какой вид транспорта лидирует во внутренних пассажира-перевозках? В международных пассажира-перевозках?

-Какой вид транспорта лидирует в грузоперевозках? Почему именно этот?

-Какие виды транспорта не развиваются в Японии?

Вывод: Япония – страна технически передового транспорта. В транспортном обслуживании все большую роль играют высокоскоростной автомобильный и железнодорожный транспорт. В целом развиваются все виды транспорта за исключением трубопроводного и речного.

Вывод: За короткий срок Япония добилась колоссальных успехов на пути развития национальной экономики, науки, техники, заняв ведущие позиции в мире.

  1. Письменная работа по закреплению полученных знаний о транспорте и внешнеэкономических связях Японии - заполнение многомерной системы в "Японском навигаторе".


5.Рефлексия – возвращение к заполнению таблицы «ЗХУ» в столбце «Узнали». Определение - на все ли поставленные себе в начале урока вопросы был получен ответ.


6. Релаксация - просмотр видеофрагмента об обычаях и традициях японского народа.


7.Подведение итога урока в форме заполнение синквейна "Япония для меня". Учащиеся делятся своими впечатлениями о проделанном путешествии.


8.Домашнее задание. Изучить § 17. Если после изучения темы, остались вопросы без ответов, то дома продолжить поиск ответов на эти вопросы самостоятельно.











































Приложение

Поклоны и улыбки

У японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45º, коллеги кланяются друг другу под углом 15º, встречают клиентов и покупателей под углом 30º - значит каждому свой угол. Еще мать, по япо

Чаепитие

Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя но ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более пяти человек. В комнате даже днем должен быть полумрак, а вся мебель и предметы – старинные, лишь белоснежный платок и бамбуковый коврик подчеркнуто новые. Все участники церемонии садятся на пол, один из них насыпает в чашку порошок – растертый в пудру зеленый чай, заливает водой и метелочкой взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое снимание уделяется качеству воды.

Икебана

Приблизительный перевод – искусство цветов. Это целая наука, ее преподают в Японии в специальных школах. Обучают детей этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Проникновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара – тонкого зрительного восприятия ее едва уловимых свойств.

Бонсай

Есть в Японии настоящее чудеса. Одна из них – миниатюрные сады. Эти маленькие садики по своим размерам не превышают размеры комнаты. Растут в них карликовые деревья, дубы, клены, лиственницы до 30 см. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей. Передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них все свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжелого трудового дня. Существование такого крохотного садика может быть объяснено стремлением людей познать красоту большого мира, иметь ее рядом с собой.

Кимоно

У японцев свой национальный костюм – кимоно. Его носят и сегодня от мала до велика, в праздничные дни. Оно передается по наследству , одно для всех: нет различия – мужское лил женское. Все радостные события: рождение ребенка, свадьбы, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно – парадное или траурное. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для волос, а также веер и зонтик.

Сакура

Особый интерес у японцев вызывает японская вишня – сакура. Плоды ее несъедобны. Она цветет один раз в год, один раз набухают почки, за одни день цветки облетают. Весна не приносит с собой на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды превращают равнину в безбрежные моря. Долгожданная пора пробуждения

природы начинается здесь внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Ее розовое соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от мельчайшего дуновения.

СОЦИОЛОГИЯ

Женщины в Японии работают только до замужества. Выйдя замуж, женщина занимается в основном семьей. Законы дают ей равные права с мужчинами, но в жизни в семье все еще сохраняются старые патриархальные порядки. До сих пор больше половины молодежи вступает в брак по предварительному сговору родителей и при содействии свата, а не по взаимному согласию самих молодых людей.

ОБРАЗ ЖИЗНИ ЯПОНЦЕВ

Древние традиции и в наше время являются частью современного японского образа жизни. Бывшие рыцарские военные приемы стали национальными видами спорта. Весной семьей за город, чтобы полюбоваться цветением дикой вишни – сакуры. Этот день стал национальным праздником в стране. Крошечные садики с прудами и камнями часто устраивают в современных гостиницах, офисах компаний, учебных заведениях. Красота природы всегда была основной темой японской живописи.

О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Демографическая политика, проводимая правительством из-за перенаселенности государства, не позволяет иметь более одного ребенка каждой семье. Ребенок в семье – царь и бог. Но длится такое воспитание до 10 лет. В каждом ребенке воспитывается сдержанность, аккуратность и обязательность. С детьми обращаются мягко, их никогда не наказывают, им дают большую свободу, но правила этикета прививают с первых лет жизни. Ни одна шалость или небрежность не остается без внимания или молчаливого порицания. Дети вырастают сдержанными и дисциплинированными. В школу в шесть лет ребенок уже приходит таким собранным и организованным, что учителю не трудно работать с классом, где учится 40-50 детей.

ЯПОНСКАЯ КУХНЯ

Традиционной основой питания японцев всегда был рис. И в наши дни главное блюдо во всех домах – рассыпчатый, вареный без масла или каких либо приправ рис. Все остальные блюда считаются дополнительными. При приготовлении стараются как можно меньше менять природные качества продуктов и охотнее всего едят их в сыром виде, в том числе и морские продукты кальмаров, осьминогов, моллюсков, креветок. Овощи мелко режут, трут, солят, маринуют, реже – варят и жарят. Блюда из мяса и птицы возникли как походная, охотничья еда и не употреблялись в ежедневном домашнем питании. В японской кухне мало не только мяса, но и жиров, немного едят и молочных продуктов.

ТРАДИЦИИ ЯПОНИИ

Многие японские традиции связаны со средневековыми правилами рыцарской чести – бусидо. Этот кодекс правил проповедует суровый аскетизм, презрение к страданиям и смерти, верность долгу в любых обстоятельствах, а в случае неудачи – готовность к мучительному самоубийству – харакири. Из рыцарских воинских упражнений появились каратэ, борьба дзюдо, фехтование кендо, стрельба из лука. Японские монахи создали философию дзэн, тоже строгую и аскетичную, требующую отказа от мирской суеты. Они превратили в искусство и любование “садом камней”, сделанным из волнистого белого песка и валунов – символизирующих житейское море.

ПИСЬМЕННОСТЬ ЯПОНИИ

Японские иероглифы сродни китайским или вьетнамским. Всего их 2000. Каждый может обозначать как 1 букву, так и слово, или целое изречение. Пишут их кистью на рисовой бумаге или тканях черной или красной тушью. Научиться красиво писать – дело нелегкое. Каллиграфию – древнее искусство красивого письма – преподают в японских школах, при храмах, кружках художественной самодеятельности.

ОБ ОДЕЖДЕ И ОБУВИ ЯПОНЦЕВ

Больше всего изменилась одежда японцев. В городе все чаще носят обычную европейскую одежду. Но существует и традиционная одежда – кимоно. Она используется как нарядная выходная одежда для женщин. Существует и мужское кимоно, но его в современной жизни уже не носят. А вот женщины до сих пор носят национальную одежду дома или на отдыхе. Традиционные соломенные шляпы в виде конуса встречаются теперь только в деревне. А традиционную обувь – деревянные сандалии – скамеечки (гэта) на двух брусках, со шнурком между пальцами – до сих пор носят даже с европейской одеждой. Под них надевают носки, сшитые в форме варежки, где большой палец отдельно.

ОБ АРХИТЕКТУРЕ

Интересным является у японцев своеобразный тип жилища. С давних времен и до наших дней в японском доме постоянными бывают только две, а то и одна стена. Вместо боковых стен, а иногда и фасада дома – раздвижные щиты с окнами или без них. В старину дома тоже сдавали внаем без боковых стен. Жильцы привозили их с собой вместе с немногочисленной мебелью. В жару стены отодвигают, и дом превращается в открытую беседку, продуваемую ветром. Вдоль постоянных стен устраивают полки, которые в современных домах представляют собой большие стенные закрытые шкафы.
Гостиные комнаты в современных домах обставлены по европейски: кресла, письменный стол, тумбочки. Но в спальнях все по-прежнему. Пол в них устлан татами – ковриками из рисовой соломы. Днем на них сидит, а на ночь здесь стелят постель, которая на день убирается в шкафы.

Литература.

  1. Ю.В.Гладкий , В.В.Николина География Современный мир 10-11классы. Москва «Просвещение» 2011 г.

  2. О.И. Ануфриева Экономическая и социальная география мира 10 класс. Волгоград «Учитель» 2003 г.

  3. Н.Н.Перепечева Нестандартные уроки географии. Волгоград «Учитель АСТ» 2004 г.

http://folk.uio.no – марлевая повязка в Японии

http://www.prokavkaz.com – синтоистский храм

http://www.torrentshunt.ru – буддийский храм

http://www.wallpampers.ru – Будда

http://kolizej.at.ua – чаепитие

http://lacetti.com.ua – чаепитие

http://www.murrclan.ru – чаепитие

http://hobbiesforall.ru – икебана

http://hobbiesforall.ru – икебана

http://www.catalogdesign – икебана

http://onua.com.ua – бонсай

http://qiq.ws – бонсай

http://zhenskiyray.ru – бонсай

http://anijoin.by – кимоно

http://fanparty.ru – кимоно

http://matcars.ru – автомобили

http://www.cultline.ru – судостроение

http://forexaw.com – высокоскоростной транспорт

http://bestjapaneseproducts.ru – сбор риса

http://rus.ruvr.ru – рыболовство

http://bigfon.com - природа

http://japananime.carguru.ru – флаг

http://natiq.at.ua – герб

Просмотр содержимого документа
«доп информация»

Поклоны и улыбки

У японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45º, коллеги кланяются друг другу под углом 15º, встречают клиентов и покупателей под углом 30º - значит каждому свой угол. Еще мать, по япо

Чаепитие

Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя но ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более пяти человек. В комнате даже днем должен быть полумрак, а вся мебель и предметы – старинные, лишь белоснежный платок и бамбуковый коврик подчеркнуто новые. Все участники церемонии садятся на пол, один из них насыпает в чашку порошок – растертый в пудру зеленый чай, заливает водой и метелочкой взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое снимание уделяется качеству воды.

Икебана

Приблизительный перевод – искусство цветов. Это целая наука, ее преподают в Японии в специальных школах. Обучают детей этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Проникновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара – тонкого зрительного восприятия ее едва уловимых свойств.

Бонсай

Есть в Японии настоящее чудеса. Одна из них – миниатюрные сады. Эти маленькие садики по своим размерам не превышают размеры комнаты. Растут в них карликовые деревья, дубы, клены, лиственницы до 30 см. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей. Передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них все свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжелого трудового дня. Существование такого крохотного садика может быть объяснено стремлением людей познать красоту большого мира, иметь ее рядом с собой.

Кимоно

У японцев свой национальный костюм – кимоно. Его носят и сегодня от мала до велика, в праздничные дни. Оно передается по наследству , одно для всех: нет различия – мужское лил женское. Все радостные события: рождение ребенка, свадьбы, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно – парадное или траурное. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для волос, а также веер и зонтик.

Сакура

Особый интерес у японцев вызывает японская вишня – сакура. Плоды ее несъедобны. Она цветет один раз в год, один раз набухают почки, за одни день цветки облетают. Весна не приносит с собой на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды превращают равнину в безбрежные моря. Долгожданная пора пробуждения

природы начинается здесь внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Ее розовое соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от мельчайшего дуновения.

СОЦИОЛОГИЯ

Женщины в Японии работают только до замужества. Выйдя замуж, женщина занимается в основном семьей. Законы дают ей равные права с мужчинами, но в жизни в семье все еще сохраняются старые патриархальные порядки. До сих пор больше половины молодежи вступает в брак по предварительному сговору родителей и при содействии свата, а не по взаимному согласию самих молодых людей.

ОБРАЗ ЖИЗНИ ЯПОНЦЕВ

Древние традиции и в наше время являются частью современного японского образа жизни. Бывшие рыцарские военные приемы стали национальными видами спорта. Весной семьей за город, чтобы полюбоваться цветением дикой вишни – сакуры. Этот день стал национальным праздником в стране. Крошечные садики с прудами и камнями часто устраивают в современных гостиницах, офисах компаний, учебных заведениях. Красота природы всегда была основной темой японской живописи.

О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Демографическая политика, проводимая правительством из-за перенаселенности государства, не позволяет иметь более одного ребенка каждой семье. Ребенок в семье – царь и бог. Но длится такое воспитание до 10 лет. В каждом ребенке воспитывается сдержанность, аккуратность и обязательность. С детьми обращаются мягко, их никогда не наказывают, им дают большую свободу, но правила этикета прививают с первых лет жизни. Ни одна шалость или небрежность не остается без внимания или молчаливого порицания. Дети вырастают сдержанными и дисциплинированными. В школу в шесть лет ребенок уже приходит таким собранным и организованным, что учителю не трудно работать с классом, где учится 40-50 детей.

ЯПОНСКАЯ КУХНЯ

Традиционной основой питания японцев всегда был рис. И в наши дни главное блюдо во всех домах – рассыпчатый, вареный без масла или каких либо приправ рис. Все остальные блюда считаются дополнительными. При приготовлении стараются как можно меньше менять природные качества продуктов и охотнее всего едят их в сыром виде, в том числе и морские продукты кальмаров, осьминогов, моллюсков, креветок. Овощи мелко режут, трут, солят, маринуют, реже – варят и жарят. Блюда из мяса и птицы возникли как походная, охотничья еда и не употреблялись в ежедневном домашнем питании. В японской кухне мало не только мяса, но и жиров, немного едят и молочных продуктов.

ТРАДИЦИИ ЯПОНИИ

Многие японские традиции связаны со средневековыми правилами рыцарской чести – бусидо. Этот кодекс правил проповедует суровый аскетизм, презрение к страданиям и смерти, верность долгу в любых обстоятельствах, а в случае неудачи – готовность к мучительному самоубийству – харакири. Из рыцарских воинских упражнений появились каратэ, борьба дзюдо, фехтование кендо, стрельба из лука. Японские монахи создали философию дзэн, тоже строгую и аскетичную, требующую отказа от мирской суеты. Они превратили в искусство и любование “садом камней”, сделанным из волнистого белого песка и валунов – символизирующих житейское море.

ПИСЬМЕННОСТЬ ЯПОНИИ

Японские иероглифы сродни китайским или вьетнамским. Всего их 2000. Каждый может обозначать как 1 букву, так и слово, или целое изречение. Пишут их кистью на рисовой бумаге или тканях черной или красной тушью. Научиться красиво писать – дело нелегкое. Каллиграфию – древнее искусство красивого письма – преподают в японских школах, при храмах, кружках художественной самодеятельности.

ОБ ОДЕЖДЕ И ОБУВИ ЯПОНЦЕВ

Больше всего изменилась одежда японцев. В городе все чаще носят обычную европейскую одежду. Но существует и традиционная одежда – кимоно. Она используется как нарядная выходная одежда для женщин. Существует и мужское кимоно, но его в современной жизни уже не носят. А вот женщины до сих пор носят национальную одежду дома или на отдыхе. Традиционные соломенные шляпы в виде конуса встречаются теперь только в деревне. А традиционную обувь – деревянные сандалии – скамеечки (гэта) на двух брусках, со шнурком между пальцами – до сих пор носят даже с европейской одеждой. Под них надевают носки, сшитые в форме варежки, где большой палец отдельно.

ОБ АРХИТЕКТУРЕ

Интересным является у японцев своеобразный тип жилища. С давних времен и до наших дней в японском доме постоянными бывают только две, а то и одна стена. Вместо боковых стен, а иногда и фасада дома – раздвижные щиты с окнами или без них. В старину дома тоже сдавали внаем без боковых стен. Жильцы привозили их с собой вместе с немногочисленной мебелью. В жару стены отодвигают, и дом превращается в открытую беседку, продуваемую ветром. Вдоль постоянных стен устраивают полки, которые в современных домах представляют собой большие стенные закрытые шкафы.
Гостиные комнаты в современных домах обставлены по европейски: кресла, письменный стол, тумбочки. Но в спальнях все по-прежнему. Пол в них устлан татами – ковриками из рисовой соломы. Днем на них сидит, а на ночь здесь стелят постель, которая на день убирается в шкафы.

Литература.

  1. Ю.В.Гладкий , В.В.Николина География Современный мир 10-11классы. Москва «Просвещение» 2011 г.

  2. О.И. Ануфриева Экономическая и социальная география мира 10 класс. Волгоград «Учитель» 2003 г.

  3. Н.Н.Перепечева Нестандартные уроки географии. Волгоград «Учитель АСТ» 2004 г.

http://folk.uio.no – марлевая повязка в Японии

http://www.prokavkaz.com – синтоистский храм

http://www.torrentshunt.ru – буддийский храм

http://www.wallpampers.ru – Будда

http://kolizej.at.ua – чаепитие

http://lacetti.com.ua – чаепитие

http://www.murrclan.ru – чаепитие

http://hobbiesforall.ru – икебана

http://hobbiesforall.ru – икебана

http://www.catalogdesign – икебана

http://onua.com.ua – бонсай

http://qiq.ws – бонсай

http://zhenskiyray.ru – бонсай

http://anijoin.by – кимоно

http://fanparty.ru – кимоно

http://matcars.ru – автомобили

http://www.cultline.ru – судостроение

http://forexaw.com – высокоскоростной транспорт

http://bestjapaneseproducts.ru – сбор риса

http://rus.ruvr.ru – рыболовство

http://bigfon.com - природа

http://japananime.carguru.ru – флаг

http://natiq.at.ua – герб

Просмотр содержимого документа
«инд путеводитель. навигатор»

№4. Составьте синквейн. Япония для меня:


2 прилагательных


3 глагола


1 слово-синоним








Блиц-турнир



  • Как японцы называют свою страну?

  • 99% Японии составляют ….

  • Самая высокая гора страны?

  • Денежная единица Японии?

  • Религия, проникшая в Японию из Индии.

  • Название циновок, покрывающих пол.

  • Выращивание карликовых деревьев.

  • На каком острове расположен Токио?

  • Северный остров из четырех крупных островов Японии?

  • Крупнейший город Хоккайдо?

  • Южный остров из четырех крупных островов Японии?

  • Пролив, отделяющий Хоккайдо от Курильских островов?

  • Пролив, отделяющий Хоккайдо от Сахалина?

  • Основным направлением хозяйства на Японских островах в V веке стало…?

  • Сословие, признавшее (1192 -1333 гг.) “военную доблесть” основой общества?

  • Красивое письмо кисточкой и тушью?

  • Как переводится слово каратэ?





Ps


Для нас, японцев, быть счастливым означает, прежде всего, что в любом возрасте и в любой момент у нас есть чем заняться и чем нам нравится заниматься.

(Такеши Китано)





Путеводитель по Японии

Автор составитель: ____________________________________ Дата составления: _____________

№1. Заполните таблицу.

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)




«Если любишь своего сына, отправь его путешествовать»

(японская поговорка)

Давайте знакомиться …

Визитная карточка Японии

  • Столица Японии -

  • Форма правления -

  • Глава государства -

  • Административное устройство -

  • Уровень экономического развития -

  • Площадь страны -

  • Численность населения -

  • Государственный язык -

  • Денежная единица -












- Как попасть в Японию?

- Идти прямо, прямо и так до конца Света…

№2. Нанесите на контурную карту номера объектов, характеризующих географическое положение Японии.

  1. Охотское море

  2. Японское море

  3. Восточно-Китайское море

  4. Пролив Лаперуза

  5. Корейский пролив

  6. О. Хоккайдо

  7. О. Хонсю

  8. О. Сикоку

  9. О. Кюсю

  10. О-ва. Рюкю

3. «Японский навигатор»

Просмотр содержимого документа
«инструктив карточки для групп»

Инструктивная карточка

Задание для группы №1. Особенности населения Японии.

Используя текст учебника (с.), карты атласа, дополнительный материал, составьте характеристику населения Японии, заполните «Японский навигатор».

  • Какова численность населения страны?

  • Какие меры предприняло государство для снижения естественного прироста?

  • Какова демографическая ситуация в Японии сегодня?

  • Какие проблемы возникают в связи с этим?

  • Какова продолжительность жизни населения Японии?

  • Как размещается население по территории страны?

  • Охарактеризуйте национальный состав населения.

  • Какие религии являются основными?

  • Каков уровень урбанизации? Назовите крупнейшие агломерации и мегалополис страны.

  • Подготовьте выступление.

Заполните «Японский навигатор» в разделе «Население».







Инструктивная карточка

Задание для группы №2. Хозяйство Японии. Промышленность.

Используя текст учебника (с.), карты атласа, дополнительный материал, составьте характеристику основных отраслей промышленности, заполните «Японский новигатор».

  • На что ориентируется энергетика Японии? Какие электростанции получили развитие в Японии? Где они размещаются?

  • Дайте характеристику чёрной металлургии. Откуда поступает сырьё для металлургических комбинатов?

  • Дайте характеристику машиностроения Японии. Какая отрасль определяет «лицо» страны на мировом рынке?

  • Какое развитие получили другие отрасли промышленности?

  • Подготовьте выступление.

Заполните «Японский навигатор» в разделе «Промышленность».




Инструктивная карточка

Задание для группы №3. Сельское хозяйство Японии и рыболовство.

Используя текст учебника (с.), карты атласа, дополнительный материал, составьте характеристику сельского хозяйства и рыболовства Японии, заполните «Японский новигатор».

  • Какая часть экономически активного населения занята в сельском хозяйстве страны?

  • Какая из отраслей даёт больше продукции? Почему? Какие условия позволяют собирать по 2-3 урожая в год? В какой части Японии это возможно?

  • Какие основные культуры выращиваются в стране? Каково их размещение по территории страны? Какие отрасли животноводства развиты в Японии?

  • Дайте краткую характеристику рыболовства Японии?

  • Что такое марикультура? Почему эта отрасль получила в Японии наибольшее развитие?

  • Подготовьте выступление.

Заполните «Японский навигатор» в разделе «Сельское хозяйство».


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Тема урока: 日本 Япония «Нипон» «Начало Солнца»

Тема урока: 日本

Япония

«Нипон»

«Начало Солнца»

Знаем Хотим узнать Узнали «Страна восходящего солнца» Чем богата? Японское море Где теплее? Что растёт? Землетрясения Рыба Где живут? Рис Как живут? Долгожители Что производят? Автомобили Что продают?  Куда поехать? Что посмотреть?

Знаем

Хотим узнать

Узнали

«Страна восходящего солнца»

Чем богата?

Японское море

Где теплее?

Что растёт?

Землетрясения

Рыба

Где живут?

Рис

Как живут?

Долгожители

Что производят?

Автомобили

Что продают?

Куда поехать?

Что посмотреть?

Давайте знакомиться…

Давайте знакомиться…

  • Токио
  • Конституционная монархия
  • Император Акихито (125)
  • Унитарное государство
  • Высокий
  • 372 тыс.кв.км.
  • 128 млн.человек
  • Японский
  • Йена
  • Столица Японии
  • Форма правления
  • Глава государства
  • Административное устройство
  • Уровень экономического развития
  • Площадь страны
  • Численность населения
  • Государственный язык
  • Денежная единица
Визитная карточка Японии Форма правления - конституционная монархия.   Глава государства - император.  Законодательный орган - двухпалатный парламент.  Административное устройство – унитарное  Уровень экономического развития - высокий  Членство в международных организациях – ООН, «Большая 7»  Денежная единица – йена.  Государственный герб Государственный флаг Император Акихито  Премьер-министр Дзюнъитиро  Коидзуми Столица — Токио.

Визитная карточка Японии

  • Форма правления - конституционная монархия.

  • Глава государства - император.

  • Законодательный орган - двухпалатный парламент.

  • Административное устройство – унитарное

  • Уровень экономического развития - высокий

  • Членство в международных организациях – ООН, «Большая 7»

  • Денежная единица – йена.

Государственный герб

Государственный флаг

Император Акихито

Премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми

Столица — Токио.

Каковы особенности географического положения Японии?

Каковы особенности географического положения Японии?

Япония – расположена на 4 крупных островах и около 4 тыс. мелких Нанесите на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение Японии. Пролив Лаперуза Охотское море Восточно – Китайское море

Япония – расположена на 4 крупных островах и около 4 тыс. мелких

Нанесите на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение Японии.

Пролив Лаперуза

Охотское море

Восточно – Китайское море

Какова причина высокой сейсмической активности территории Японии? Активные тектонические процессы: землетрясения, вулканизм, моретрясения. 108 действующих вулканов. Около 1000 землетрясений в год.

Какова причина высокой сейсмической активности территории Японии?

  • Активные тектонические процессы: землетрясения, вулканизм, моретрясения.
  • 108 действующих вулканов.
  • Около 1000 землетрясений в год.

Определите самую высокую точку Японии. Оцените обеспеченность Японии минеральными ресурсами. Рельеф Преобладание средневысотных гор – 95%. Низменности -между горными цепями и на морских побережьях. Бедность минеральными ресурсами.

Определите самую высокую точку Японии.

Оцените обеспеченность Японии минеральными ресурсами.

Рельеф

  • Преобладание средневысотных гор – 95%.
  • Низменности -между горными цепями и на морских побережьях.
  • Бедность минеральными ресурсами.

Климат тайфун температуры: июля +16 - + 24 градуса , января -8 - +8 градусов ; количество осадков - 500-3000 мм. Зимний муссон Летний муссон Как это повлияло на климат Японии? Какой зональный тип ветров господствует над территорией Японии?

Климат

тайфун

температуры: июля +16 - + 24 градуса , января -8 - +8 градусов ; количество осадков - 500-3000 мм.

Зимний муссон

Летний муссон

Как это повлияло на климат Японии?

Какой зональный тип ветров господствует над территорией Японии?

Тихий океан, моря и система течений (Куросио)    Климато-образующие факторы Японских островов   Вытянутость С - Ю Рядом находится Евразия  Горный рельеф островов   Муссонная циркуляция

Тихий океан, моря и

система течений (Куросио)

Климато-образующие

факторы

Японских островов

Вытянутость С - Ю

Рядом находится

Евразия

Горный рельеф

островов

Муссонная циркуляция

Внутренние воды  Короткие , полноводные, горные реки. Густая гидрографическая сеть. Богатство гидро- и энергоресурсами. Смешанное питание, разлив у большинства рек наступает весной и летом. В южных районах страны реки используются для орошения полей. Озёра 2 типов: глубоководные горные и мелководные, расположенные на прибрежных низменностях.

Внутренние воды

  • Короткие , полноводные, горные реки.
  • Густая гидрографическая сеть.
  • Богатство гидро- и энергоресурсами.
  • Смешанное питание, разлив у большинства рек наступает весной и летом.
  • В южных районах страны реки используются для орошения полей.
  • Озёра 2 типов: глубоководные горные и мелководные, расположенные на прибрежных низменностях.

Определите , в пределах каких природных зон расположенаЯпонии? Природные зоны

Определите , в пределах каких природных зон расположенаЯпонии?

Природные зоны

Лес – главное богатство страны

Лес – главное богатство страны

  • Япония является одной из самых лесистых стран мира.
  • 2/3 территории страны покрыты лесами (хвойными, смешанными, широколиственными, субтропическими вечно-зелёными).
  • Праздник цветения вишни –САКУРЫ –один из красивейших народных праздников.
Природные комплексы  Особенности:

Природные комплексы

Особенности:

  • Органический мир формировался в изоляции от материка.
  • Отсутствуют некоторые виды животных, которые обитают в таких же природных комплексах на материке (семейство кошачьих).
  • Многие животные являются эндемиками: японская макака, японский журавль.
  • Сильное изменение природного ландшафта человеком.
  • Высокая степень загрязнения рек, побережья морей промышленными отходами.
  • Загрязненность атмосферы пылевидными частицами, вредными для здоровья людей.
Работа в группах

Работа в группах

Население Более 99% населения – японцы Синтоизм, буддизм, конфуцианство Плотность населения –330 чел./кв.км. Продолжительность  жизни –82 года (мужчины -79 лет, женщины – 86 лет) . ЕП – 3% 0 = старение нации. Постиндустриальная структура  занятости населения. Уровень урбанизации – 86%. Крупные города - Токио, Осака, Нагоя, Киото, Иокогама.

Население

  • Более 99% населения – японцы
  • Синтоизм, буддизм, конфуцианство
  • Плотность населения –330 чел./кв.км.
  • Продолжительность

жизни –82 года (мужчины -79 лет, женщины – 86 лет) .

  • ЕП – 3% 0 = старение нации.
  • Постиндустриальная структура

занятости населения.

  • Уровень урбанизации – 86%.
  • Крупные города - Токио, Осака, Нагоя, Киото, Иокогама.

Япония – высокоурбанизованная страна. 20% населения Японии живут в 11 городах – миллионерах, для которых характерна субурбанизация.

Япония – высокоурбанизованная страна. 20% населения Японии живут в 11 городах – миллионерах, для которых характерна субурбанизация.

Японский мегалополис

Японский мегалополис

  • Токийская агломерация – одна из самых известных в мире.
  • В мегалополисе Токайдо проживает более 60 млн. человек
  • Токио – «восточная столица» - один из самых перенаселенных городов мира.
  • Токио – город древней истории и современных техногенных построек.
  • Токио - это крупнейший финансовый и промышленный центр страны.
  • Быстро растут и периферийные центры – Саппоро, Сэндай.
В Японии две основные религии.  Японская система вероисповедания – синтоизм. Она обслуживает религиозно-бытовые обряды, свадебные церемонии.  Религия пришедшая в Японию из Индии – буддизм. Буддизм берет на себя погребальные и заупокойные обряды.

В Японии две основные религии.

Японская система вероисповедания – синтоизм. Она обслуживает религиозно-бытовые обряды, свадебные церемонии.

Религия пришедшая в Японию из Индии – буддизм. Буддизм берет на себя погребальные и заупокойные обряды.

Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности. Японцы свято чтут старинные обряды и традиции. Физкультминутка В Беларуси – пожимать друг другу руки В Италии – горячо обниматься В Зимбабве – тереться спинами В Македонии – здороваться локтями В Никарагуа – приветствовать друг друга плечами  У японцев приняты поклоны и улыбки.

Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности. Японцы свято чтут старинные обряды и традиции.

Физкультминутка

В Беларуси – пожимать друг другу руки

В Италии – горячо обниматься

В Зимбабве – тереться спинами

В Македонии – здороваться локтями

В Никарагуа – приветствовать друг друга плечами

У японцев приняты поклоны и улыбки.

Лидируют наукоёмкие и высокотехнологичные производства. Бурно развивается атомная и нетрадиционная энергетика. Велико производство стали . Отрасли международной специализации - автомобиле-, судостроение, робототехника, электроника, приботростроение. химическая.

Лидируют наукоёмкие и высокотехнологичные производства. Бурно развивается атомная и нетрадиционная энергетика.

Велико производство стали .

Отрасли международной специализации - автомобиле-, судостроение, робототехника, электроника, приботростроение. химическая.

Интенсивное С/Х . 70% с/х растениеводство . В ряде районов получают 2-3 урожая в год. Япония обеспечена продовольствием за счёт собственного производства (около 70%) - рис, овощи, мясо птицы, свинину, фрукты, чай . Импортируется сахар, кукуруза, хлопок, шерсть . Характерно мелкое земледелие. На всех больших равнинах и в природных зонах крупных агломераций расположены птице- и свинофермы, огороды. Япония является одним из лидеров мирового рыболовства (аквакультура) .
  • Интенсивное С/Х .
  • 70% с/х растениеводство .
  • В ряде районов получают 2-3 урожая в год.
  • Япония обеспечена продовольствием за счёт собственного производства (около 70%) - рис, овощи, мясо птицы, свинину, фрукты, чай . Импортируется сахар, кукуруза, хлопок, шерсть .
  • Характерно мелкое земледелие.
  • На всех больших равнинах и в природных зонах крупных агломераций расположены птице- и свинофермы, огороды.
  • Япония является одним из лидеров мирового рыболовства (аквакультура) .
Япония- страна технически передового транспорта Автомобильный транспорт обеспечивает 50 внутренних грузоперевозок и 70% пассажироперевозок страны.  Железнодорожный – внутренние пассажироперевозки.  Морской – внутренние и международные грузоперевозки страны.

Япония- страна технически передового транспорта

  • Автомобильный транспорт обеспечивает 50 внутренних грузоперевозок и 70% пассажироперевозок страны.

  • Железнодорожный – внутренние пассажироперевозки.

  • Морской – внутренние и международные грузоперевозки страны.

  • Тоннаж торгового флота – 2 место в мире
Национальное хозяйство страны:

Национальное хозяйство страны:

  • Энергетика
  • Металлургия
  • Автомобилестроение
  • Судостроение
  • Точное и сложное приборостроение
  • Электронная техника
  • Сельскохозяйственное машиностроение
  • Химия и нефтехимия
  • Высокоинтенсивное сельское хозяйство
  • Рыболовство и аквакультура
Внешнеэкономические связи Экспорт ?

Внешнеэкономические связи

Экспорт ?

Какие факторы обусловили высокий уровень экономического развития Японии?

Какие факторы обусловили высокий уровень экономического развития Японии?

  • Высокий образовательный уровень населения страны.
  • Внедрение достижений НТР, использование своего и зарубежного научного потенциала.
  • Постоянное обновление своей экономической базы.
Знаем Хотим узнать Узнали «Страна восходящего солнца» Чем богата? Японское море Где теплее? Что растёт? Землетрясения Рыба Где живут? Рис Как живут? Долгожители Что производят? Автомобили Что продают?  Куда поехать? Что посмотреть?

Знаем

Хотим узнать

Узнали

«Страна восходящего солнца»

Чем богата?

Японское море

Где теплее?

Что растёт?

Землетрясения

Рыба

Где живут?

Рис

Как живут?

Долгожители

Что производят?

Автомобили

Что продают?

Куда поехать?

Что посмотреть?

Составьте синквейн Япония Островная 2 прилагательных Высокоразвитая Сохраняет Производит 3 глагола Изобретает Слово – синоним Робот

Составьте синквейн

Япония

Островная

2 прилагательных

Высокоразвитая

Сохраняет

Производит

3 глагола

Изобретает

Слово – синоним

Робот

Японские традиции  Что скрывается под понятием «Японский образ жизни»?

Японские традиции

Что скрывается под понятием «Японский образ жизни»?

  • Это прогулки и любование явлениями природы…
  • Искусство составления букетов и икебана.
  • Проводы кораблей в плавание…
  • Национальная одежда –кимоно и деревянные сандалии.
  • Национальная спортивная борьба – СУМО.
Спасибо за урок! Домашнее задание: параграф 17 Могилёв, 2018

Спасибо за урок!

Домашнее задание: параграф 17

Могилёв, 2018


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!