Открытый урок
по окружающему миру
Тема урока: «Город на Неве».
Цели урока:
образовательные:
краткое ознакомление с историей возникновения города Санкт-Петербурга;
знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга;
расширение словарного запаса обучающихся;
приобщение к работе со справочной, энциклопедической литературой и электронным материалом;
проверить усвоение знаний о Москве и Московском Кремле
воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к великим свершениям и достойным страницам прошлого.
развивающие:
развитие умения правильно показывать объекты на физической карте России и читать план города;
развитие эмоциональной сферы, эстетического восприятия окружающего мира;
создание условий для активизации познавательной деятельности обучающихся;
воспитательные:
воспитание патриотических чувств, любви к Родине;
воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры.
Оборудование:
1).демонстрационный материал (для учителя) – Физическая карта России, план Санкт-Петербурга, компьютер, мультимедийное оборудование, экран, 2 презентации Microsoft PowerPoint, карточки с датами, названием городов, гербами
2).раздаточный материал – для групповой работы кроссворд, для парной 3 карточки с тестовым заданием
План урока.
1. Сообщение темы урока, постановка задач.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала (с использованием слайдовой презентации ).
4. Закрепление нового материала.
Ход урока.
I. Сообщение темы урока, постановка задач.
– В течение нескольких уроков мы совершали заочное путешествие по родной стране. Сегодня мы продолжим это увлекательное занятие и побываем в одном из красивейших городов мира, расположенном на берегах реки Невы. Наша задача не только полюбоваться его красотами, но и постараться запомнить историю рождения этого города, его достопримечательности, а также понять, почему он является гордостью нашего народа, государства.
Но прежде попытаемся восстановить в памяти впечатления, полученные во время путешествия в город, который называют «сердцем России».
II. Проверка домашнего задания.
– Герб какого города вы видите? (Герб Москвы)
– Покажите этот город на карте России.
– Чтобы понять, много ли вы знаете о Москве, предлагаю разгадать кроссворд.
(Групповая работа. Записать ответы на вопросы под номерами, соответствующим номерам кроссворда. Побеждает группа, не допустившая исправлений при проверке.) Тема урока: «Город на Неве».
Цели урока:
образовательные:
краткое ознакомление с историей возникновения города Санкт-Петербурга;
знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга;
расширение словарного запаса обучающихся;
приобщение к работе со справочной, энциклопедической литературой и электронным материалом;
проверить усвоение знаний о Москве и Московском Кремле
воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к великим свершениям и достойным страницам прошлого.
развивающие:
развитие умения правильно показывать объекты на физической карте России и читать план города;
развитие эмоциональной сферы, эстетического восприятия окружающего мира;
создание условий для активизации познавательной деятельности обучающихся;
воспитательные:
воспитание патриотических чувств, любви к Родине;
воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры.
План урока.
1. Сообщение темы урока, постановка задач.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала (с использованием слайдовой презентации ).
4. Закрепление нового материала.
Ход урока.
I. Сообщение темы урока, постановка задач.
- Сегодня мы вновь отправляемся путешествовать по стране. Что нам нужно в заочном путешествии? (Дети: Знания, наблюдательность, внимание, память, воображение)
- Посмотрите на доску. Вы видите 2 числа: 1147, 1703.
- Подумайте, может быть эти числа вам о чём-нибудь говорят?
1147- первое упоминание о Москве
А 1703 – это, наверное, год основания города, в который мы отправляемся сегодня.
- Москве 865, а этому городу 309.
- Этот город в 2003 году отметил свой 300-летний юбилей.
II. Проверка домашнего задания. (Слайд 1)
– Герб какого города вы видите? (Герб Москвы)
– Покажите этот город на карте России.
– Чтобы понять, много ли вы знаете о Москве, предлагаю проверить ваши знания по теме: “Москва. Московский Кремль”.
Кроссворд «Путешествие по Москве»
По вертикали:
4. Как называют воина, изображённого на гербе нашей столицы?
8. Самая главная, самая славная, самая красивая площадь Москвы.
9. Как называют 20 «сестёр», которые возвышаются над стенами Кремля?
10. Город, основанный более 860 лет назад, в настоящее время столица
России.
14. Храм, в восстановлении которого принимали участие миллионы россиян, внося пожертвования.
По горизонтали:
1. Сердце Москвы.
2. Какого цвета кирпич, из которого сложены стены Московского Кремля?
3. Там находится телевизионный центр.
5. Первая пешеходная улица столицы.
6. Как называются часы, по которым сверяет время вся наша страна.
7. Культурное учреждение, которое прославилось на весь мир своими
оперными и балетными постановками.
10. Усыпальница В.И. Ленина, построенная из красного мрамора, находится на Красной площади.
11. Он находится на Цветном бульваре.
12. Князь Юрий Долгорукий – … города Москвы.
13. Музей картин великих художников – Третьяковская …
– В течение нескольких уроков мы совершали заочное путешествие по родной стране. Сегодня мы продолжим это увлекательное занятие и побываем в одном из красивейших городов мира, расположенном на берегах реки Невы. Наша задача не только полюбоваться его красотами, но и постараться запомнить историю рождения этого города, его достопримечательности, а также понять, почему он является гордостью нашего народа, государства.
- Этот город называют северной столицей нашего государства. И это неспроста. Он более 200 лет был столицей России. Как вы думаете, этот город находится южнее или севернее Москвы? (Он находится севернее, чем Москва.)
- Кто догадался, о каком городе идёт речь? (Санкт- Петербург).
III. Изучение нового материала.
(Слайд 2) «Город на Неве»
– Перед вами открывается панорама красивейшего города мира. Он стоит на реке Неве.
– Знаете ли вы, где находится Нева? Покажите на карте России. (Слайд 4)
– Какой город раскинулся на её берегах?
– Что вы знаете об этом городе?
– Приходилось ли вам бывать в Санкт-Петербуге? Что запомнилось?
(Слайд 5) «Знаете ли вы?»
– Прочитайте слова, появившиеся на экране.
– Что обозначают эти названия?
– Почему их несколько?
(Слайд 6) «Северная столица»
1. Текст на слайде.
2. – Знаете ли вы, как был построен Санкт-Петербург?
– Кто был его основателем?
(Слайд 7 ) «Основатель Санкт-Петербурга»
1. – Перед вами появился портрет человека, которым гордится Россия.
– Можете ли вы назвать его имя?
(Открыть первое предложение на слайде)
2. Текст на слайде (до конца).
«День рождения Санкт-Петербурга»
Текст на слайде.
В Санкт – Петербурге несколько памятников Петру I. Одним из символов города Петрова считают именно этот памятник Петру, поставленный на Сенатской площади по указу императрицы Екатерины II. Чаще его называют Медный всадник.( чтение статьи учебника)
3. Работа по учебнику.
* Чтение текста вслух хорошо читающим учеником (с. 109)
* Проверка восприятия текста.
– Где стоит Петропавловская крепость?
– Из чего сделаны её стены?
– Что происходит в крепости ровно в полдень?
(Слайд 8-10) «Шпиль Петропавловского собора»
1. Пётр Первый решил построить здесь новую современную столицу России. Строительство Петербурга началось с сооружения на Заячьем острове Петропавловской крепости. Петропавловский собор с его необычным золоченым шпилем долгое время считался самым высоким зданием в России.Вид 1.
(Слайд 11) «Петропавловская крепость»
1. – Так выглядит сейчас Петропавловская крепость, с которой началась застройка будущего города, которому Петр I придавал огромное значение. Небесный покровитель царя, апостол Пётр, считается хранителем ключа от рая. Так и получил своё название новый город – Санкт-Петербург, в честь апостола Петра.
2. Работа по учебнику.
– Петр I решил строить город по-особенному, не так, как все другие города в мире. Обычно любой город рождался постепенно и беспорядочно. Петербург же сразу застраивался по единому плану царя. А он любил всё прямое, чёткое и точное. Царь прочертил на карте три прямые линии, словно лучи, сходящиеся к Неве. Это были главные улицы. Одна из них стала потом Невским проспектом.
Рассмотрите в учебнике план современного города (с. 107) (Слайд 12) найдите Невский проспект, реку Неву. Вы видите, как изменился город со времён Петра I, в нём значительно возросло количество улиц, площадей, но сохранился их строгий порядок.
В современном Санкт-Петербурге проживает свыше 4,5 миллионов жителей. В летнее время численность населения значительно возрастает за счёт туристов, которые стремятся познакомиться с достопримечательностями старинного русского города.
(Прочитайте названия достопримечательностей на плане, с. 107)
Петр хотел, чтобы его город стал не только примером для всей России, но чтобы и вся Европа заговорила о Санкт-Петербурге с восхищением.
(Слайд 13) «Достопримечательности Петербурга»
Санкт – Петербург – город музеев. В Петербурге 47 музеев. Санкт - Петербург более 200 лет был столицей России. В середине 18 века на набережной Невы был построен Зимний дворец. (Слайд 14)
– Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга. На ней стоит Зимний дворец, который в прошлом был резиденцией русских царей, а в настоящее время одно из пяти зданий Государственного Эрмитажа (одного из самых крупных музеев мира). (Слайд 15)
В центре возвышается Александровская колонна (47,5 м), установленная в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Колонну назвали Александровской, в честь императора Александра I, в царствование которого была выиграна война.
На верхушке укрепили государственный флаг. Через два года туда водрузили скульптуру ангела. (Слайд 16)
(Слайд 17) «Адмиралтейство»
– Санкт-Петербург – колыбель русского флота. Здание Адмиралтейства было заложено, как корабельная верфь Петром I, достроено только спустя 162 года. Так оно выглядит сейчас. Башня увенчана фигуркой парусника, которая является символом Петербурга.
К башне Адмиралтейства сходятся три основных магистрали: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховская улица.
Санкт-Петербург является крупным морским портом, поэтому на гербе города, кроме шпиля с двуглавым орлом, помещены морские якоря.
(Слайд 18) «Летний сад»
– А сейчас мы окажемся у ворот чугунной ограды знаменитого летнего сада. Через год после начала строительства города Петр I велел заложить Летний сад. Это было невиданное диво для прежней России. Кругом и так стоял лес. Но царь приказал его вырубить, насыпать дорожки и посадить ровными рядами деревья, которые садовники стали подстригать. Между деревьями расставили мраморные скульптуры греческих богов, построили фонтаны. Из различных стран привозили в сад розы, тюльпаны, белые лилии…
(Слайд 19) «В летнем саду»
– Там же в Летнем саду Пётр приказал построить ему летний дворец.
Летний сад получился на славу и до сих пор радует петербуржцев и гостей города.
(Слайд 20-25) Санкт - Петербург называют Северной Венецией. Здесь много рек, каналов. Поэтому и большое количество мостов. В летнее время в Санкт- Петербург приезжает много туристов полюбоваться белыми ночами и увидеть как разводят мосты. Дворцовый мост – разводной.
Но достопримечательностями этого города являются не только разводные мосты. Например, очень известен мост украшенный скульптурными композициями Клода – Аничков мост, а у Египетского моста вы увидите сфинкса.
(Слайды 26 - 30) «Михайловский замок», «Петергоф»,
«Царское село», «Павловск»
Изящным изумрудным ожерельем окружают Петербург ансамбли пригородных императорских дворцов. Потрясающее величие и роскошь придают они образу Северной столицы. Дворцы строились из камня, на века.
Гранитная набережная и чугунная ограда удачно дополняют Михайловский замок.
- И по сей день чаруют своей красотой загородные дворцы императорской семьи в окрестностях Петербурга, окружённые живописными парками. Очень красив и знаменит - Петергоф.
Торжественной, впечатляющей мелодией воды и камня звучит излюбленное детище Петра Великого – ансамбль Петергофа.
Царское Село поражает фантастическим дворцом Елизаветы Петровны, окружённым садами и парками.
Неповторимый Павловск – это творение Павла I и императрицы
Марии Фёдоровны.
(Слайд 31) «Военно-морской музей»
– С историей русского военного флота можно познакомиться в Военно-морском музее.
(Слайд 32) «Крейсер «Аврора»
– Крейсер «Аврора» знаменит тем, что подал залповый сигнал к началу революционного восстания. До этого он получил боевое крещение в Русско-японскую войну. После войны крейсер стал учебным кораблём для будущих моряков. В годы великой Отечественной войны крейсер участвовал в героической обороне Ленинграда. Сейчас является частью Центрального военно-морского музея.
(Песня «Крейсер «Аврора», муз. Шаинский В., сл. Матусовский М.)
Физкультминутка.
(Слайд 33) «Кунсткамера»
– Санкт-Петербург – город удивительных музеев. Одним из них является Кунсткамера. В её многочисленных выставочных залах собраны диковинные экспонаты.
(Слайд 34) «Русский музей. Памятник А.С. Пушкину»
1. Стихотворение на слайде.
2. – Так гениальный русский поэт А.С.Пушкин воспевает изумительный город на Неве. Эти строки помогают нам представить величие, строгость, гордую красоту Петербурга и необычайность его белых ночей.
Милы были сердцу поэта безлунные белые ночи, которые наступают в Петербурге в конце мая и длятся около двух месяцев (с 25-26 мая по 16-17 июля).
Памятник А.С. Пушкину воздвигнут на площади, перед зданием Русского музея, который может познакомить вас с культурой и традициями великого русского народа через соприкосновение с шедеврами русского изобразительного искусства.
(Слайд 36) «Медный всадник»
1. Текст на слайде.
2. – История создания этого монумента необычна. Место для установки выбрали на берегу Невы, близко от Адмиралтейства. Скульптор придумал выполнить фигуру Петра Великого в виде медного всадника на вздыбленном коне и установить на высеченном из скалы постаменте. На воплощение этого замысла ушло несколько лет.
3. Работа по учебнику (с. 110 – 111)
* Чтение текста вслух учащимися.
* Беседа по прочитанному тексту:
– Что такое монолит? (прочитайте)
– Сколько человек вырубали камень из скалы?
– Сколько времени на это было потрачено?
– Каким способом камень доставили к воде?
– Как его переправляли к нужному месту по воде?
– Чем занимались мастера-каменотёсы во время переправы «Гром-
камня»?
(Слайд 37 - 40) «Казанский собор», «Исаакиевский собор»,
«Собор Воскресения Христова», «Смольный собор»
– Санкт-Петербург, будучи столичным городом, имел высокую церковную культуру. Представление общего облика Санкт-Петербурга будет неполным, если не упомянуть о храмах, которые, несомненно, можно назвать образцами высокохудожественных произведений искусства.
Удивляет неподражаемое разнообразие архитектурных стилей. Жемчужиной петербургского церковного зодчества является собор Смольного монастыря.
IV. Закрепление нового материала.
Викторина.
1. Как называется город, стоящий на Неве?
2. Кто был основателем Санкт-Петербуга?
3. В честь кого назван город Санкт-Петербуг?
4. Как иначе назывался этот город?
5. Как называется главный проспект Санкт-Петербуга?
6. С возведения какого сооружения началось строительство Санкт - Петербурга?
7. Какой символ укреплён на шпиле Петропавловского собора и
Александровской колонны?
8. Как называется главная площадь Санкт-Петербуга?
9. В честь кого воздвигнут памятник «Медный всадник»?
V. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь № 2 к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» / А.А. Плешаков. – с. 49 – 52, № 1 - 5 – дифференцированно.
VI. Итог урока.
– Сегодня мы смогли познакомиться только с самыми основными достопримечательностями Северной столицы.
Путешествие по этому уникальному городу можно продолжить, обратившись к детским журналам, энциклопедиям, материалам на электронных носителях, Интернету. Обязательно помните, что историческое и культурное наследие нашей страны необходимо сохранять для будущих потомков, будущих россиян.
Материалы к уроку.
1. Плешаков А.А. «Окружающий мир»: учебник для 2 кл. нач.шк. в 2 ч., 10-е изд.- М.: «Просвещение», 2009 г.;
2. Рабочая тетрадь в 2 ч. к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» Плешаков А. А.-М.: «Просвещение», 2011 г.
3. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. М.: «ВАКО», 2011.
4. Бочарова М.И. Из опыта преподавания истории. / М.И. Бочарова // Начальная школа. – 1997 – № 9.
5. Клёпа в Санкт-Петербурге. // Клёпа. – 2003 – № 90.
6. Приключение Мурзилки в Петербурге. // Мурзилка. – 1999 – № 9.
7. Троицкая Н.Б. «Мой Пушкин» – тема урока в III классе. / Н.Б. Троицкая // Начальная школа. – 1999 – № 6.
8. Электронный материал. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.– 2010.
9. Сайты Интернета:
www.gov.spb.ru
www.walkspb.ru
http://www.melodiimp3.ru/load/drugie_mp3_melodii/kolokolnyj_zvon_2/14-1-0-501
13