СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Глагол" (обобщающий урок)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по тме "Глагол" в 9 классе МКОУ "Школа - интернат №39" 8 вида

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Глагол" (обобщающий урок)»

Конспект урока русского языка в 9 классе школы 8 вида



Учитель: Исланова Т.А.



ТЕМА : Глагол (обобщающий урок)



ЦЕЛЬ :

Закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, учить систематизировать изученный материал, применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

ЗАДАЧИ:

1. Способствовать совершенствованию грамматико-орфографических умений и навыков.

2. Развивать и коррегировать аналитико-синтетические функции мышления, память, внимание.

3. Активизировать словарь учащихся, формировать навыки связной устной и письменной речи.

4. Мотивировать устойчивый интерес к родному языку, приобщать детей к народной мудрости.





Оборудование:

интерактивная доска, мультимедийные презентации на тему: «Глагол», «Пословицы и поговорки, раздаточный материал: маршрутные листы с заданиями, слайды: «Критерии оценки самостоятельной работы», «Образец выполненной самостоятельной работы»









Ход урока.

  1. Оргмомент.

Интеллектуальная « разминка» (на слайдах).

1. Объясните выражения:

бить баклуши – (бездельничать)

витать в облаках – (фантазировать)

задать головомойку – (отругать)

2. Найдите 4-е лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.

Петь, говорить, человек, молчать.

3. Догадайтесь, какое слово спряталось? (слайд)

АОЛГЛГ



II.Сообщение темы и цели урока.

- Как вы думаете, о чём будет идти речь сегодня на уроке?

- Скажите, для чего нам нужны глаголы?

(Без них невозможно передать события; глаголы рассказываюто деятельности человека, о его чувствах; рассказывает о различных явлениях природы; без глагола невозможно представить будущее, узнать прошлое.Они украшают и обогащают нашу речь.)

III.Актуализация знаний.

1. Повторение пройденного материала.

- Ребята, попробуйте задать друг другу вопросы об изученном материале и ответить на них.

(Дети задают вопросы по теме урока и сами отвечают на них.)

Далее вопросы задаёт учитель.

- Что такое глагол?

- Каким членом предложения бывает глагол?

- Как изменяются глаголы?

- Чем отличается неопределённая форма от других форм глагола?

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

- Что такое спряжение глагола?

- Сколько спряжений у глагола?

- Глаголы какого спряжения пишутся с окончаниями:

-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (ят)

-ешь, -ет, -ем, -ете,- ут (ют)

Подберите глаголы и проспрягайте.

-Вспомните, чем вы занимались вчера. Ответьте глаголами.

- В каком времени вы употребили эти глаголы?

- В каких случаях употребляются глаголы повелительной формы? Приведите примеры. Придумайте с глаголами повелительной формы предложения.

- В каких случаях на конце глаголов пишется мягкий знак?

(У глаголов стоящих в неопределённой форме, у глаголов 2 лица ед.числа, в глаголах повелительного наклонения) 

- И подводя итог выше сказанному, прочитаем четверостишие о глаголе (на слайде)

Глагол – серьёзная часть речи.

Она заставит действовать нас всех:

Читать, писать, спрягать – и обеспечит

Сегодня на уроке непременно нам успех.

-Найдите в четверостишии глаголы и объясните, в какой они

даны форме?



IV . Основная часть.

  1. Работа с пословицами и поговорками.

- К какому литературному жанру принадлежат пословицы?

- В пословицах отразились взгляды людей на все стороны жизни. Есть пословицы о Родине, о труде, о грамоте и т. д. Пословицы нас учат, воспитывают, раскрывают богатства родного языка. Учитесь выражать свои мысли пословицами.Они обогащают и украшают нашу речь, придают ей выразительность.

Слайд:

Дело мастера боится.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Ремесло есть не просит, а само кормит.

Баловством хлеба не добудешь.

Счастье без труда не даётся.

Под лежачий камень вода не течёт.

- Объясните смысл 1-й пословицы. В каком случае её можно употребить? Какой темой объединены эти пословицы? (Пословицы о труде)



  1. Самостоятельная работа в группах (парах).

Учащиеся выполняют задания на маршрутных листах.

  1. Составьте и запишите пословицы.

руки,рабочие, знают, скуки, не

работа, счастливым, человека, делает, и, красивым



  1. К данным существительным подберите и напишите походящие по смыслу глаголы.

Труд…, а лень…

Мир…, а война…

Лето…, а зима…



Слова для справок: строить, кормить, портить, разрушать, поедать, собирать.



  1. Продолжите пословицу.



Что посеешь, …

Скучен день до вечера, …

Хочешь есть калачи, …

Кто рано встаёт, …



  1. Найдите и подчеркните глаголы, определите время и спряжение.

Храбрец побеждает, а трус отступает.

Кто вперёд смотрит, тот далеко видит.



  1. Вставьте в пословицы пропущенные орфограммы. Найдите и подчеркните глаголы 2-го лица.

Крепкую дружбу топором не разруби…. Перо пиш…т, а ум вод…т. Правды не скрое…. На миру и работа спори…ся.Потерянного времени не вороти…. Ремесло есть не прос…т, а само корм…т. Тише ед…шь, дальше буде….

  1. Найдите и подчеркните глаголы повелительной формы.

Век живи – век учись. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Сделал дело – гуляй смело. Не спеши языком, торопись делом. Не в свои сани не садись.

  1. Вставьте вместо точекТ или ТЬ.

Счастье без труда не даё…ся.

Кто труда не бои…ся, того и лень сторонни…ся.

Если не труди…ся, то и хлеба не доби…ся.

Знания даром не даю…ся, они трудом достаю…ся.

  1. Собери и запиши пословицы.

Кто (не) работает, торопись делом.

(Не) спеши языком, тот не ест.

Правда в огне (не) горит, чего (не) знаем.

Легко забыть то, и в воде не тонет.

  1. Игра «Пословицы разбежались». (Соедините линиями части пословиц)

По одежде не суди, кто ничего не делает.

О пустяках спорить, горя не знать.

Отца с матерью почитать – войне не бывать.

Не ошибается тот, по делам гляди.

Дружно за мир стоять- дело упустить.



10)Объясните переносный смысл пословиц (соедините линиями).

Я про сапоги, а он про пироги - … как сделаешь работу, таков и

результат.

Шила в мешке не утаишь - … жить очень плохо, враждовать.

Что посеешь, то и пожнёшь - … отсутствие взаимопонимания.

Живут как кошка с собакой - … тайное всегда становится явным.



  1. Самопроверка и самооценка работ учащимися.

Дети меняются листами с выполненной работой и самостоятельно её проверяют, сверяя с образцом (на слайде), и оценивают по предложенным критериям (на слайде).

Выставление отметок за урок.



V. Домашнее задание (на карточках).

Спишите пословицы. Вставьте безударные гласные в личных окончаниях глаголов.

Конь вырвется – догон…шь, а слова сказанного не ворот…шь. За чужим погон…шься – своё потеря…ешь. Глухому песен не пой – не услыш…т. Не ошиба…тся тот, кто ничего не дела…т. Не накорм…шь коня - далеко не уедешь. Дерево держ…тся корнем, а человек друзьями. Не место крас…т человека, а человек – место.





VI. Итог.

Рефлексия. Оценка учащимися своей деятельности на уроке.

- Ребята, как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

- Было ли вам интересно? Какие задания были сложными?

- Какое задание было самым интересным?

- Ребята, как вы считаете, где полученные знания вам могут пригодиться?

- Вы справились со всеми заданиями и показали, что умеете учиться, добывать знания, применять их.

 - Впереди у нас еще много нераскрытых тайн родного языка. Я желаю вам успехов, потому что »грамоте учиться – всегда пригодится». Всем спасибо.