Урок №5 Внешнее строение листьев. Урок биологии 6 класс по учебнику биология «Многообразие покрытосеменных растений» автор: В.В. Пасечник, издательство «Дрофа» Вертикаль. Урок изучения нового материала -45 минут.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, гербарии растений, лупа ручная.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные УД | • опознают понятия «лист», «черешок», «листовая пластинка» , «простой лист», «сложный лист», «Жилкование», «листья черешковые и сидячие», адекватно используют их в собственной речи | 1 уровень — понимание, адекватное употребление в речи |
• рассказывают и показывают по таблице (особенности внешнего строения листа) | 2 уровень — воспроизведение |
• анализируя и оценивая факты, узнают простые и сложные листья и их виды, листорасположение на стебле, черешковые или сидячие | 3 уровень — реконструкция (преобразование) информации |
Регулятивные УУД | • самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют вопросы | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий |
• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления Выполнение Л.Р. | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний о методах биологических исследования |
Познавательные УУД | • сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников | 2 уровень — совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся |
Коммуникатив-ные УУД | • готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | 1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя |
Личностные УУД | • осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы | 2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов |
Организационный момент:3мин.
-
Связь с предыдущим материалом
Что такое побег?
Почему побег называют сложным органом?
Назовите основные части побега.
Что такое лист?
Определение темы урока. Объект изучения лист. Изучить функции листа, внешнее строение и внутреннее строение, разнообразие листьев.
Цель: Изучение внешнего строения и разнообразия листьев
-
Все ли листья одинаково выглядят?
-
Выберите отдельно в стопку листья берёзы.
-
Почему вы выбрали именно эти листья?
-
Что их объединяет с другими листьями?
-
На какие основные части можно разделить лист?
-
На какие группы по особенностям строения их можно разделить?
-
Изучение нового материала 12мин.
Слайд №4 классификация листьев.
По наличию или отсутствию черешка листья делятся на черешковые и сидячие.
-
Может быть, тебе приходилось видеть, что у некоторых растений листовая пластинка "сидит" на стебле безо всякого черешка. Такие листья и называются сидячими. Сидячие листья можно увидеть у гвоздики, льна, пшеницы, традесканции.
-
Растения, у которых есть черешок, называются черешковыми.
По количеству листовых пластинок они делятся на простые и сложные. Найти и выписать определение простых и сложных листьев. Проверка слайд №6. Виды сложных листьев слайд №7,8,9,10. У простых листьев по форме листовой пластинки листья так же делятся на 3 группы. Учащиеся записывают-приводят примеры.
А теперь давай приглядимся к разным листьям еще внимательнее. Можно даже рассмотреть их на свет. Ты, наверное, уже догадываешься, о чем пойдет речь! Конечно, о том замечательном кружевном узоре, который образован жилками листа. Он называется жилкованием листа.
-
Приходилось ли тебе находить в лесу на земле прошлогодний лист осины? Это удивительное кружевное чудо! Все мягкие ткани листа сгнили за зиму. Осталась только тончайшая сеточка из более прочных жилок. Такое жилкование называется сетчатым.
-
А теперь поднеси к свету лист клена. Ты видишь, что крупные жилки расходятся из одной точки у черешка? Это пальчатое жилкование.
-
Берем еще один лист. Пусть это будет подорожник или ландыш. Видишь, все жилки, кроме центральной, изогнуты, как дуги? Это жилкование называется дуговым.
Найти в тексте и выписать типы жилкования листьев. Все ли мы их перечислили?
Листорасположение такое же как у почек. Перечислите их?
Изменение внешнего строения листьев называется их видоизменением. Оно связано с тем, что лист выполняет не свойственные ему обычно функции, приспосабливаясь к условиям среды обитания.
-
Посмотри на колючий кактус. Где его листья? Они превратились в сухие жесткие колючки, чтобы меньше испарять воду. Ведь кактусы растут в очень засушливых районах.
-
А у гороха верхние листовые пластинки перистосложного листа стали цепкими изящными усиками.
А вот совсем удивительные листья. Они умеют ловить и поедать животных. Перед тобой росянка. Это растение – хищник. Видишь, листья росянки покрыты волосками, выделяющими капельки особого клейкого вещества? Усевшись на такой листок, насекомое просто-напросто приклеивается к нему. Тогда листочек начинает сжиматься, крепко "обняв" свою жертву. Когда лист вновь раскроется, на листочке остаются лишь крылышки да лапки бывшей мухи. Все мягкие ткани насекомого росянка переваривает и всасывает. Другие видоизменения какие вы видите на схеме? Какие функции выполняют эти листья?
-
Релаксация –отдых 2мин.
-
Закрепление
Самостоятельная работа с гербариями листьев 15мин.
Изучить образцы выданных вам гербариев листьев определите особенности их внешнего строения. Заполните таблицу.
Название раст. | Череш. или сид. | Прост., сложн. | жилкование | Листораспол. |
клён | | | | |
земляника | | | | |
рябина | | | | |
липа | | | | |
берёза | | | | |
-
Проверка заполнения таблицы 2мин.
-
Тест и взаимопроверка 7мин.(прилагается)
-
Рефлексия слайд №20 3мин.
Д/З §6 сдать таблицы на проверку.1мин.