Конспект урока русского языка в 9 классе школы 8 вида
Учитель: Исланова Т.А.
ТЕМА : Глагол (обобщающий урок)
ЦЕЛЬ :
Закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, учить систематизировать изученный материал, применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
ЗАДАЧИ:
1. Способствовать совершенствованию грамматико-орфографических умений и навыков.
2. Развивать и коррегировать аналитико-синтетические функции мышления, память, внимание.
3. Активизировать словарь учащихся, формировать навыки связной устной и письменной речи.
4. Мотивировать устойчивый интерес к родному языку, приобщать детей к народной мудрости.
Оборудование:
интерактивная доска, мультимедийные презентации на тему: «Глагол», «Пословицы и поговорки, раздаточный материал: маршрутные листы с заданиями, слайды: «Критерии оценки самостоятельной работы», «Образец выполненной самостоятельной работы»
Ход урока.
Оргмомент.
Интеллектуальная « разминка» (на слайдах).
1. Объясните выражения:
бить баклуши – (бездельничать)
витать в облаках – (фантазировать)
задать головомойку – (отругать)
2. Найдите 4-е лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.
Петь, говорить, человек, молчать.
3. Догадайтесь, какое слово спряталось? (слайд)
АОЛГЛГ
II.Сообщение темы и цели урока.
- Как вы думаете, о чём будет идти речь сегодня на уроке?
- Скажите, для чего нам нужны глаголы?
(Без них невозможно передать события; глаголы рассказываюто деятельности человека, о его чувствах; рассказывает о различных явлениях природы; без глагола невозможно представить будущее, узнать прошлое.Они украшают и обогащают нашу речь.)
III.Актуализация знаний.
1. Повторение пройденного материала.
- Ребята, попробуйте задать друг другу вопросы об изученном материале и ответить на них.
(Дети задают вопросы по теме урока и сами отвечают на них.)
Далее вопросы задаёт учитель.
- Что такое глагол?
- Каким членом предложения бывает глагол?
- Как изменяются глаголы?
- Чем отличается неопределённая форма от других форм глагола?
- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?
- Что такое спряжение глагола?
- Сколько спряжений у глагола?
- Глаголы какого спряжения пишутся с окончаниями:
-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (ят)
-ешь, -ет, -ем, -ете,- ут (ют)
Подберите глаголы и проспрягайте.
-Вспомните, чем вы занимались вчера. Ответьте глаголами.
- В каком времени вы употребили эти глаголы?
- В каких случаях употребляются глаголы повелительной формы? Приведите примеры. Придумайте с глаголами повелительной формы предложения.
- В каких случаях на конце глаголов пишется мягкий знак?
(У глаголов стоящих в неопределённой форме, у глаголов 2 лица ед.числа, в глаголах повелительного наклонения)
- И подводя итог выше сказанному, прочитаем четверостишие о глаголе (на слайде)
Глагол – серьёзная часть речи.
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
Сегодня на уроке непременно нам успех.
-Найдите в четверостишии глаголы и объясните, в какой они
даны форме?
IV . Основная часть.
Работа с пословицами и поговорками.
- К какому литературному жанру принадлежат пословицы?
- В пословицах отразились взгляды людей на все стороны жизни. Есть пословицы о Родине, о труде, о грамоте и т. д. Пословицы нас учат, воспитывают, раскрывают богатства родного языка. Учитесь выражать свои мысли пословицами.Они обогащают и украшают нашу речь, придают ей выразительность.
Слайд:
Дело мастера боится.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Ремесло есть не просит, а само кормит.
Баловством хлеба не добудешь.
Счастье без труда не даётся.
Под лежачий камень вода не течёт.
- Объясните смысл 1-й пословицы. В каком случае её можно употребить? Какой темой объединены эти пословицы? (Пословицы о труде)
Самостоятельная работа в группах (парах).
Учащиеся выполняют задания на маршрутных листах.
Составьте и запишите пословицы.
руки,рабочие, знают, скуки, не
работа, счастливым, человека, делает, и, красивым
К данным существительным подберите и напишите походящие по смыслу глаголы.
Труд…, а лень…
Мир…, а война…
Лето…, а зима…
Слова для справок: строить, кормить, портить, разрушать, поедать, собирать.
Продолжите пословицу.
Что посеешь, …
Скучен день до вечера, …
Хочешь есть калачи, …
Кто рано встаёт, …
Найдите и подчеркните глаголы, определите время и спряжение.
Храбрец побеждает, а трус отступает.
Кто вперёд смотрит, тот далеко видит.
Вставьте в пословицы пропущенные орфограммы. Найдите и подчеркните глаголы 2-го лица.
Крепкую дружбу топором не разруби…. Перо пиш…т, а ум вод…т. Правды не скрое…. На миру и работа спори…ся.Потерянного времени не вороти…. Ремесло есть не прос…т, а само корм…т. Тише ед…шь, дальше буде….
Найдите и подчеркните глаголы повелительной формы.
Век живи – век учись. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Сделал дело – гуляй смело. Не спеши языком, торопись делом. Не в свои сани не садись.
Вставьте вместо точекТ или ТЬ.
Счастье без труда не даё…ся.
Кто труда не бои…ся, того и лень сторонни…ся.
Если не труди…ся, то и хлеба не доби…ся.
Знания даром не даю…ся, они трудом достаю…ся.
Собери и запиши пословицы.
Кто (не) работает, торопись делом.
(Не) спеши языком, тот не ест.
Правда в огне (не) горит, чего (не) знаем.
Легко забыть то, и в воде не тонет.
Игра «Пословицы разбежались». (Соедините линиями части пословиц)
По одежде не суди, кто ничего не делает.
О пустяках спорить, горя не знать.
Отца с матерью почитать – войне не бывать.
Не ошибается тот, по делам гляди.
Дружно за мир стоять- дело упустить.
10)Объясните переносный смысл пословиц (соедините линиями).
Я про сапоги, а он про пироги - … как сделаешь работу, таков и
результат.
Шила в мешке не утаишь - … жить очень плохо, враждовать.
Что посеешь, то и пожнёшь - … отсутствие взаимопонимания.
Живут как кошка с собакой - … тайное всегда становится явным.
Самопроверка и самооценка работ учащимися.
Дети меняются листами с выполненной работой и самостоятельно её проверяют, сверяя с образцом (на слайде), и оценивают по предложенным критериям (на слайде).
Выставление отметок за урок.
V. Домашнее задание (на карточках).
Спишите пословицы. Вставьте безударные гласные в личных окончаниях глаголов.
Конь вырвется – догон…шь, а слова сказанного не ворот…шь. За чужим погон…шься – своё потеря…ешь. Глухому песен не пой – не услыш…т. Не ошиба…тся тот, кто ничего не дела…т. Не накорм…шь коня - далеко не уедешь. Дерево держ…тся корнем, а человек друзьями. Не место крас…т человека, а человек – место.
VI. Итог.
Рефлексия. Оценка учащимися своей деятельности на уроке.
- Ребята, как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
- Было ли вам интересно? Какие задания были сложными?
- Какое задание было самым интересным?
- Ребята, как вы считаете, где полученные знания вам могут пригодиться?
- Вы справились со всеми заданиями и показали, что умеете учиться, добывать знания, применять их.
- Впереди у нас еще много нераскрытых тайн родного языка. Я желаю вам успехов, потому что »грамоте учиться – всегда пригодится». Всем спасибо.