11 класс ГЕОМЕТРИЯ 10.01.2024
Тема: Понятие цилиндра.
Тип: изучение нового материала.
Цель: ввести понятие цилиндра и его элементов.
Задачи:
Образовательные: ввести понятия цилиндрической поверхности и цилиндра; изучить элементы цилиндра.
Развивающие: развивать у учащихся пространственное воображение.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, способствовать формированию внимания, аккуратности и дисциплинированности.
Автор разработки: Попов Дмитрий Сергеевич.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Французский архитектор, Ле-Корбюзье, говорил: «Всё вокруг – геометрия!».
II. Постановка темы и целей урока.
- Ребята, с этого урока мы начинаем изучение новых фигур.
- Откройте тетради, запишите дату (10.01.2024) и тему урока «Понятие цилиндра».
III. Изучение нового материала.
1. Историческая справка
Изначально цилиндрические формы были обнаружены в археологических находках древних цивилизаций, таких как Месопотамия и Древний Египет. Скажем, в древнем Шумере, современном Южном Ираке, археологи находили цилиндрические печати, которые использовались для оттиска изображений и текстов на глиняных табличках и других поверхностях. Эти артефакты указывают на раннее использование цилиндра в качестве средства коммуникации и искусства.
В Древнем Египте цилиндры из различных материалов, таких как камень или бронза, использовались для создания печатей, запечатывания документов и артовых работ. Эти предметы имели важное значение в сакральных и даже магических практиках, что дополнительно иллюстрирует их значимость в древних культурах.
С течением времени, цилиндрическая форма нашла свое применение в различных областях деятельности человека. В сфере технологии, цилиндрические детали стали неотъемлемой частью механизмов и машин, включая двигатели, насосы, и другие устройства. Также цилиндрическая форма нашла свое применение в архитектуре, например, в виде колонн и опор. Множество бытовых предметов, от контейнеров и посуды до труб и бочек, также имеют цилиндрическую форму.
В современном мире, цилиндр продолжает быть важным элементом дизайна и инженерии. В промышленности и научных исследованиях, цилиндрические формы находят свое применение в создании космических ракет, цилиндрических батарей, труб и многих других предметов.
2. Работа по теме урока
Учитель излагает материал и одновременно строит рисунок, учащиеся перечерчивают рисунок и переписывают записи на доске:
Р
ассмотрим две параллельные плоскости α и β и окружность L с центром О радиуса r, расположенную в плоскости α. (рисунок на доске). Через каждую точку окружности L проведем прямую, перпендикулярную к плоскости α. Отрезки этих прямых, заключенные между плоскостями α и β, образуют цилиндрическую поверхность. Сами отрезки называются образующими цилиндрической поверхности.
Тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя кругами с границами L и L1, называется цилиндром.
Цилиндрическая поверхность называется боковой поверхностью цилиндра, а круги- основанием цилиндра.
Образующие цилиндрической поверхности называются образующими цилиндра, прямая ОО1 – осью цилиндра.
Длина образующей называется высотой цилиндра, а радиус основания – радиусом цилиндра.
Рассмотрим сечения цилиндра различными плоскостями. Если секущая плоскость проходит через ось цилиндра, то сечение представляет собой прямоугольник, две стороны которого- образующие, а две другие – диаметры оснований цилиндра. Такое сечение называется осевым.
Если секущая плоскость перпендикулярна к оси цилиндра то сечение является кругом.
Данные рисунки перечертите себе в тетрадь.
На практике встречаются фигуры которые имеют формы более сложных цилиндров но мы в курсе геометрии будем рассматривать, только такие цилиндры, которые изучили на сегодняшнем уроке, их называют прямыми круговыми цилиндрами.
IV. Решение упражнений
Ученик №1 решает у доски задачу:
Докажите, что осевое сечение цилиндра является прямоугольником, две противоположные стороны которого — образующие, а две другие — диаметры оснований цилиндра. Найдите диагональ осевого сечения, если радиус цилиндра равен 1,5 м, а высота равна 4 м.
Доказательство:
Ученик №2 решает у доски задачу №527 (а).
Решение:
V. Закрепление изученного материала.
Учитель проводит фронтальный опрос:
- Что такое цилиндр?
- Что такое боковая поверхность цилиндра?
- Что называют образующей цилиндра?
- Какое сечение называют осевым?
VI. Рефлексия учебной деятельности
- Продолжите предложения:
1) Сегодняшний урок заинтересовал меня …
2) Я считаю нужным запомнить …
3) Мне надо узнать лучше о …
VII.Домашнее задание
-
Изучить п. 59.
-
Решить №527 (б), №530.
VIII. Подведение итогов урока
Оценивание рабочей деятельности учащихся на уроке.