Задачи: систематизировать знания обучающихся по правописанию буквосочетаний «жи–ши»; сформировать навыки правописания слов с этими сочетаниями; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление.
Ход урока
I. Упражнение на развитие внимания.
– Рассмотрите картинку. Запомните, кто на них изображён, что делает. (Картинки убираются.)
– Кто изображён на картинке? Что держит в руке мальчик ? А девочка? Какого цвета сапоги у девочки, а пальто? И т. п.
II. Минутка чистописания.
III. Введение в тему урока.
– Прочтите скороговорку, записанную на доске.
С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши - и во ржи не души.
– Трудно ли было вам её произносить?
– Давайте прочтём ещё раз эту скороговорку. Какие звуки слышатся часто в словах скороговорки? ([Ш] и[Ж] ) Давайте все дружно пошипим.
– Как произносятся эти звуки в словах: твёрдо или мягко?
– Мы начинаем с вами изучать новый раздел «Гласные после шипящих».
– Ребята, можно ли звуки [Ж], [Ш] произнести так, чтоб они стали мягкими? Попробуйте. Не получается? Какой вывод можно сделать? (Звуки [Ж], [Ш] – всегда твёрдые, это шипящие звуки.)
– Кто сможет вспомнить правило написания сочетаний с данными буквами?
IV. Правописание «ЖИ–ШИ».
– Прочитайте четверостишие.(Страница учебника 98.)
Шшшу-шшшу – я мышка, шуршу.
Жжжу-жжжу – я жук и жужжу.
Чччок-ччччок – стучал каблучок.
Щщщёлк-щщщёлк – так щёлкал замок.
– В этих словах есть шипящие звуки? Назовите их. (Ш, ж, ч, щ – шипящие согласные.)
– Сравните произношение шипящих звуков. Мягко или твёрдо они произносятся? ([Ж], [Ш] – всегда твёрдые , [Ч], [Щ] – всегда мягкие согласные звуки.)
– А сейчас отгадайте загадки. Отгадки запишите в тетрадь.
Пьёт бензин, как молоко, Мы – проворные сестрицы,
Может бегать далеко, Бегать быстро мастерицы.
Возит грузы и людей, В дождь – лежим,
Ты знаком, конечно, с ней? В снег – бежим,
(Машина.) Уж такой у нас режим.
(Лыжи.)
– Прочтите, что записали. Подчеркните твёрдые шипящие одной линией. Какая гласная буква записана после твёрдых шипящих?
– Запомните правило:
Жи и ши, жи и ши –
С буквой И всегда пиши!
– Интересно получается: звуки [Ж] и [Ш] всегда твёрдые, но в буквосочетании ЖИ и ШИ пишется буква И. Это новое правило, которое нужно выучить и запомнить.
Все сочетания ЖИ и ШИ Только с буквой И пиши! |
– Чтобы лучше запомнить это правило (орфограмму), давайте прочитаем шуточное стихотворение и выполним небольшое задание.
Учитель пишет на доске слова с пропущенными слогами.
Е.., у.., мор.., чи..,
Ма..ны, ..ны, гара.. .
Ты в сочетаньях … и …
Лишь И пи..,
Лишь И пи..!
– Вставьте недостающие слоги.
– Прочтем хором это стихотворение. Запишите его в тетрадь.
– Найдите в тексте слова с ЖИ и ШИ и подчеркните карандашом сочетания ЖИ и ШИ.
– Что же мы узнали? Какое правило выучили?
Физкультминутка
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
V. Итог урока.
– Назовите шипящие звуки; а теперь - мягкие шипящие, твёрдые.
– С каким правилом сегодня познакомились на уроке?
Домашнее задание: стр. 99 упр. 3