СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ""Гласные после шипящих. Правописание ЖИ и ШИ "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка для учащихся с ОВЗ (ИН).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ""Гласные после шипящих. Правописание ЖИ и ШИ "»

Задачи: систематизировать знания обучающихся по правописанию буквосочетаний «жи–ши»; сформировать навыки правописания слов с этими сочетаниями; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление.

Ход урока

I. Упражнение на развитие внимания.

– Рассмотрите картинку. Запомните, кто на них изображён, что делает. (Картинки убираются.)

– Кто изображён на картинке? Что держит в руке мальчик ? А девочка? Какого цвета сапоги у девочки, а пальто? И т. п.

II. Минутка чистописания.

III. Введение в тему урока.

– Прочтите скороговорку, записанную на доске.

С мышами во ржи подружились ежи. 
Ушли в камыши - и во ржи не души. 

– Трудно ли было вам её произносить?

– Давайте прочтём ещё раз эту скороговорку. Какие звуки слышатся часто в словах скороговорки? ([Ш] и[Ж] ) Давайте все дружно пошипим.

– Как произносятся эти звуки в словах: твёрдо или мягко?

– Мы начинаем с вами изучать новый раздел «Гласные после шипящих».

– Ребята, можно ли звуки [Ж], [Ш] произнести так, чтоб они стали мягкими? Попробуйте. Не получается? Какой вывод можно сделать? (Звуки [Ж], [Ш] – всегда твёрдые, это шипящие звуки.)

– Кто сможет вспомнить правило написания сочетаний с данными буквами?

IV. Правописание «ЖИ–ШИ».

– Прочитайте четверостишие.(Страница учебника 98.)

Шшшу-шшшу – я мышка, шуршу.

Жжжу-жжжу – я жук и жужжу.

Чччок-ччччок – стучал каблучок.

Щщщёлк-щщщёлк – так щёлкал замок.

– В этих словах есть шипящие звуки? Назовите их. (Ш, ж, ч, щ – шипящие согласные.)

– Сравните произношение шипящих звуков. Мягко или твёрдо они произносятся? ([Ж], [Ш] – всегда твёрдые , [Ч], [Щ] – всегда мягкие согласные звуки.)


– А сейчас отгадайте загадки. Отгадки запишите в тетрадь.

Пьёт бензин, как молоко, Мы – проворные сестрицы,

Может бегать далеко, Бегать быстро мастерицы.

Возит грузы и людей, В дождь – лежим,

Ты знаком, конечно, с ней? В снег – бежим,

(Машина.) Уж такой у нас режим.

(Лыжи.)

– Прочтите, что записали. Подчеркните твёрдые шипящие одной линией. Какая гласная буква записана после твёрдых шипящих?

– Запомните правило:

Жи и ши, жи и ши

С буквой И всегда пиши!

– Интересно получается: звуки [Ж] и [Ш] всегда твёрдые, но в буквосочетании ЖИ и ШИ пишется буква И. Это новое правило, которое нужно выучить и запомнить.



Все сочетания ЖИ и ШИ

Только с буквой И пиши!

– Чтобы лучше запомнить это правило (орфограмму), давайте прочитаем шуточное стихотворение и выполним небольшое задание.

Учитель пишет на доске слова с пропущенными слогами.

Е.., у.., мор.., чи..,

Ма..ны, ..ны, гара.. .

Ты в сочетаньях … и …

Лишь И пи..,

Лишь И пи..!

– Вставьте недостающие слоги.

– Прочтем хором это стихотворение. Запишите его в тетрадь.

– Найдите в тексте слова с ЖИ и ШИ и подчеркните карандашом сочетания ЖИ и ШИ.

– Что же мы узнали? Какое правило выучили?

Физкультминутка

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.



V. Итог урока.

– Назовите шипящие звуки; а теперь - мягкие шипящие, твёрдые.

– С каким правилом сегодня познакомились на уроке?

  • Урок окончен. Всем спасибо.


Домашнее задание: стр. 99 упр. 3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!