Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Организационный момент. Мотивация. | Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс! И для меня уже награда – внимание ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок, Скрестите шпаги ваших мнений- Мы вместе проведем урок! Ребята, я рада, что вы пришли на урок биологии, чтобы узнать что-то новое из этой сложной, но очень интересной и занимательной науки биологии. Пусть у нас на уроке биологии сегодня царит только взаимопонимание и уважение друг к другу. «Человек – хоть будь он трижды гением – Остается мыслящим растением. С ним в родстве деревья и трава. Не стыдитесь этого родства. Вам даны до вашего рождения Сила, стойкость, жизненность растения» ( С. Маршак) | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу. | Регулятивные: волевая саморегуляция на протяжении урока, организация рабочего. Личностные : самоопределение к деятельности, положительная мотивация к учебной деятельности. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника. |
2.Актуализация опорных знаний | Ребята, скажите, а растение это живой организм? - Из чего состоят все живые организмы? - О каких органах растений вы уже знаете? - Давайте проверим насколько хорошо вы знаете эти органы растений и для этого вы решите тест. 1. Корень выполняет функции: А) защитную; Б) поглощает воду и минеральные вещества; В) обеспечивает фотосинтез. 2. Корневая система с хорошо развитым главным корнем называется: А) боковой; Б) мочковатой; В) стержневой; 3. Побег состоит из: А) стебля; Б) корня; В) семян. 4. Стебель выполняет функцию: А) опорную; Б) защитную; В) обеспечивает газообмен. 5. Корневые волоски образуются в зоне А)деления; Б) проведения; В) всасывания. А теперь поменяйтесь со своими соседями тетрадями и проверьте правильность выполнения теста. Б, 2. Б, 3. А, 4. А, 5. В. 5 правильных ответов «5» 4 правильных ответов «4» 3 правильных ответов «3» 1 и 2 правильных ответов «2» | Да Органов Корень, побег, цветок, семя. Ученики отвечают на вопросы, решают тест, Взаимопроверка. | Познавательные УУД: Анализ полученных знаний о планетах солнечной системы; структурирование знаний. Коммуникативные УУД: Умение находить общее решение; учёт разных мнений и умение обосновывать своё. |
3.Создание проблемной ситуации. | А теперь послушайте загадку! Отгадав ее, узнаете тему нашего урока. Из точек появляются, Весною распускаются, Летом шелестят, Осенью – летят. ( листья) Итак, как будет называться тема нашего урока? | Листья | Познавательные: построение речевых высказываний, анализ, синтез, выдвижение гипотез, их обоснование. Коммуникативные: учёт мнений собеседника, умение слушать. |
4.Целеполагание.Формулировка темы урока. | -На доске я написала слова посмотрите на них, ребята (листорасположение, жилкование, сидячий, простой, черешковый, сложный, функции листа) -Что вы, ребята можете о нем сказать? (новые слова) -А как вы думаете, для чего я его сделала? (чтобы показать нам то, что мы сегодня должны изучить) -А какова цель нашего урока? (мы должны изучить вопросы о листорасположении, о жилковании, о простых и сложных листьях) -(обобщаю цель урока) Мы сегодня узнаем о листе, как о важной составной части побега; познакомимся с особенностями внешнего строения; научимся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования | Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезу. Моя цель на уроке узнать о…. | Личностные: смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: умение слушать собеседника, отвечать на вопросы учителя. Познавательные: анализ, синтез, построение речевого высказывания, формулировка проблемы. Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование. |
5.физ.минутка | Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения. Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.) Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.) И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.) Будто опять закружиться хотят.(Поднимаются, кружатся.) | Делаю упражнения. | Личностные :установка на ЗОЖ. |
6. Новая тема | Лист – надземный орган растения. Где располагается лист? (на стебле) Ребята, у меня в руках разные растения, одинаковые ли на них листья? (разные) Сейчас, посмотрите на экран и скажите из каких частей состоит лист? (листовая пластинка, черешок, прилистники) А на этом растение имеются ли такие же части? (нет черенка, но имеется листовая пластинка). -Ребята, как вы, думаете можно назвать эти растения? (черенковые, сидячие) А сейчас мы разделимся на 2 группы. - Ребята, посмотрите на обратную сторону листа, что вы там видите?) (жилки) - А теперь посмотрите на гербарные экземпляры и скажите, одинаковые ли они (нет) Ваша задача ребята с помощью определителей составить описание листьев, которые даны у вас на столах. группа: Рассмотрите лист, определите тип его жилкования пользуясь определителем. Тип жилкования: Зарисуйте: Определите к простому или сложному относится данный вам лист Лист: На черешке………….. листовая пластинка. Одинаково ли располагаются листья на побеге? Какое листорасположение имеет данный вам экземпляр (работа по определителю) группа Рассмотрите лист, определите тип его жилкования пользуясь определителем. Тип жилкования: Зарисуйте: Определите к простому или сложному относится данный вам лист Лист: На черешке………….. листовых пластинок. Одинаково ли располагаются листья на побеге? Какое листорасположение имеет данный вам экземпляр (работа по определителю). Итак, какой можно сделать вывод по данной работе? (1. выделяют дуговое, сетчатое и параллельное жилкование листьев. 2. Различают простые и сложные листья, простые состоят из одной листовой пластинки, а сложные из нескольких) Обратимся к словам которые написаны на доске. Английский ученый Томсон « лорд Кельвин» в XIX веке утверждал, что человечеству грозит удушье, поскольку в воздух выделяется большое количество углекислого газа». Однако это утверждение опроверг К. А. Тимирязев. Скажите, кто из этих ученых прав и почему? (фотосинтез) Если листья обеспечивают фотосинтез, значит в них протекает ….(газообмен) Поэтому функции листа будут: фотосинтез, газообмен, испарение воды. | Отвечают на вопросы. Работают в группах | Познавательные УУД: Анализ, синтез, моделирование ,построение речевого высказывания. Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, находить общее решение; учёт разных мнений и умение обосновывать своё, умение работать в паре. Регулятивные: контроль, оценка. |
7.Первичное закрепление | 1. Подпишите основные части в листе:    2 Соедините тип листа с соответствующим рисунком Сложный лист Простой лист  Правильно составьте схему.  Какие выводы можно сделать по уроку? Учащиеся делают выводы | Заполняют схемы. Соотносят рисунки | Познавательные: анализ, синтез, моделирование, смысловое чтение, классификация, построение речевого высказывания. Коммуникативные: учёт мнений собеседника, умение слушать. |
8.Рефлексия. Подведение итогов. | Ребята, у меня в руках разные листочки, выберите себе по листочку, но учтите, что зеленый лист означает, что вам сегодня было легко и все понятно, желтый, что вы испытывали трудности и красный, что вам было очень тяжело. Скоро прозвенит звонок, Пора заканчивать урок. Пожелания: Желаю успехов, вдохновения и хорошего настроения!!! | Самооценка настроения после урока. Сравнение результата. | Регулятивные: рефлексия, оценка деятельности. Коммуникативные: умение слушать собеседника, отвечать на вопросы учителя. |
Д З | П. | | |