СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Гласная буква Я.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Гласная буква Я.»

Дата_____ класс____ учитель____________________________________ Лит.чтение

Тема урока: Гласные буквы Я,я

Цели:Образовательные:

-продолжить формировать умение находить в словах букву Я;- знать, какие звуки она обозначает;- читать слова с этой буквой;- совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом ,отвечать на вопросы по содержанию;

способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Задачи-продолжить знакомство с буквой Я, совершенствовать навыки чтения, развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, воспитывать любовь к Родине.

Формировать УУД:

Умение сравнивать звуковой состав слова и запись буквами, сопоставлять, анализиовать, классифициовать звуки и буквы.

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

Оборудование- презентация, набор индивид.схем для звукового разбора, видеоролик о России, песня, видео-физминутка, Азбука, раб.тетрадь.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно



Давайте поприветствуем наших уважаемых гостей, улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Настраиваемся хорошо и слаженно работать.

2. Актуализация знаний

- В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак..

1)звуки бывают гласные и… (согласные)

твёрдые и…(мягкие)

звонкие и…(глухие)

2). Звуки мы слышим, а буквы…(пишем)

3). В слове столько слогов, сколько… .(гласных)

4). После твёрдых согласных пишутся гласные.. ( а,о,ы,у).

5)После мягких согласных пишутся гласные… (я, и, е)

Какие буквы мы называем хитрыми или особенными? ( Е-Я)

Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.)

3.. Речевая разминка.

Чистоговорка

4.На доске слова. -Работа в парах

1. - Подумайте, посовещайтесь друг с другом и дайте нам ответ- Сколько в каждом слове

слогов.( соедините стрелкой)

-Ученики по одному ищут и называют слова ,которые состоят из 1,2,3-х слогов и соединяют с цифрой

НА ДОСКЕ(мяч, пять, ряд) ( яблоко, рябина, пятница) ( ящик, язык, пятно)

2.- В каких словах находится хитрая- особенная буква? )Почему?( обозначает два звука)

3.-О чем говорили на прошлом уроке? Предлагаю посмотреть видео (ВИДЕО)

Стихотворение о Родине

5. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. Послушайте загадку.


Великан стоит в порту,

Освещая темноту,



И сигналит кораблям:

«Заходите в гости к нам!» МАЯК (Слайд 2)

6.С.112 Работа по учебнику.

-Что изображено на иллюстрации?



-Что плывет по морю?

-Кто кружит над палубой корабля?

-Кто знает, для чего нужен на море маяк?

-А теперь мы прочитаем рассказ "Маяк". С.112( дети читают)

- Что такое маяк и для чего он нужен? (Башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове для указания пути судам)

- Произнесите слово МАЯК по слогам.

-Сколько в слове слогов? (2 слога)

-Произнесет только первый слог.?( ма ) Произнесите второй слог ?(як)

-Составьте звуковую схему слова. (СЛАЙД)

-Сколько в слове букв ? -Сколько звуков? Почему в слове звуков больше, чем букв?

-Слияние какого согласного звука с гласным вы слышите после 1 слога? [Й и А]

Какой согласный звук примыкает к нему? [ К ]

7.Кто пойдет к доске и составит схему к этому слову? Остальные на местах

Учение у доски составляет схему к слову. Если в классе ребята, кто не согласен с нашей схемой, просигнальте

А теперь Посмотрите на экран

8.Физминутка.-видео

9.Продолжение работы над буквой Я

Два звука, образовавших слияние [Й А], принято обозначать не двумя буквами, а одной. И такой буквой является буква Я.( слайд 4,5)

И сегодня она королева нашего урока..

А теперь давайте вспомним , как пишется печатная и письменная буква. Учитель демонстрирует изображение с письменным и печатным вариантом.


10.Работа по учебнику с.112, чтение слов

11. Продолжение изучения новой буквы.

-Прочитаем дружно слоги на с.113.( слайд )

-Какой звук мы слышим на конце каждого слога? [а]

-Какой звук стоит в каждом слоге перед я? согласный

-Значит делаем вывод, что буква я обозначает звук [а] только после согласного.

-Что делает буква Я с согласными?(смягчает их)

12. Физминутка.

А я вам приготовила сюрприз, чтобы вас удивить. Я поведаю вам удивительную историю об одном из существующих 7 чудес света.

-Когда то очень давно, в одном из самых богатых городов мира Александрии ,что находился на реке Нил ,чтобы обезопасить мореплавание ,было решено построить маяк на подходе к нему. Слайд

Строительство заняло пять лет. Маяк - это трехэтажная башня высотой 120 метров. На третьем этаже вечно горел громадный костер, отражавшийся в зеркалах. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами.

Маяк был и крепостью и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу.

С падением римской империи он перестал светить, обвалилась верхняя башня, стены нижнего этажа разрушились от землетрясения в XIV веке. Руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость и в ней существуют поныне.

Теперь вы поняли ,что такое маяк и для чего он нужен.

VI. Итог урока

– С какой буквой познакомились? Что нового о ней узнали ?– Кому сегодня было сложно?

– У кого всё получилось?– Вы сегодня все молодцы!– Спасибо за урок.– Урок окончен.




Составим таблицу верных и неверных утверждений. Красный –зеленый светофор







Сказка про букву Я


Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!